История Цигун.
История Цигун.
4. Периоды Вэй и Цзинь (220-439 гг.)
Основатель династии Вэй Цао Цао (Цао Цао (155-200) - политический, военный деятель, поэт конца эпохи Восточной Хань.) приглашал для консультаций опытных мастеров цигун Хуан Фулуна и Гань Ши, обсуждал с ними различные вопросы, связанные с "ведением и привлечением [ци]" (даоинь), интересовался методами оздоровления с помощью цигун. В период Цзинь написаны трактаты "О сохранении здоровья" и "Ответы на трудные вопросы о сохранении здоровья" ("Яншэн лунь" и "Да нань яншэн лунь"). В них описаны различные методы продления жизни, включая "пестование покоя", "сбережение одного", "ведение и привлечение ци". Вот одна из выдержек: "Продление жизни требует ведения, взращи-вания, получения и управления. Пустота избавляет от печалей и болезней, абсолютная тишина избавляет от мыслей. Сосредоточься только на изначальном, бережно его взращивай, всегда относись к нему рационально, совмещай с дыханием".
Чжан Чжань, живший также в период Цзинь, в трактате "О главном в сохранении здоровья" ("Яншэн яоцзи") выдвинул десять основных принципов: "не растрачивать дух", "любить ци", "взращивать тело", "заниматься ведением и привлечением [ци]", "речь", "питье и пища", "жилище", "отказ от мирского", "лекарства", "запреты". Первые четыре принципа составляют основное содержание древнего цигун. В период Цзинь жил и медик Гэ Хун, также проповедовавший волшебное "ведение и привлечение [ци]". В своих научных трудах, хотя и несвободных от мистики и предрассудков, он зафиксировал разнообразные методы оздоровления и продления жизни. Особая его заслуга состоит в дальнейшей конкретизации вопросов, связанных с "выплавлением внутренней пилюли" ("золотой пилюли"), на которые в свое время пытался ответить Вэй Боян. В трудах Гэ Хуна можно найти много полезных практических советов. "Даоинь выполняется с опущенной и поднятой головой, выпрямившись и согнувшись, в движении и лежа, стоя на ногах и опираясь на что-либо, во время быстрой и медленной ходьбы, когда громко говоришь и молчишь. Не обязательно выполнять даоинь каждое утро, занимайся, когда почувствуешь недомогание"; "Когда занимаешься даоинь, в членах слышен звук. Когда "привлекаешь" много (ци) - звук сильный, когда мало - слабый.
Это звук медленно движущейся ци"; "Овладевшие зародышевым дыханием могут не дышать носом и ртом - как в утробе матери"; "Вести ци следует во время живой ци, а не во время мертвой ци. Поэтому говорится, что святые принимают ци шесть часов. День и ночь длятся по двенадцать часов. Период живой ци - 6 часов - с глубокой ночи до дневного времени, период мертвой ци - 6 часов - с дневного времени до ночи. В период мертвой ци ведение ци неэффективно".
Гэ Хун осветил ряд вопросов практики цигун, а именно: выбор позы, роль "ведения и привлечения ци", значение задержки дыхания. Он ввел ряд терминов, например "дракон ведет", "тигр привлекает", "медведь проходит", "черепаха глотает", "ласточка летит", "змея изгибается", "птица вытягивает шею", "заяц пугается" и т. д. Учение о трех даньтянь и название "золотая пилюля" тоже происходят из трудов Гэ Хуна. Можно сказать, что Гэ Хун обобщил все познания в области цигун, существовавшие до периода Цзинь.
Еще одним памятником даосского учения о "внутренней пилюле" периодов Вэй и Цзинь является трактат "Хуантин цзин", в котором обобщен опыт в области сохранения здоровья, накопленный предыдущими поколениями, и выдвинуты новые идеи, за что он был назван "прекрасным каноном долголетия". "Хуантин цзин" ("Трактат о желтых палатах") состоит из двух частей: "Трактат о внутренних картинах желтых палат" и "Трактат о внешних картинах желтых палат". В первом из них говорится: "Желтый - цвет центра. Палаты - середина четырех сторон. Внешнее - в небе, в людях, в земле. Внутреннее - в мозгу, в сердце, в селезенке. Вот что такое "желтая палата". Картина означает образ. Внешние образы - солнце, луна, звезды, облака, день, заря. Внутренние образы - кровь, мягкие ткани, мышцы, кости, внутренние органы". В трактате подробно изложена теория о "пяти твердых и шести полых" органах, о трех "желтых палатах" - даньтянях. Согласно трактату, верхний даньтянь (верхняя "желтая палата") расположен в мозгу, средний даньтянь (средняя "желтая палата") - в сердце, нижний даньтянь (нижняя "желтая палата") - в селезенке.
5. Развитие цигун в период династий Северная и Южная Сун, Цзинь и Юань
В период династий Северная и Южная Сун (960-1127 гг. и 1127-1279 гг. соответственно), Цзинь (1115-1234 гг.) и Юань (1279-1368 гг.) теория и практика цигун развивались в направлении дальнейшей конкретизации и усиления его прикладного значения. Большой вклад в это внесли представители даосской школы, что выразилось в расцвете направления "внутренней пилюли". В результате дальнейшего углубления научных исследований в области цигун постепенно сформировались три типа методик: "пестования жизни", "пестования природы"* и смешанная методика "пестования природы и жизни". Появилось множество трудов, посвященных методам "выплавления пилюли" путем "питания ци", среди них: "Тайцин фу ци коуцзюэ", "Бици фа", "Тайси шу", "Цзован лунь" и другие, вошед-шие в сборник, составленный Чао Гунъу; "Хуаньдань фу мин пянь" Сюэ Даогуана, "Чжи сюань пянь" Чэнь Бо, "У чжэнь пянь" Чжан Бодуаня и другие.
В литературе по цигун этого периода большое внимание уделя-ется вопросам "ведения и привлечения ци", "регулирования ци", "цирку-ляции ци" и "питания ци", "укрепления семени и духа", методам терапии с использованием "ведения ци" и "распространения ци". Последний из них описан в трактате "Юнь цзи ци цянь" Чжан Цзюньфана: "Если собираешься лечить методом распространения ци, надо встать лицом к больному, вплотную к тому месту, где расположен больной орган, набрать ци перед собой. Больной должен стоять лицом к врачу, успокоить сердце и мысли, после этого можно начинать направлять ци в тело больного. После окончания передачи ци больной должен проглотить ци. Темное и грязное само уйдет, больная ци навсегда исчезнет". Очевидно, что автор значительно преувеличил значение этого метода, да и само описание недостаточно конкретно. Тем не менее замечателен факт его появления сам по себе, стимулировавший дальнейшие исследования в этом направлении.
Приведенный отрывок свидетельствует о том, что метод "распространения ци" появился именно в эпоху Сун. Другой автор, Пу Цяньгуань, живший в эпоху Северная Сун, в своем труде "Бао шэн яолу" писал: "Тело человека, пестующего жизнь, должно уставать лишь немного, не до изнеможения. Поскольку, если вода движется, она чиста, если застоялась - грязна, пестующий жизнь должен стремиться к тому, чтобы кровь в сосудах циркулировала подобно водному потоку. Не следует переутомляться сидя, но не следует и двигаться до усталости. Совершать много движений без остановки, но медленнее, чем обычно, - в этом состоит искусство избегать сильной усталости". Это "искусство легкой усталости" в принципе аналогично таким методам, как "даоинь в положении сидя", "восемь отрезков парчи", "двенадцать отрезков парчи", "игры пяти зверей", "кулак Великого Предела" (тай-цзицюань). Его можно причислить к разряду динамических упражнений с "ведением и привлечением ци" с тем лишь отличием, что "искусство легкой усталости" несколько менее динамично и интенсивно. В этот же период появились два других оригинальных метода "ведения и привлечения ци" в положении сидя, которые тем не менее относятся к разряду динамических упражнений, поскольку их суть заключается в "ведении и привлечении ци". Оба эти метода позже вошли в сборник Лао Ляня "Цзунь шэн ба цзянь" и получили название "восемь отрезков парчи в положении сидя". Что касается второго метода-"восемь дерзких отрезков", - то первое упоминание о нем появилось в эпоху Южная Сун в сборнике Цзэн Цзао "Даошу". Упражнение включает восемь поз и выполняется в положении стоя.
В конце эпохи Северная Сун появился еще один значительный труд - "Шэнцзи цзунлу", - созданный известными специалистами-медиками того времени, созванными со всего Китая. Сборник объединил народные медицинские средства с литературой и методами, имевшими официальный статус. Он состоит из двух частей: "О ведении и привлечении ци" и "О питании ци". В книге, в частности, говорится: "Если нарушена проходимость пяти внутренних органов и трех обогревателей, следует проводить лечение с помощью шести иероглифов... сюй - для печени, хэ - для сердца, ху - для селезенки, сы - для легких, чуй - для почек, си - для трех обогревателей... шесть иероглифов обычно служат для ослабления, а не пополнения".
В приведенном отрывке подчеркивается, что метод "шести иероглифов" применяется только в случаях заболеваний, связанных с "избыточностью", и не рекомендуется при "недостаточности". Однако даже при показаниях этого метода не следует применять его длительное время после получения желаемого результата. Эти рекомендации представляли собой новый взгляд на вопросы практического при-менения метода "шести иероглифов". В этом же сборнике упоминается о методе "проглатывания слюны": "Откройте рот, языком коснитесь нJба, наберите слюну и проглотите. Выполняйте ежедневно по триста шестьдесят раз". Там же говорится и о "ведении и привлечении ци": "Пять плотных и шесть полых органов, сто костей и девять отверстий человека - все пронизано единой ци. Если ци течет - тело здорово, если ци застоялась - тело заболевает. Метод ведения и привлечения ци способствует циркуляции ци и крови, благотворно влияет на суставы, избавляет от десяти тысяч напастей". Большое внимание уделяется методу лечения болезней с помощью "ведения ци". "При застарелых болезнях следует, соединив вместе мысль и ци, направить их в больное место. Через три- пять дней наступит выздоровление".
Эффективность этого метода здесь сильно преувеличена. Тем не менее клиническая практика показывает, что его правильное применение обычно оказывается результативным. В эпоху Северной и Южной Сун теоретическими знаниями и практическими навыками в области статических упражнений "ведения и привлечения ци" обладали и некоторые деятели литературы, в частности Лу Ю, Оу Янсю, Су Дунпо и др. Например, Су Дунпо в одном из трудов по цигун описал метод "сидения в покое", включающий такие упражнения, как "внутреннее созерцание", "задержка дыхания", "проглатывание слюны и ци", которые можно отнести к направлению "внутренней пилюли". Однако в целом метод еще не был разработан достаточно глубоко, поскольку появление "небесного круга" и "выплавление пилюли" были еще впереди. Особенностями описываемого метода были простота и доступность для изучения.
В эпоху Цзинь и Юань ряд крупных медиков оставили потомкам свои труды, в которых также упоминается о древних методах цигунтерапии. Среди них Лю Хэцзянь, занимавшийся методами "пестования жизни". Он считал, что "ведение и привлечение ци", "циркуляция ци", "проглатывание слюны", "внутреннее созерцание" являются инструментами приведения к гармонии инь и ян, "орошения" внутренних органов. Чжан Цзыхэ практиковал метод "выделения пота" для лечения заболеваний, возникающих от "ветра и холода", поскольку, как он полагал, в таких случаях болезнь коренится в коже и энергетических каналах, а "ведение и привлечение ци" он считал одной из разновидностей метода "выделения пота". Ли Дунъюань в своих трудах рекомендовал для лечения ряда болезней "успокоить сердце, сидеть в покое и пестовать ци", сочетая это упражнение с применением китайских медикаментозных средств. Чжу Даньси тоже предлагал "лечить застой ци, вызывающий атрофию, потерю сознания, озноб и жар, с помощью ведения и привлечения ци".
В эту эпоху появилось большое количество литературы, посвященной вопросам "пестования жизни", среди их авторов - Чэнь Чжи, Чжао Цзы-хуа, Яо Чэн, Ван Чжунъян, Цзоу Сюань и др. В эпоху Северной и Южной Сун, Цзинь и Юань благодаря большому вниманию к развитию цигун со стороны правящей элиты и изобретению книгопечатания, казалось бы, утерянные в периоды войн и смут письменные памятники по вопросам цигун были не только восстановлены, но и значительно обогащены и систематизированы. Один за другим появились новые труды, обеспечившие прорыв в развитии цигун. Особой популярностью в этот период пользовался метод "ведения ци".
6. Эпоха Мин (1368-1644 гг.) и Цин (1644-1911 гг.).
Период правления династии Мин стал временем еще большего распространения цигун: было издано огромное количество соответствующей литературы, дальнейшее развитие получили теория цигун и практические методы, было написано беспрецедентное количество трудов по медицине, затрагивающих проблемы цигун. Среди них: "Яншэн сыяо" Ван Цюаня, "Цицзин бамай као" Ли Шичжэня, "Исюэ жумэнь" Ли Тина, "Чжэньцзю дачэн" Ян Цзычжоу, "Чжэнчжи чжуныпэн" Ван Кэньтана и масса других произведений.
Каждое из них отличалось оригинальностью. Например, Чжан Цзинъюэ в своих трудах отмечал важную роль "ведения и привлечения ци", "регулирования дыхания" в процессе "пестования жизни". Ли Шичжэнь, касаясь вопросов связи цигун с энергетическими каналами, подчеркивал большое значение "внутреннего созерцания". Гун Цзючжун разработал "продлевающий жизнь ключ из шести иероглифов" и "динамический, продлевающий жизнь ключ из шести иероглифов", где использовать "метод шести иероглифов" впервые рекомендовано в увязке с временем года и соответствующими внутренними органами. Кроме того, им было предложено большое количество простых, доступных и в то же время весьма эффективных методик.
Среди трудов по цигун, появившихся в эпоху династии Мин, можно назвать и "Сючжэнь яоцзюэ" Ван Цая, "Лэйсю яоцзюэ" и "Яншэн даоиньфа" Ху Вэньхуана, "Фанху вайши" Лу Цяньсюя, "Ваньшоу сяныпу" Ло Хунсяна, "Цзиньдань яоцзюэ" У Чунсюя и массу других. Хотя эта литература и не свободна от мистики и магии, однако она достойна самого тщательного изучения с точки зрения практики цигун. Например, работа "Цзуныпэн бацзянь", отличающаяся разнообразием и богатством собранных сведений, была в 1884 г. переведена на английский язык и с интересом встречена на Западе.
В книге Юань Ляофаня "Цзинцзо яоцзюэ", выдержанной в духе воззрений чань-буддизма, дается довольно четкое комплексное объяснение "сидению в состоянии покоя". Большую роль в развитии цигун сыграла книга Ли Тина "Исюэ жумэнь", в которой обосновывается необходимость сочетания динамических и статических упражнений, что предотвращает появление "отклонений" и способствует повышению эффективности занятий. Особо следует отметить труд, составленный Сюй Чуньну, - "Гуцзинь игун дачжуань", в котором обобщен и систематизирован положительный опыт различных школ, накопленный в области "пестования жизни", включая цигун.
Уже в эпоху династии Цин Шэнь Цзиньао в книге "Цзабин юаньлю сичжу" описал применение метода "ведения и привлечения ци" для лечения более чем сорока шести различных заболеваний, справедливо полагая, что методы, способстдующие продлению жизни, вполне применимы для лечения болезней. Ван Кэньтан в книге "Люкэ чжэнчжи чжуныпэн" на основе собственного практического опыта разработал методику лечения глаукомы с помощью цигун.
Ли Чжунцзы, живший в конце эпохи Мин, написал несколько книг по основам медицинских знаний, которые были весьма популярны и после его смерти, это: "Нэйцзин чжияо", "Ицзун биду" и др. В книге Гун Тимсяня "Шоуши баоюань" содержится оригинальный взгляд на важность дыхания и описываются различные способы овладения им. Автор рекомендует применять "метод шести иероглифов" в сочетании с методом "проглатывания слюны", а также больше набирать "чистой ци" и меньше удалять "грязной ци", что способствует сохранению ци внутренних органов.
Говоря о периоде династии Мин, следует упомянуть еще один капитальный труд - "Цюаньдао цзан", состоящий из 5486 разделов, значительная часть из которых посвящена проблематике цигун. Благо-даря этому сборнику многие древние первоисточники сохранились и дошли до нас.
Хотя эпоху Цин по интенсивности развития цигун нельзя сравнивать с эпохой Мин, тем не менее было бы ошибкой утверждать, что цигун не развивался.
В начале эпохи Цин Янь Юань выступил против одностороннего увлечения "сидением в состоянии покоя" в практике цигун и настаивал на том, что в основе упражнений должны лежать движения. Его взгляды явились развитием идей, заложенных в "Исюэ жумэнь". Пэн Динцю, посчитав, что книга "Цюаньдао цзан", о которой говорилось выше, не практична из-за большого объема, соединил основное ее содержание с другими, не издававшимися ранее трудами и выпустил книгу под названием "Даоцан цзинъяо", которая пользовалась большой популярностью.
Известный врач периода династии Цин Чжан Лу в своем труде "Чжанши итун", над которым он работал в течение десяти лет, специально описал "отклонение", встречающееся у цигунистов,- "непроизвольное помеша-тельство", избавиться от которого можно с помощью "чудодейственной пилюли небесного императора для пополнения в сердце".
7. Период от Синьхайской революции (1911 г.) до настоящего времени
В период между Синьхайской революцией и созданием КНР в 1949 г. власть предержащие всячески подавляли цигун, началось проникновение в Китай западной культуры. Все это нанесло значительный ущерб развитию цигун. И все же в этот период получила распространение литература, содержащая простые и доступные методики, например: "восемь отрезков парчи", "тренировка мысли и ци", "двенадцать отрезков парчи", "метод совершенствования и пестования в покое" и другие. Активно занимались пропагандой цигун Чжан Сичунь, Дин Фубао и другие известные врачи того времени. Однако этого было явно недостаточно для того, чтобы цигун стал вновь процветать. Более того, он приходил в упадок и оказался на грани полного исчезновения.
После создания КНР развитию цигун стало уделяться большое внимание. В 1955 г. в г. Таншань впервые в истории был создан специализированный центр цигун-терапии. Лю Гуйчжэнь, обобщив опыт предшественников и соединив его с собственным мастерством, изложил результаты своих исследований в книге "Практика цигун-терапии". Он свел методы цигун, применявшиеся в таншаньском оздоровительном центре, в три группы: "внутреннего вскармливания", укрепляющие и профилактические, и впоследствии открыл курсы обучения цигун в Таншане и Бэйдайхэ, что способствовало быстрому распространению цигун по всей стране. В июле 1957 г. в Шанхае также открылся лечебный центр цигун, а на основании накопленного в нем опыта был издан труд "О значении цигун-терапии". Вслед за этим многие медицинские учреждения в различных районах Китая стали открывать стационарные и амбулаторные отделения цигун-терапии, восстанавливать все новые и новые методы, шаг за шагом расширять сферу их применения.
В 1978 г. шанхайским Институтом китайской медицины, шанхайским НИИ китайской медицины и Институтом ядерных исследований АН КНР Были проведены эксперименты по изучению "внешней ци", в которых была задействована современная научная аппаратура. В результате экспериментов была доказана материальность ци, что позволило вывести исследования в области цигун на новый этап, поставить цигун в один ряд с другими науками, занимающимися изучением жизни.
12 сентября 1981 г. было официально создано Китайское научно-исследовательское общество цигун, первый организационно-руководящий орган в этой области. Общество продолжило работу в области научных исследований и популяризации цигун. В последние годы у цигун появляется все больше и больше поклонников, что в немалой степени объясняется новыми открытиями в этой сфере. Можно сказать, что цигун переживает настоящий бум, и не исключено, что в недалеком будущем он станет тем самым ключом, который позволит открыть тайну жизни и тем самым осуществить подлинную революцию в современной науке.
Мо Вэньдань
Перевод С. Сергеева