История Цигун.
История Цигун.
Сейчас уже невозможно точно определить, когда возник цигун, но анализ имеющихся в настоящее время источников свидетельствует о том, что зачатки его появились еще в глубокой древности. Поэтому для того, чтобы четко представлять историю развития цигун, надо рассматривать его на общем фоне классической культуры Китая. Цель данной статьи - в общих чертах изложить историю формирования и развития цигун, который является важной составной частью национальной китайской культуры.
1. Истоки цигун
2. Период Чуньцю и Чжаньго
3. Период Западной и Восточной Хан
4. Периоды Вэй и Цзинь (220-439 гг.)
5. Развитие цигун в период династий Северная и Южная Сун, Цзинь и Юан
6. Эпоха Мин (1368-1644 гг.) и Цин (1644-1911 гг.).
7. Период от Синьхайской революции (1911 г.) до настоящего времен
1. Истоки цигун
Цигун представляет собой метод психофизиологической закалки организма, практикуемый в Китае на протяжении длительного периода времени, Он формировался постепенно в ходе повседневного противоборства людей со старостью, болезнями и смертью. Можно с уверенностью сказать, что создателем цигун является не какая-нибудь отдельная личность и не группа ученых мужей, а весь народ. Существует мнение, что цигун является порождением даосизма или буддизма, но оно абсолютно не соответствует историческим фактам. Что касается времени зарождения цигун, то есть предположение, что он присутствовал уже в жизни первобытного стада. Вполне вероятно, что в моменты проявления бурной радости, например после удачной охоты, в случае, если удавалось спастись от наводнения, во время брачных игр, естественные движения первобытных людей приобретали признаки ритмичности и упорядоченности, то есть напоминали танец.
Впоследствии, после появления первобытных верований, танец превратился в составную часть религиозных обрядов. Люди стали замечать, что после длительного танца тело способно выделять некоторое количество тепла, вместе с которым частично или полностью исчезали недуги или боли. Иногда таким образом удавалось снять усталость, поднять настроение. Так появилась первобытная форма даоинь, так называемый "большой танец" (да у). Исходя из семантики составляющих это понятие иероглифов, возможны и другие варианты перевода этого словосочетания, например: "первый танец", "сверхтанец", "размашистые движения". - Прим. перев.
От зарождения человека до неолита прошло 2-3 миллиона лет. Человек всегда был подвержен заболеваниям, а следовательно, искал и способы их лечения. "Большой танец" появился не позже неолита, то есть около десяти тысяч лет назад. Таким образом, история динамических упражнений насчитывает от нескольких десятков до десяти тысяч лет. Что касается статических упражнений, то вполне вероятно, что они появились еще раньше, в период палеолита. Жизнь человека в то время была сопряжена с многочисленными трудностями, ему приходилось трудиться с высочайшим напряжением сил, и, вполне естественно, он находил отдых, сидя или лежа в состоянии покоя. После такого отдыха человек ощутил себя посвежевшим, восстанавливались физические и душевные силы, проходили головная боль и ломота в теле. Таким образом, человек начал познавать пользу покоя и получил представление о статических упражнениях.
В итоге человек постепенно осознал, что с помощью некоторых определенных движений и положений тела можно добиваться запрограммированных физических результатов. Чтобы данное утверждение, несмотря на всю его справедливость, не осталось всего-навсего гипотезой, требуется документальное или материальное подтверждение такого вывода. Здесь возможны несколько подходов. В качестве такого подтверждения можно было бы привести надписи на панцирях черепах - самый древний памятник китайской письменности, тем более что их история насчитывает всего три тысячи лет. Все, что известно об историческом периоде, предшествовавшем появлению этих надписей, - не более чем легенды, которые нельзя рассматривать как исторические свидетельства. Отсюда делается вывод, что история цигун не может превышать трех тысяч лет.
Другой подход оценивает возраст цигун в четыре-пять тысяч лет. В качестве доказательств приводятся такие древние письменные памятники, как "Шан шу", "Люйши чуньцю", "Диван тунлу", "Лу ши", "Нэй цзин", а также цветная керамика, найденная при раскопках в провинции Цинхай и относящаяся к третьему тысячелетию до нашей эры. Такую точку зрения разделяет большинство. В "Шан шу" есть рассказ о сильном наводнении, случившемся во времена правителя Яо. Описание еще одного бедствия содержится и в "Люйши чуньцю" (раздел "Гу юэ"): "Давным-давно великие беды и несчастья постигли людей, каналы засорились и не пропускали воду, люди пали духом, тоска сковала их члены. Поэтому они спасались от напастей с помощью движений (танца)". В "Лу ши" (раздел "Цянь цзи", гл. 9) говорится: "Во времена Инь Кана засорились каналы и обезводились реки, на людей обрушились беды и страдания. У людей кровь останавливалась в венах, опухали ноги. Чтобы размять свои члены, люди прибегали к движениям (танцу). Так они научились использовать движения с пользой для себя и назвали их "большой танец"". Есть много других источников, содержащих подобную информацию. Таким образом, в этих письменных памятниках зафиксированы случаи применения цигун, и, хотя эти факты имели место в глубокой древности, задолго до появления письма, их нельзя не принимать во внимание.
Есть еще одна сторона проблемы. Опыты, проводившиеся с людьми, обладающими особыми способностями, показывают, что человеку присуща сверхчувствительность. Она может проявляться у отдельных людей сама собой. Тем не менее обыкновенный человек тоже может обнаружить и развить эти способности через цигун. Сверхчувствительность была присуща человеку с древности и проявлялась в те далекие времена гораздо чаще, поскольку древние вели более естественный образ жизни и их органы чувств не были так перегружены, как сейчас. Обладающие сверхчувствительностью были способны ощущать "дух" и "ци", наблюдать за функционированием энергетических каналов и внутренних органов, постигать суть взаимоотношений между человеком и природой. Благодаря этому у людей сформировалось четкое представление о том, как протекают жизненные процессы, что способствовало дальнейшему развитию цигун до современного уровня.
Именно теории "трансформации ци" и энергетических каналов составляют основу и суть традиционной китайской медицины. Существование энергетических каналов и ци доказано практикой нескольких тысячелетий, хотя средствами современной науки и техники до сих пор не удалось обнаружить признаков их существования. Каким же образом в древности, когда производительные силы находились на несопоставимо низком по сравнению с современным уровне, могло возникнуть верное представление об энергетических каналах и ци? Существует только один способ убедиться в их существовании - "внутреннее видение", представляющее собой скрытую способность человека, которая может быть реализована через занятия цигун. Древние источники содержат достаточно много упоминаний о тех, кто обладал такой способностью, впрочем, немало таких людей и сре^и современных цигунистов.
Что касается уровня развития цигун в доисторический период, то об этом могут свидетельствовать факты, приведенные в "Су вэнь" (раздел "Шангу тяньчжэнь лунь"): "Люди в глубокой древности понимали сущность жизни, следовали инь и ян, покорялись судьбе, ограничивали себя в еде и пище, вели простую жизнь, трудились в меру сил. Поэтому оставались здоровыми душой и телом до последних дней. Почему же сосредоточение на внутреннем помогало сохранять здоровье? Потому что люди были свободны в выборе, но ограничивали себя в желаниях, сердце их было спокойно, они напряженно трудились, но не переутомлялись - все это упорядочивало движение ци, жизнь протекала в гармонии с природой. Продолжительность жизни могла достигать ста и более лет..."
Иными словами, если внутренний мир человека находится в согласии с космосом, то жизнь продолжается столько, сколько ей отмерено. Это - главная истина цигун. Очевидно, древние пришли к ее пониманию, основываясь на своих непосредственных ощущениях. Это приводит к выводу о том, что цигун уже в то время достиг определенного уровня развития, хотя и был лишен теоретического обоснования, зафиксированного в письменной форме.
На цветной керамике, найденной при раскопках захоронений неолита в деревне Шансуньцзя уезда Датун провинции Цинхай, имеются рисунки с изображением танцующих людей. Всего изображено три группы по пять человек. Головы у танцующих повернуты в одну сторону и слегка наклонены. Люди запечатлены в четких, но в то же время динамичных и довольно пластичных позах. У специалистов есть различные мнения по поводу того, что же изображено на рисунках. Одни считают, что это обычный танец периода расцвета матриархата. Другие полагают, что изображена сцена обряда первобытных шаманов. Однако есть и такое мнение: на картинах изображен один из первобытных методов даоинь. По мнению авторов, такой способ комплексного анализа и изучения' проблемы на основе археологических находок, преданий и с использованием документальных материалов более позднего периода позволяет сделать достаточно обоснованные выводы.
Кроме источников, которые уже упоминались, есть и другие, например "Чжуанцзы" и "Ши цзи", которые позволяют обнаружить истоки цигун в еще более ранний период - период правления Хуанди, то есть более пяти тысяч лет назад. В "Чжуанцзы" описывается, как Хуанди учился секретам долголетия у Гуан Чэнцзы, который наставлял императора: "Забудь про слух и зрение, успокой свой дух, держись прямо. Главное - покой и ясность, не утруждай тело и не растрачивай силы. Тогда обретешь долголетие. Глаза ничего не должны видеть, а уши слышать, сдерживай свои знания, дух удерживай в теле. Тогда обретешь долголетие". В "Ши цзи" есть сведения, что известный во времена Хуанди врач Юй Фу использовал в своей практике методы цяоинь и аньу, а это не что иное, как даоинь и массаж. Как видим, цигун появился в Китае гораздо раньше, чем пять тысяч лет назад.
2. Период Чуньцю и Чжаньго
Период Чуньцю ("Весна и осень") продолжался с 770 по 476 год до н. э., период Чжаньго ("Воюющие царства") - с 475 по 221 год до н.э.- Прим. ред.
С вступлением истории Китая в период Чуньцю и Чжаньго вслед за развитием производительных сил общества большие изменения происходили в экономике и культуре, вызвавшие в свою очередь подъем философской и научной мысли. Этот период по праву считается "золотым веком" китайской культуры. В философии одно за другим появились учения об инь и ян, о "пяти первоэлементах", о семени-цзин и ци, первые диалектические идеи, а также даосское учение о "естественном недеянии". На этом фоне и цигун обрел некоторую системность и выделился в самостоятельное теоретическое построение. Было сформулировано представление о семени-цзин, ци и "духе" как о "трех сокровищах человеческого тела". Например, в "Гуаньцзы" говорится: "Сердце у человека подобно императору на троне"; "Ци;-это то, чем наполнено тело человека"; "Семя-цзин питает ци". Там же указывается: "Сердце - все, что внутри; тело - все, что снаружи... Человек способен погружаться в состояние полного покоя, кожа становится эластичной, глаза - зоркими, уши - чуткими, семя-цзин - вязким, кости - крепкими"; "Когда сердце в покое - ци упорядочена".
Это настоящий кладезь секретов сохранения здоровья с помощью цигун. В "Мэнцзы" сообщается: "Воля человека управляет ци, ци наполняет тело, воля ведет ци, ци ведет волю". В "Сюньцзы" говорится: "Тело подобно государю, дух управляет телом"; "Как сердце постигает дао? Только через "пустоту" и покой". Все это называлось "искусством вскармливания сердца и управления ци". Таким образом, в тот период цигун уже превратился в самостоятельную науку. Различные направления науки и многочисленные философские школы создавали свои системы, соперничая между собой, изучали сущность человеческой жизни, выдвигая свои методы сохранения здоровья. Наступил период настоящего расцвета знаний о цигун. Именно тогда и сложились основные школы цигун: даосская, буддистская, конфуцианская, медицинская и боевая. Причем даосская, конфуцианская и медицинская школы имеют ярко выраженную специфику.
Даосская школа изучала человеческую жизнь, исходя из естественнонаучного мировоззрения. Главной целью у даосов провозглашалось "сохранение природы человека в ее первозданном виде" ("Чжуанцзы"), а суть заключалась в том, чтобы "стремиться к абсолютной пустоте и полному покою". Предлагается следующий путь достижения поставленных целей: "В сердце должна быть "пустота", живот должен быть "наполнен", иметь лишь слабое ощущение своего существования, трудиться над этим без устали" ("Лаоцзы даодэ цзин"). Там же говорится: "Кто свободен от желаний, видит чудо, а кто подвержен страстям - только его результат". В "Чжуанцзы" записано: "Зная причину, можно на нее воздействовать. В этом случае сохранишь здоровье, останешься верен своей природе, доживешь до естественной смерти". Это не что иное, как метод перемещения ци по "малому небесному кругу".
В "Чжуанцзы" цигун подразделяется на две ступени в зависимости от достигаемых результатов. Первая ступень - оздоровительная, позволяющая сохранить здоровье. Целью этой ступени является достижение долголетия. Тех, кому удавалось постичь этот вид цигун, называли "мастерами даоинь". Вторая ступень цигун - высшая ступень мастерства. В "Чжуанцзы" он описан так: "Следуй простоте и скромности, прежде всего-дух, полное слияние с духом". Таким образом, достигается состояние, когда "дух растекается по сторонам, ему нет пределов, он достигает неба и охватывает землю". Все вышеописанное представляет собой даосскую концепцию "пестования жизни", в которой обобщен опыт предыдущих поколений. Основным содержанием этой концепции являются требования внутреннего покоя, мягкого, спонтанного и глубокого дыхания, концентрации "духа" внутри себя; сосредоточения "внимания" на даньтянь в нижней части живота. Кроме того, во время выполнения упражнений необходимо соединение "мысли" и ци, сочетание движения и покоя, выполнение статических и некоторых динамических упражнений. При этом должен соблюдаться принцип "четырех слияний", то есть "тело сливается с сердцем, сердце сливается с ци, ци сливается с духом, дух сливается с пустотой".
1 2 3 › »