Как мы подрастаем
Как мы подрастаем
В процессе развития психики ребенка относительно спокойные периоды, когда происходит постепенное накопление и совершенствование знаний, умений и навыков, чередуются с критическими. В такое время происходит качественное преобразование личности, ее перестройка и формирование новых качеств, которые потом развиваются и совершенствуются на протяжении следующего спокойного периода. Критические периоды наступают в моменты перехода от одного возрастного периода к другому.
Такая цикличность очень напоминает круговое движение планет по зодиаку. Выстраиваясь в определенные конфигурации, планеты создают то гармоничный, спокойный фон для течения нашей жизни, то формируют напряжения, и мы говорим о темной полосе жизни. Ребенок же переносит все эти напряжения гораздо острее, чем взрослый человек, поскольку встречается с ними впервые и еще не имеет тех защитных механизмов, которыми владеют взрослые.
В такое сложное время малыш сталкивается с различного рода противоречиями, которые не позволяют ему пребывать, как и раньше, в спокойном и уравновешенном состоянии. Одно из них возникает тогда, когда у ребенка появляются новые потребности, которые он не может удовлетворить с помощью старых, сложившихся форм поведения. Так, потребность в постоянном перемещении и активном самостоятельном исследовании окружающего пространства не может удовлетворяться, если карапуз сутками находится в кроватке или зависит от желания мамы взять его на ручки. Он хотел бы дотянуться до всего самостоятельно и немедленно, однако не имея такой возможности, становится раздражительным и капризным. Так появляется потребность в самостоятельном перемещении. Но пока идет процесс обучения ходьбе, ребенок переживает критический период, своеобразный стресс, который постепенно уходит лишь в процессе усвоения необходимого навыка.
Другого рода противоречие возникает тогда, когда окружающие малыша люди вдруг дают ему понять, что ожидают от него определенных поведенческих навыков, тогда как он психологически еще не готов к новой форме существования. Такое противоречие часто формируется в первые месяцы посещения ребенком школы. Еще вчера родителей удовлетворяло простое послушание их чада, а сегодня они хотят, чтобы он был обязательно отличником. Для ребенка это настоящий шок! Он не понимает, в чем провинился и почему от него требуют невозможного.
Встречается еще противоречие между потенциальной одаренностью ребенка и невозможностью ее реализовать. Родители порой делают выбор за малыша, якобы зная, что для него будет полезно, а с чем связываться не стоит. Подобная позиция может привести ребенка к депрессивному состоянию или апатии. И если его гороскоп указывает на потенциально сильную личность, то он постарается как можно раньше уйти от родительской опеки, если же нет, то может превратиться в пессимиста и неудачника.
Рассмотрим критические периоды, через которые проходят наши дети, и астрологические ситуации, соответствующие этим периодам их жизни.
1. Кризис одного года
Связан со взаимодействием ребенка со взрослыми, их вниманием к малышу и общением с ним. Если раньше ребенка удовлетворяло минимальное общение с родителями, то теперь он требует гораздо большего. Он все меньше спит и все активнее познает мир.
+выход: формируется открытость и доверчивость по отношению к другим.
-выход: формируется подозрительность, замкнутость, которая становится с возрастом чертой характера личности.
Астрологически: в это время впервые происходит возврат Солнца и Меркурия на свои места в гороскопе.
2. Кризис двух лет
Связан с приучением ребенка к навыкам личной гигиены, чистоплотности, ухода за собой, овладению бытовыми предметами. Именно этому и должны уделять внимание родители.
+выход: формируется автономность функционирования, ребенок не ощущает себя беспомощным, когда рядом нет родителей.
-выход: формируется чувство стыда и сомнения в своих способностях, инфантилизм, беспомощность.
Астрологически: обращение Марса и второй возврат Венеры.
3. Кризис трех лет
Связан с проявлением активности, независимости и самостоятельности, самоутверждением личности. Ребенок впервые ощущает себя обособленной индивидуальностью. В его речи все чаще звучит фраза "Я сам!". Родители должны предоставить малышу возможность развивать в себе эти качества, а не запрещать ему действовать самостоятельно под тем или иным предлогом.
+выход: формируется инициативность, уверенность в себе.
-выход: формируется чувство вины, снижающее по жизни уровень притязаний.
Астрологически: происходит третье обращение Солнца и первый в жизни человека квадрат Юпитера к самому себе. Чем ближе по времени эти события, тем острее и болезненнее будет проходить данный период.
4. Кризис 6 - 7 лет
Связан с приходом ребенка в школу. Еще вчера режим дня малыша был достаточно свободным. У него не было строго заданных обязанностей, которые следовало бы выполнять в ограниченные отрезки времени. А теперь нужно несколько уроков просиживать в одной позе, при этом внимательно слушая учителя и выполняя его требования.
+выход: формируется вкус к работе, закрепляется уверенность в себе (за счет позитивного подкрепления ситуации малейшего успеха), умение преодолевать трудности и контролировать результаты своей деятельности.
-выход: формирование чувства неумения, страха перед ответственностью за результаты собственной деятельности (так мешающего взрослому человеку быть успешным на работе), чувство неполноценности, комплекс жертвы, отсутствие интереса к работе как к процессу.
Астрологически: первая оппозиция Юпитера к себе и первый квадрат Сатурна. Ребенку будет гораздо легче преодолеть данный период своей жизни, если эти два астрологических события будут значительно разнесены во времени.
5. Подростковый кризис
Связан с половым созреванием и выполнением первых серьезных социальных ролей. Именно в это время ребята впервые осознают себя будущими мужчинами и женщинами и стараются вести себя соответственно половой принадлежности. На этот же период приходится формирование подростковых групп по интересам, зарождение настоящей дружбы, усваиваются понятия "честь", "достоинство", нормы морали.
+выход: принятие собственного пола и осознание социальных функций, связанных с половой принадлежностью, а также освоение умения достигать общественного признания своей личности.
-выход: формирование и закрепление комплекса неудачника, жертвы, непринятие или отторжение своего пола, что может привести к зарождению или проявлению скрытой гомосексуальности.
Астрологически: период начинается с возвращения Венеры, далее следует возвращение Юпитера, а ближе к 15 годам проходит оппозиция Сатурна и новая квадратура Юпитера. Столь насыщенный период никогда не проходит гладко и является тяжелым испытанием для каждого подростка.
Противоречия, как мы видели, могут получить как конструктивное, так и деструктивное разрешение. В первом случае говорят о кризисе, в результате прохождения которого ребенок получает ценный для дальнейшей жизни опыт, во втором - о кризе, порождающем комплексы и другие серьезные проблемы во взрослой жизни.
‹ Как вы лодку назовете... Дзогчен. Тантрическое Нёндро. ›« На орбите детства | ЯСНОВИДЕНИЕ »