Жизнеописания Святых: Жизнь Гараба Дордже.
Жизнеописания Святых: Жизнь Гараба Дордже.
Жизнь Гараба Дордже
Из книги Намкая Норбу Риннпоче "Кристалл и путь Света"
В отличие от жившего раньше него Будды Шакьямуни, но подобно Падмасамбхаве, которому предстояло прийти в мир позже, Гараб Дордже проявил необычное рождение. Реализовавшее существо может само выбирать место и время своего рождения, что кажется невозможным с ограниченной точки зрения, свойственной двойственному видению. Мать Гараба Дордже Судхарма, дочь царя Уддияны, была монахиней. Дитя, которое она родила, было зачато после видения, посетившего ее во время медитации, и это событие ее и возрадовало, и опечалило. Ей было стыдно: она боялась, что люди будут думать о ней плохо или сочтут ее ребенка призраком, поскольку его родила девственница, поэтому она спрятала его в яме для золы. Когда через несколько дней царевна вернулась, полностью раскаявшись в своем поступке, то обнаружила, что мальчик, живой и здоровый, играет в золе. И тогда все признали дитя чудесным воплощением великого Учителя, и царь взял его во дворец. Он сам, благодаря своей великой ясности, стал произносить наизусть коренные тантры, хотя его никто этому не учил, и царь получал от общения с ним такую радость, что назвал его Прахаршаваджра, что на языке Уддияны, похожем на санскрит, означает "Радостная Ваджра". В переводе на тибетский это имя звучит как Гараб Дордже.
Когда Гарабу Дордже исполнилось семь лет, все ученые пандиты этого царства собрались на диспут, и Гараб Дордже победил их в полемике, проявив гораздо более глубокое понимание, чем любой из них. Затем он преподал им учения Дзогчена, и далеко окрест быстро распространилась весть о том, что какой-то мальчик из страны Урген, признанный воплощением великого существа, дает Учение, выходящее за пределы закона причины и следствия.
Достигнув Индии, эта весть очень взволновала тамошних буддийских пандитов, и было решено, что самый ученый из них, чье имя было Манджушримитра, весьма искусный в логике и полемике, должен разгромить в диспуте этого юного выскочку. Но по прибытии Манджушримитра обнаружил, что мальчик действительно является великим Учителем, и в его Учении невозможно найти ошибку. Ему стало ясно, что мудрость этого ребенка далеко превосходит его собственное интеллектуальное понимание. Он глубоко раскаялся и признался Гарабу Дордже в своем дурном намерении: встретиться с ним с единственной целью - победить в диспуте. Гараб Дордже простил пандита и дал ему наставления. Однако он попросил Манджушримитру, величайшего буддийского ученого того времени, написать текст, излагающий доводы Учения, при помощи которых Гараб Дордже его победил. Это произведение, написанное Манджушримитрой, существует и поныне.Чангчубсэм Гомпа, или "Созерцание Бодхичитты". Перевод на английский язык, выполненный автором и Кеннардом Липманом, издан под названием "Primordial Experience".
Чтобы понять, почему можно сказать, что Учение Гараба Дордже выходит за пределы основополагающего закона кармы, закона причин и следствий, тем самым внешне противореча учению Будды Шакьямуни, и, тем не менее, является совершенным Учением, мы должны обратиться к знаменитой "Сердечной Сутре" (Праджняпарамитахридайя-сутра) - краткому изложению сути всех больших сутр Праджняпарамиты. Эта сутра содержит учение о природе шуньяты, пустоты, в котором перечисляются все составляющие, из которых мы конструируем нашу действительность, и устанавливается, что каждая из них, в свою очередь, пустотна. В этой сутре пустотность чувств и их объектов раскрывается путем повторения формулы: "...итак, поскольку все явления по своей сути лишены собственной природы, нельзя утверждать, что глаз имеет какое-либо независимое существование, точно так же, как реально не существует ни такой "вещи", как ухо или нос, ни чувства зрения, ни слуха, ни обоняния..." и т. д. Затем таким же образом отрицаются все главные составляющие учения Будды, чтобы показать их коренную пустотность, и, как утверждается в сутре, с точки зрения пустоты "...не существует ни кармы, ни закона причины и следствия".
Поскольку в сутре утверждается, что сам Будда просил великого бодхисаттву (Бодхисаттва - тот, кто посвящает себя полной реализации на благо всех других живых существ) Авалокитешвару передать это Учение другому великому бодхисаттве, Манджушри, перед лицом собрания множества существ всех классов и поскольку в конце этой сутры Будда восхваляет мудрость слов Авалокитешвары, а также говорится, что все собрание возликовало, ясно, что в самом сердце учения Будды содержится учение вне причин и следствий, то есть вне любых ограничений.
У Гараба Дордже было множество учеников - как среди людей, так и среди дакини, и он продолжал учить до конца своей жизни. Прежде чем растворить свое тело в сущности элементов и обрести Тело Света, он оставил изложение сути своих Учений, называемое "Три завета"…
Три принципа Гараба Дордже, три раздела учений Дзогчена и другие триады
Хотя цель учения Дзогчен заключается не в развитии интеллекта, а в том, чтобы вывести человека за пределы его ограничений, в изначальное состояние, тем не менее, оно содержит четкую и ясную, подобную кристаллической решетке структуру взаимосвязанных объяснений. Основу этой четкой структуры составляют Три Завета, или Три Принципа Гараба Дордже, а различные аспекты этого Учения можно представить как кристаллическую решетку, которую составляют взаимосвязанные компоненты, сгруппированные в триады.
Три Завета Гараба Дордже начинаются с Прямого Введения (direct intorduction), прямой передачи изначального состояния от Учителя к ученику. Совершенно очевидно, что эта передача не относится к области интеллекта. Существуют три способа, при помощи которых можно осуществить Введение (англ. introduction, ознакомление): прямой (англ. direct, непосредственный), символический и устный - и эти направления являются основными признаками трех разделов учения Дзогчен: Мэннгагдэ, или раздела Сущности, Лонгдэ, или раздела Пространства, и Сэмдэ, или раздела Природы Ума.
Схема этих трех разделов отражает особенности каждого из них. Не следует рассматривать эти три раздела как три градации или три отдельные учения, или три школы. Они представляют собой три способа осуществления Введения и три метода практики, но все имеют целью ввести практикующего в созерцание и все в равной мере принадлежат учению Дзогчен. Такое членение учения Гараба Дордже на три раздела предложил Манджушримитра, главный ученик Гараба Дордже, и его придерживались последующие Учителя.
Мэннгагдэ, или Упадеша, раздел Сущности, в большей степени использует принцип Прямого Введения; Лонгдэ дополнительно предлагает Символическое Введение, а Сэмдэ - Устное Введение. Итак, в каждом разделе есть свой особый способ введения в созерцание, в изначальное состояние, однако в каждом разделе неотъемлемо присутствует прямая передача одного и того же состояния. Можно сказать, что Сэмдэ - это основа для передачи учений Дзогчен, Лонгдэ опирается на принципы Сэмдэ, Мэннгагдэ же можно назвать сутью Сэмдэ и Лонгдэ, извлеченной Учителями благодаря их личным переживаниям и открытым ими тэрма. ( Тэрма: Скрытые тексты или предметы, а также целые Учения, обнаруживаемые благодаря великой ясности ума некоторых Учителей. ) Но есть тенденция считать Сэмдэ менее важным разделом, чем Мэннгагдэ, и время от времени возникает необходимость напоминать о его важности.
« Жизнеописания Святых: Нагарджуна. | Жизнеописания Святых: Шрисингха. »