Ида, Пингала, Сушумна, Кундалини, Чакры.
Ида, Пингала, Сушумна, Кундалини, Чакры.
Внутренняя структура сушумны весьма сложна. Это не полая и безжизненная трубка. Иногда в ней возникают энергетические импульсы, продвигающиеся вдоль канала и оживляющие его. Это можно обнаружить по одновременному и свободному прохождению воздуха через обе ноздри, что, конечно, еще не означает подъема кундалини, но указывает уже на открытый канал сушумны или активизацию его. В сушумне время от времени возникают импульсы, но энергетический заряд этих импульсов настолько слаб, что пока не способен даже дотянуться до кундалини.
Концентрация на сушумну в сочетании с определенными разработанными йогическими практиками постепенно создадут необходимые предпосылки для пробуждения кундалини.
При концентрации на сушумну оживляются и другие три нади, которые расположены внутри сушумны. Чем глубже вы погружаетесь, тем чище становятся ваши нади.
Поначалу внутри сушумны очищается верхняя ваджра нади, затем читра или читрини нади, лежащая под ней и, наконец, самая тонкая и глубоко расположенная брахма нади. Эта важная нади носит имя Брахмы, потому что сквозь этот канал осуществляется связь с высшими центрами сознания и стимуляция их активности. Когда кундалини шакти вступает в этот канал - продуцируется трансцендентальный опыт.
Пока сушумна пассивна, а ида или пингала активны, все другие нади подпадают под влияние энергетики манаса шакти или прана шакти.
Чтобы оживить сушумну, свара йог так управляет своим дыханием, чтобы оно протекало равномерно через обе ноздри в течение длинных периодов.
Хатха Йога Прадипика объясняет, что «сушумна заблокирована нечистотами других нади». Поэтому мы должны очистить всю систему, и лишь после этого сушумна откроется автоматически. Затем необходимо научиться управлять идой и пингалой так, чтобы сбалансировать положительные и отрицательные потоки энергии. Без этого невозможно создать подходящей среды для активизации сушумны.
Символика триединой энергии
Отрицательная ида, положительная пингала и нейтральная сушумна присутствуют, как слагаемые, во всех формах жизни в различных пропорциях. Природа проявляет эти формы, играя этими пропорциями, а общий энергетический потенциал определяет специфические характеристики каждой формы.
Свара йога обнажает пред нами положительные, отрицательные и нейтральные признаки трех нади во всех проявлениях.
В данной таблице ида воплощает саттву, в то время как сушумна олицетворяет тамас. Это означает, что сушумна пребывает в инертном состоянии или в тамагуне, потому что без пробуждения сушумны и восхождения кундалини нет подлинной эволюции. Однако в тамасической сушумне сокрыты три нади, каждая из которых обладает своим качеством и потенциальными возможностями полностью пробудить сушумну и поднять кундалини. Поэтому сушумна - это тамас, ваджра нади - раджас и читрини - саттва.
Трансформация трех гун или модусов природы означает эволюцию по ту сторону времени и пространства, ума и тела, иды и пингалы. С этой точки развития вся накопленная шакти пронизывает брахма нади и преобразует инертную сушумну опытом пробужденного самосознания и «рождения свыше».