Искателям Истины...
Искателям Истины...
В первой главе «Веданта-сутры» дается определение Абсолютной истины:
джанмадйасйа йатах
«Источник всего сущего есть Абсолютная Истина».
Ведические мудрецы познавали этот источник в трех ипостасях:
брахмети параматмети бхагаван ити шабдьяте
В этом стихе из «Шримад-Бхагаватам» сказано, что Абсолютную Истину называют либо Брахманом, либо Параматмой, либо Бхагаваном. Далее приведен онтологический анализ каждой из трех этих категорий.
1. Брахман
В «Бхагавад-гите», в последнем стихе четырнадцатой главы, сказано:
брахмано хи пратиштхахам
амритасйавйайасйа ча
шашватасйа ча дхармасйа
сукхасйаикантикасйа ча
Здесь о Брахмане говорится, как о «безличной субстанции, бессмертной, неуничтожимой и вечной, которая есть средоточие высшего, изначального блаженства». При этом упоминается источник, или основа этой субстанции – Шри Кришна. Также в «Брахма-самхите» Брахман сравнивают с лучами солнца. В этой субстанции не существует дифференциации энергий, другими словами, в Брахмане присутствует только вечность. «Шри Ишопанишад» называет Брахман «ослепительным сиянием, скрывающим лик Бога». Постижение Брахмана практически невозможно, поскольку процесс постижения подразумевает существование постигаемого и постигающего, а в Брахмане таких различий не существует. Однако, поскольку Брахман – не что иное, как сияние духовного тела Шри Кришны, существует возможность постичь вкус Брахмана, что, впрочем, связано со множеством трудностей. Это подтверждается в «Бхагавад-гите»:
клешо ‘дхикатарас тешам
авйактасакта-четасам
авйакта хи гоатир духкхам
дехавадбхир авапйате
«Тем, чей ум сосредоточен на непроявленном, безличном аспекте Всевышнего, очень трудно идти по пути духовного развития. Для воплощенных живых существ каждый шаг на этом пути дается с большим трудом».
Путь тех, кто избрал своей целью постичь вкус Брахмана, заключается в тщательном изучении Упанишад, анализе тончайших внутренних ощущений и постоянной оценке, что есть Брахман, а что таковым не является. Также он должен научиться владеть своими чувствами, служить каждому живому существу и заботиться о всеобщем благе. Согласно Ведам, этот путь считается косвенным путем постижения Абсолютной Истины.
2. Параматма
Санскритское слово параматма переводится как «Высшая душа». Это частичное проявление, или экспансия Верховной Личности Бога. Вот что говорят о Параматме Упанишады («Мундака-упанишад» и «Шветашватара-упанишад»):
самане врикше пурушо нимагно
‘нишайа шочати мухйаманах
джуштам йада пашйатй анйам ишам
асйа махиманам ити вита-шоках
«Две птицы (душа и Свердуша) сидят на ветвях одного и того же дерева (древа материального мироздания), но одна из них пребывает в постоянной тоске и тревоге, ибо пытается насладиться плодами этого дерева. Но если по той или иной причине страждущая душа обратит взор на своего друга, Верховного Господа, и осознает Его величие, она тут же освободится от всех тревог и беспокойств».
Вот как описывает Параматму «Бхагавад-гита»:
сарватах пани-падам тат
сарвато ‘кши-широ-мукхам
сарватах шрутимал локе
сарвам авритйа тиштхати
«Повсюду Его руки и ноги, Его глаза, головы, лица и уши. Так Господь в образе Сверхдуши пронизывает Собой все сущее».
сарвендрийа-гунабхасам
сарвендрийа-виварджитам
асактам сарва-бхрич чаива
ниргунам гуна-бхоктри ча
«Сверхдуша является первоисточником всех чувств, хотя Сама не обладает ими. Обеспечивая каждое живое существо всем необходимым для жизни, Господь тем не менее ни к чему не привязан. Трансцендентный к материальным гунам, Он вместе с тем является их повелителем».
бахир анташ ча бхутанам
ачарам чарам эва ча
сукшматват тад авиджнейам
дура-стхам чантике ча тат
«Высшая Истина пребывает внутри и вне всех живых существ, как движущихся, так и неподвижных. Поскольку Она тонкая по природе, Ее невозможно постичь с помощью материальных чувств. Она бесконечно далеко и вместе с тем очень близко».
авибхактам ча бхутешу
вибхактам ива ча стхитам
бхута-бхартри ча тадж джнейам
грасишну прабхавишну ча
«Хотя Сверхдуша кажется поделенной между живыми существами, Она едина и неделима. Она хранит все живые существа, но следует знать, что Она также поглощает и проявляет их все».
джйотишам апи тадж джйотис
тамасах парам учйате
джнанам джнейам джнана-гамйам
хриди сарвасйа виштхитам
«Она – источник света во всех светилах. Непроявленная, Она находится за пределами тьмы материального мира. Она – знание, объект познания и цель познания. Она пребывает в сердце каждого».
Чтобы ощутить присутствие Сверхдуши в своем сердце, необходимо прекратить деятельность материальных чувств, перестать видеть, слышать, ощущать вкус и т.д. Только тогда человек сможет ощутить, что Сверхдуша находится всюду. Осознав это, он перестает испытывать враждебность: он ко всем относится одинаково, будь то человек или животное, ибо видит только душу, а не внешнюю оболочку. Разумеется, для современного человека этот метод постижения Абсолютной Истины неприемлем.
3. Бхагаван
В двенадцатой главе «Бхагавад-гиты» мы находим следующие два стиха:
йе тв акшарам анирдешйам
авйактам парйупасате
сарватра-гам ачинтйам ча
кута-стхам ачалам дхрувам
саннийамйендрийа-грамам
сарватра сама- буддхайах
те прапнуванти мам эва
сарва-бхута-хите ратах
«Те же, кто заботится о всеобщем благе и, обуздав все свои чувства и одинаково относясь ко всем живым существам, целиком посвящает себя поклонению непроявленному, неопределенному, недоступному восприятию чувств, вездесущему, непостижимому, неизменному, постоянному и неподвижному – безличному аспекту Абсолютной Истины, - те в конце концов достигают Меня».
Эти слова принадлежат Шри Кришне. Именно Его все ведические писания провозглашают Бхагаваном, Верховным Господом, высшим проявлением Абсолютной истины, источником как Параматмы, так и Брахмана.
Личностная природа Абсолютной Истины может смутить современных искателей истины, для которых любой намек на личностное существование накладывает своего рода ограничение на безграничное. Таким людям кажется, что Абсолютная Истина должна быть безличной. Однако, в соответствии с обозначением Абсолютной Истины, данной Веданта-сутрой, Она (истина) суть источник всего сущего. Поскольку мы на каждом шагу своей жизни видим проявления личностного существования, то логично предположить, что Абсолютная Истина также должна содержать в себе личностное бытие.
Качества этого Высшего личностного бытия описываются в «Бхагавад-гите» следующим образом:
маттах паратарам нанйат
кинчид асти дхананджайа
майи сарвам идам протам
сутре мани-гана ива
«О завоеватель богатств, нет истины выше Меня. Все сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить».
расо ‘хам апсу каунтейа
прабхасми шаши-сурйайох
пранавах сарва-ведешу
шабдах кхе паурушам нришу
«О сын Кунти, Я – вкус воды, свет солнца и луны, и Я – слог ом в ведических мантрах. Я – звук в эфире и талант в человеке».
пунйо гандхах притхивйам ча
теджаш часми вибхавасау
дживанам сарва-бхутешу
тапаш часми тапасвишу
«Я – изначальный аромат земли, и Я – жар огня. Я – жизнь всего живого и аскетизм всех аскетов».
биджам мам сарва-бхутанам
виддхи партха санатанам
буддхир буддхиматам асми
теджас теджасвинам ахам
«О сын Притхи, знай же, что Я – изначальное семя всех существ, разум разумных и мощь могучих».
балам балаватам чахам
кама-рага-виварджитам
дхармавируддхо бхутешу
камо ‘сми бхаратаршабха
«Я – сила сильных, свободная от страсти и желания. Я – половая жизнь, не противоречащая законам религии, о предводитель Бхарат».
йе чаива саттвика бхава
раджасас тамасаш ча йе
матта эвети тан виддхи
на тв ахам тешу те майи
«Знай же, что все состояния бытия, будь то в благости, страсти или невежестве, созданы Моей энергией. Я есть все, и в то же время Я стою в стороне от всего. Я не подвластен гунам природы – это они подвластны Мне».
трибхир гуна-майаир бхаваир
эбхих сарвам идам джагат
мохитам набхиджанати
мам эбхйах парам авйайам
«Ввергнутый в иллюзию тремя гунами природы (благостью, страстью и невежеством), весь мир не знает Меня, стоящего над гунами и неисчерпаемого».
Кто-то может спросить: Почему же именно личностный аспект Абсолютной Истины считается Ее Высшим проявлением? Ответ на этот вопрос мы находим в «Шримад-Бхагаватам», во второй песне:
ахам эвасам эвагре
«До сотворения этого мира (с живыми существами, стремящимися слиться с безличным Брахманом и постичь всепроникающую Параматму), существовал только Я, Шри Кришна».
Иначе говоря, концепции Брахмана и Параматмы существуют только в пределах материального космоса, который имеет временную природу, тогда как по-настоящему вечным является личностный аспект Абсолютной Истины – Шри Кришна, Верховная Личность Бога.
Способ познания Высшего аспекта Абсолютной Истины называется на санскрите бхакти, преданным служением Шри Кришне. Вот что Сам Шри Кришна говорит об этом в «Бхагавад-гите»:
даиви хй эша гуна-майи
мама майа дуратйайа
мам эва йе прападйанте
майам этам таранти те
«Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из-под ее власти».
Далее Кришна объясняет, при каких условиях возможно предаться Ему:
чатур-видха бхаджанте мам
джанах сукритино ‘рджуна
арто джиджнасур артхартхи
джнани ча бхаратаршабха
«О лучший из Бхарат, четыре типа праведников встают на путь преданного служения Мне: страждущие, ищущие богатства, любознательные и те, кто стремится постичь Абсолютную Истину».
Таким образом, первым условием для познания высшего аспекта Абсолютной Истины является праведность: соблюдения норм морали, следование букве священных писаний, а также законам общества или законам государства и т.д. Однако для полного осознания личностного аспекта Абсолютной Истины, Шри Кришны, этого недостаточно - необходимо еще обрести совершенное знание. Такое знание душа обретает через множество жизней, проведенных в духовной практике:
бахунам джанманам анте
джнанаван мам прападйате
васудевах сарвам ити
са махатма су-дурлабхах
«Тот, кто, пройдя через множество рождений и смертей, обрел совершенное знание, вручает себя Мне, ибо он понял, что Я – причина всех причин и все сущее. Такая великая душа встречается очень редко».
«Шветашватара-упанишад» так объясняет вездесущность личностного аспекта Абсолюта:
сахасра-ширша пурушах
сахасракшах сахасра-пат
са бхумим вишвато вритва
атй-атиштхад дашангулам
пуруша эведам сарвам
йад бхутам йач ча бхавйам
утамритатвасйешано
йад анненатирохати
«У Господа Вишну тысячи голов, тысячи глаз, тысячи стоп. Вмещая в Себя целую вселенную, Он выходит за ее пределы на ширину десяти пальцев. Он, вират-пуруша, суть все мироздание. Он – владыка бессмертия. Он повелевает всеми, кто живет за счет пищи».
Осознать, что Шри Кришна есть все сущее, поможет также следующий стих из «Чхандогья-упанишад»:
на ваи вачо на чакшумши
на шротрани на манамситй ачакшате прана ити
эвачакшате прано хй эваитани
сарвани бхаванти
«Главным фактором деятельности каждого живого существа является не способность говорить, видеть, слышать или мыслить, а жизненная сила».
Подобно этому, главная движущая сила мироздания – это Господь Васудева, Шри Кришна, Господь Бог, славу которому поют все религии. Наше тело обладает способностью говорить, видеть, слышать, мыслить и т.д., но все они теряют свое значение, если не связаны с Верховным Господом. И поскольку Васудева вездесущ и вмещает в Себя все, искренний искатель истины, обладающий совершенным знанием, вручает себя Ему.