Краткая история ченнелинга
Краткая история ченнелинга
Хотя "ченнелинг" -- слово относительно новое (особенно для русского языка), как явление, ченнелинг существует в человеческой духовной культуре очен ь давно. Он был широко распространен во всех языческих и шаманистских религиях мира -- от Америки и Австралии до Греции и Африки. Шаманы, отправлявшиеся в мир духов, и жрецы, вызывавшие богов, задавали им самые разные вопросы и получали ответы, которые потом облекали в словесную форму для соплеменников-мирян. Это и есть ченнелинг: предоставление "канала связи" сверхчеловеческим сущностям.
О многом в связи с ченнелингом можно спорить. Считать ли ченнелинг формой прорицания или прорицание -- формой ченелинга? Каковы критерии достоверности ченнелинга? (То есть, как судить о том, передана ли информация "духом", существующим независимо от сознания человека, или является плодом воображения самого человека?) И самое главное: ченнелинг -- хорошо это или плохо? Не вредно ли этим заниматься и следует ли вообще обращать внимание на информацию, добытую таким странным способом?
Очевидно, на эти вопросы каждый должен ответить сам для себя. Мы хотим лишь представить вниманию читателя небольшую историческую справку. Эти заметки ни в коем случае не претендуют на полное освещение истории ченнелинга, но, как мы надеемся, дают о ней общее представление.
Посредством ченнелинга были получены такие авторитетные священные писания, как Веды и Коран. Индуисты считают, что Веды появились одновременно с сотворением мира -- как его "звуковая матрица" (согласно другому толкованию, как своего рода "инструкция по пользованию миром"). Древние индийские мудрецы-риши восприняли слова Вед в состоянии глубокой медитации, запомнили их и передавали из поколения в поколения, пока, наконец, Веды не были записаны. Мусульмане верят, что Корану земному предшествовал Коран, начертанный на небесной скрижали. Текст его был передан Пророку Мухаммаду в несколько приемов. Для приема посланий Пророк входил в состояние экстаза. Слова Корана также долгое время передавались из устно, пока не были записаны и скомпонованы исламскими учеными.
Христианство запрещает ченнелинг как греховное занятие. Всех Наставников, передающих послания "каналам", христиане автоматически причисляют к бесам. Тем не менее если не торопиться навешивать ярлыки, то окажется, что способ, которым были явлены людям книги Библии, вполне можно отнести к ченнелингу. Судите сами. Мы цитируем книгу "Закон Божий для семьи и школы", изданную в 1987 году Русской Православной Церковью:
"Божественным откровением называется все то, что Сам Бог открыл людям о Себе и о правильной истинной вере в Него... Главное Свое откровение Бог сообщает людям особым, необычным способом, или, как мы говорим, сверхъестественным образом -- это когда Бог открывает о Себе непосредственно Сам или через ангелов... Так как не все люди могут сами принимать откровение от Самого Бога... то Господь избирает особенных, праведных людей, которые могут принять это откровение. Первыми провозвестниками откровения Божия были: Адам, Ной, Моисей и другие пророки и праведные люди".
Моисей был особенно сильным и чистым "каналом". Он неоднократно общался с Богом Иеговой, получив от Него целый свод законов для еврейского народа и подробнейшие указания по вопросам религиозного ритуала. Рекомендуем вам перечитать библейскую книгу "Исход", особенно главы 19--34.
Из апостолов Нового Завета как "канал" выделялся Иоанн Богослов, записавший одно из Евангелий и Апокалипсис. Существует православная икона, которая называется "Иоанн Богослов в молчании". На ней у левого плеча Иоанна изображен в виде ангела Святой Дух, который нашептывает евангелисту в ухо свое послание.
Тем не менее христианские церкви, как мы уже отмечали, со времен апостолов ченнелинг не поощряли. Заподозренные в "общении с бесами" в средние века запросто могли угодить на костер, даже если сами утверждали, что общаются с ангелами или святыми. Но с окончанием этой мрачной эпохи ченнелинг снова стал безопасным и даже почтенным занятием. Знаменитым "каналом" был шведский ученый Эммануэль Сведенборг (1688 -- 1772), написавший несколько книг о "небесном мире". О себе он говорил так:
"Мне дано было в течение 13 лет быть вместе с ангелами, беседовать с ними как человеку с человеком и видеть, что происходит на небесах и в аду. В настоящее же время мне дано описать, что я видел и слышал, в той надежде, что невежество просветится и неверие уничтожится. Такое непосредственное откровение совершается ныне потому, что оно то самое, которое разумеется под пришествием Господа".
Учение Сведенборга было весьма популярным во многих частях Европы, но в Америке оно привлекло лишь очень узкий круг поклонников. Зато многих заинтересовала теория Фридриха Месмера (1734 -- 1815) о животном магнетизме. Месмеризм способствовал изучению и практике гипноза и трансовых состояний. Многие "сомнамбулы" в трансе имели видения мира духов, проявляли различные паранормальные способности и становились медиумами для духов мертвых.
Интересно, что дорогу от месмеризма к спиритуализму проложил все-таки последователь Сведенборга, Эндрю Джексон Дэвис. В 1845 году он начал ездить по Америке с публичными сеансами, на которых в состоянии транса объяснял происхождение и устройство вселенной, жизнь после смерти, духовный мир и т. п.
В 1848 году, когда знаменитые сестры Фокс потрясли Америку своими контактами с духами, возникло новое религиозное движение, спиритуализм, вскоре охватившее США и Европу. Первоначальной целью этого движения был сбор доказательств существования "жизни после жизни". Для этого медиумы вступали в общение с духами умерших людей, передавали от них информацию и совершали с их помощью непосильные для человека трюки.
Лидеры организованных религий подвергли спиритуализм осуждению и попытались даже провести законы, которые бы запретили его раз и навсегда. В Британии и США во второй половине XIX века были проведены многочисленные расследования случаев медиумизма. Многие медиумы оказались шарлатанами, но было и много таких, которые с честью выдержали испытания. Стали появляться различные национальные ассоциации и церкви спиритуалистов (недобpожелатели пpезpительно называют их пpосто "спиpитами"), многие из которых существуют до сих пор.
Спиритические феномены делятся на три больших категории: ментальный медиумизм (работу в трансе, "автоматическое письмо", ясновидение), духовное целительство (исцеление при помощи духов: наложением рук или бесконтактное, проводимое даже для отсутствующего пациента) и физический медиумизм (при котором из тела медиума выбрасывается особая субстанция, эктоплазма, и происходят левитация, телекинез и другие зримые феномены).
Спиритуалисты расходятся во мнениях по поводу реинкарнации. Чаще всего они признают предсуществование души и жизнь после смерти, но считают реинкарнацию вопросом свободной воли, а не духовным законом. И лишь одна из ветвей спиритуализма -- спиритизм, или кардекизм, -- сделала перевоплощение одной из центральных доктрин своего учения.
Основателем спиритизма был французский писатель и врач Алан Кардек (1804 -- 1869). В 1857 году был опубликован его первый труд под названием "Книга духов", а в 1861 году -- "Книга медиумов". В них Кардек изложил свою теорию духов и контактов с ними -- теорию достаточно сложную и цельную и многое объясняющую в новом свете -- от Евангелия до психических болезней. Особенно сильные позиции учение Кардека приобрело в Бразилии и на Филиппинах -- в странах, где традиционно популярны синкретические культы богов и духов мертвых.
Спирит уализм и спиритизм подготовили почву для того, что в наше время принято называть ченнелингом или контактерством. Медиумы уже и были, собственно, теми, кого мы сейчас называем "каналами" или "контактерами". Но получаемая через них от духов информация обычно использовалась для развлекательных или узкопрагматических (например, терапевтических) целей.
Первым медиумом, или "каналом", современного типа была наша знаменитая соотечественница Е. П. Блаватская (1831 -- 1891). Своими книгами "Разоблаченная Изида" (1877) и "Тайная доктрина" (1888) она заложила основу доминировавшей в конце XIX -- начале XX вв. эзотерической системы -- теософии. (Корпус эзотерических учений второй половины ХХ века -- Нью Эйдж ("Новая Эра") -- также в значительной мере основывается на учении Блаватской.) Большая часть материала этих книг была передана Блаватской посредством ченнелинга. Подлинные авторы книг не возражали, чтобы их называли Учителями Мудрости, или Махатмами. Они в основном пребывали не на физическом плане, но появлялись и на Земле, особенно часто -- в районах, примыкающих к Тибету. Где-то в тех местах, по преданию, находится один из духовных центров Земли -- Шамбала.
О ченнелинге, который выполняла Е. П. Блаватская для Махатм Шамбалы, рассказывали в своих книгах многие из ее сподвижников. Генри Олкотт, ближайший друг и секретарь Блаватской, вспоминает в "Листах старого дневника":
Некоторые из тех, кто с нами работал, были живыми людьми; увидев их в астральном теле в Америке и Европе, я позднее видел их в Индии, встречался и беседовал с ними.
Мы работали, сотрудничая по крайней мере с одним невоплощенным существом -- чистой душой одного из мудрейших философов современности... Он страстно желал работать с Е. П. Б. (Е. П. Блаватской) над этой книгой ("Разоблаченной Изидой") и внес большой вклад в философскую ее часть. Он не материализовался и не сидел с нами, не вселялся в Е. П. Б. медиумически, а просто его голос диктовал текст, советовал ей, как использовать сноски, отвечал на мои вопросы о деталях... и играл роль третьего лица в нашем литературном симпозиуме.
По мнению Олкотта, отношения между Блаватской и этим существом
...ни в чем не отличались от отношений, характерных между личным секретарем и его хозяином. Личность Е. П. Б. была... инструментом, распределившим весь материал, контролировавшим его форму, оттенки, выразительность... Различные владельцы тела Е. П. Б. только изменяли ее привычный почерк, но не писали своим собственным... используя ее мозг, они вынуждены были позволять ей окрашивать их мысли и располагать слова в определенном порядке... мысли, переданные через мозг Е. П. Б., изменялись выработанным ею литературным стилем.
Сама Блаватская так вспоминала об этом в своих письмах:
Когда мне говорят писать, я повинуюсь, а затем могу легко писать почти обо всем -- о метафизике, психологии, философии древних религий, зоологии, естественных науках и многом другом. Тот, кто все знает, диктует мне... Мой Учитель, а иногда другие, знакомые по моим прошлым путешествиям...
***
Я пишу "Изиду", скорее не пишу, а переписываю и срисовываю... И все это происходит при содействии моего Гуру и Учителя, помогающего мне во всем. Если я вдруг забуду что-то, то тут же мысленно обращаюсь к нему или к кому-то другому подобному, и все, что я забыла, встает перед глазами... Они знают все. Без Них где бы я могла получить знания?
Главными учителями Блаватской были Мория, Кут Хуми и "Тибетец", или Джуал Кхул. Первые двое не ограничились передачей "Изиды" и "Тайной доктрины" и после смерти Блаватской в 1920-х -- 1930-х годах нашли себе новый канал -- Е. И. Рерих (1879 -- 1955), жену и сподвижницу великого русского художника Н. К. Рериха. Через нее была передана серия книг, известных под общим названием "Агни Йога". Сама Елена Рерих избегала прямых указаний на метод создания этих книг, хотя они и написаны от лица Махатм. Во всяком случае, из писем Елены Рерих понятно, что она очень хорошо разбиралась в тонкостях ченнелинга:
Психики, имея контакт с низшими слоями тонкого мира, часто впадают в заблуждение, принимая голоса сущностей из тонких сфер, персонифицирующих Великих Учителей, за истинный Зов или Голос. Ошибочно полагать, что эти голоса всегда будут толкать только на злобные действия, разврат или преступления. Так будут действовать лишь самые грубые и низкие силы. Гораздо опаснее те, кто приходят под личиною Света Учения. Мы знаем немало прискорбных случаев таких направляющих "светлых" голосов и видений (письмо 1934 г.).
Что касается Учителя Джуал Кхула, то он, как он сам вспоминает ("Моя работа", 1943 г.), в 1919 году
вступил в контакт с А. А. Б. (Алисой А. Бейли) и попросил ее сделать кое-какие записи для меня, а также предпринять издание кое-каких книг... Она сразу же отказалась, не питая ни малейшей симпатии к потоку так называемой "оккультной литературы"... и испытывая глубинную неприязнь ко всем вообще формам психического письма и психической работы.
Со временем, однако,
она превозмогла свое отвращение к этому типу работы и к... оккультным презентациям истины. Она только поставила условие: писание не должно сопровождаться никакими громкими заявлениями и успех или провал учения должен зависеть от его собственных достоинств.
Джуал Кхул, или Тибетец, утверждает, что именно он продиктовал Елене Блаватской "Тайную доктрину". Вместе с тем, ни он сам, ни его "канал" Алиса Бейли совершенно не претендовали на признание за ними каких бы то ни было заслуг, кроме распространения полезной для человечества информации. Об этом свидетельствует, например, так называемое "Заявление Тибетца" (август 1934), которое приводится в начале каждой книги, переданной им через Алису Бейли:
Книги, которые я написал, не требуют признания. Они могут быть, а могут и не быть точными, истинными и полезными. Это ваше дело -- убедиться в их истинности посредством правильной практики и упражнения интуиции. Ни я, ни А. А. Б. ни в малейшей степени не заинтересованы в провозглашении их вдохновенными писаниями или в том, чтобы о них говорили (затаив дыхание) как о работе одного из Учителей.
В книгах Тибетца впервые появились такие понятия, как Новая Эра, План, Семь Лучей. Под Планом понимается единая программа эволюции Вселенной, к осуществлению которой может и должно примкнуть каждое сознательное существо. Особое место в учении Тибетца отводится космическим энергиям, оказывающим влияние на человечество. Это очень сложная система, на полное изучение которой уходят годы и десятилетия; кратко и увлекательно она излагается в книге "Наша сознательная Вселенная", написанной анонимным Учеником.
В 1958 году Вознесенный Учитель Эль Мория назначил новым Посланцем Учителей американца Марка Л. Профета и начал диктовать ему учение о Братстве Хранителей Пламени. Через несколько лет в Посланцы была посвящена и жена Марка Профета, Элизабет Клэр Вулф. Супруги создали две организации, которые должны были служить земными каналами для работы Братства: "Саммит Лайтхауз" и "Церковь Вселенскую и Торжествующую". В их учении также важную роль играет Присутствие "Я Есмь".
В 1956 году 44-летняя амеpиканская жуpналистка Рут Монтгомеpи начала посещать спиpитические сеансы и экспеpиментиpовать с доской уия. Это специальное устpойство для прорицания и общения с духами. Название составлено из французского и немецкого слов, означающих "да". На доску наносятся буквы алфавита, цифра, слова "да" и "нет" и иногда другие знаки. Подвижный элемент (маятник, стрелка и т. п.), управляемый "духом", указывает на нужные буквы или знаки, из которых складывается ответ на заданный вопрос. Такого рода инструменты употреблялись в Китае еще до Конфуция, в Греции во времена Пифагора, а также у монголов и американских индейцев. Вскоpе Монтгомеpи вступила в контакт с духом своего покойного отца. В 1960 году у нее пpоявилась способность к ав томатическому письму (бесознательному записыванию инфоpмации, получаемой от духов) -- одному из самых pаспpостpаненных видов ченнелинга. Ее главного наставника звали Лили, но за Лили стояла целая гpуппа Наставников, котоpые желали пеpедавать инфоpмацию чеpез Рут Монтгомеpи. В 1971 году к ним, как считает Рут, пpисоединился ее умеpший дpуг и единомышленник, Аpтуp Фоpд.
С помощью своих Наставников Рут Монтгомеpи написала pяд книг о посмеpтии, pеинкаpнации, инопланетном пpисутствии на Земле и т. п. Одна из самых сенсационных теоpий, котоpые Монтгомеpи изложила в своих книгах, касается "заместителей" (англ. walk-ins) -- высокоpазвитых pазвоплощенных духов, котоpые занимают физические тела людей, готовых с этими телами добpовольно pасстаться. "Заместители" идут на это, чтобы иметь возможность активно pаботать для духовной эволюции человечества, минуя долгие годы детства и взpосления. Согласно учению Монтгомеpи (точнее, ее Наставников), на Земле под видом обычных людей находятся сотни тысяч "заместителей". Чаще всего "заместители" -- это души людей, но есть сpеди них и пpишельцы с дpугих планет и из иных измеpений. Пpедполагается, что "заместителями" были Иисус Хpистос, Мейстеp Экхаpт, Хpистофоp Колумб, Альбеpт Эйнштейн, Эммануэль Сведенбоpг, Ганди, Моисей, Кецалькоатль, Бенджамин Фpанклин, Авpаам Линкольн, Анваp Садат и pяд дpугих политиков, ученых и писателей. Большинство же "заместителей" ведет скpомную жизнь, непpиметно pаботая на благо человечества.
В 1934 -- 1935 гг. несколькими людьми, которые предпочли остаться неизвестными была записана "Книга Урантии" (The Urantia Book), продиктованная многочисленными сверхчеловеческими сущностями. Эта книга, которая к настоящему времени приобрела множество поклонников и которую изучают и пропагандируют во всем мире, предлагает совершенно новый взгляд на историю и структуру вселенной, а также происхожде ние, историю и судьбу человечества. Книга Урантии составлена из 196 частей, и всего в ней 2097 страниц. Утверждают, что техника, посредством которой части Книги Урантии были переданы людям, ранее не была известна на Земле. Издана была Книга лишь в 1955 году группой энтузиастов, создавших специальный фонд.
Книга Урантии представляет целостную картину вселенной, объединяя науку, философию и религию в рамках единой космологической структуры. Она адресована к последователям всех религий, но большая часть Книги является, в сущности, исправленной и расширенной версией христианского учения. Она противоречит некоторым книгам Библии и утверждает, что эти книги были искажены. Дается и много новой информации. "Урантия" -- это космическое название нашей Земли, одной из 10 миллионов обитаемых планет нашей вселенной. Наша вселенная, Небадон, вместе с другими вселенными составляет супервселенную -- Орвонтон. Орвонтон, в свою очередь, -- лишь одна из семи частей Большой Вселенной, Хавоны. Существа, являющиеся подлинными авторами Книги Урантии, происходят из различных частей Большой Вселенной.
Со времени опубликования Книга привлекла десятки тысяч поклонников во всем мире; среди них много интеллектуалов и даже профессиональных ученых.
Одной из самых знаменитых сущностей, общавшихся с людьми в ХХ веке, является Сетх. Его каналом была писательница Джейн Робертс (1929 -- 1984). До появления Сетха она публиковала стихи и рассказы во многих американских журналах.
В сентябре 1963 года, сочиняя очередное стихотворение, Джейн почувствовала, что ее сознание отделяется от тела. В ее ум нахлынули "потрясающие и новые идеи". Вернувшись в тело, поэтесса обнаружила, что все эти новые идеи она бессознательно записала на бумаге, то есть пpоизошло то, что называется автоматическим письмом. Записки даже имели заглавие: "Психическая вселенная как идейная конструкция".
Заинтриг ованные этим феноменом, Джейн и ее муж Роберт Баттс начали экспериментировать с доской уия. Первые сеансы привели к установлению связи с покойным дедом Джейн. С декабря 1963 года "на связь" выходил некий давно умерший учитель по имени Уидерс. После трех сеансов дух попросил, чтобы его называли Сетхом, ибо это имя более точно выражало "то полное "я", которым он является". Сетх объяснил, что Уидерс -- всего лишь часть гораздо более обширной личности. Самого себя Сетх определил как "энергетическую личностную сущность", которая более не фокусируется в физической форме. Интересно, что Сетх обращался к Джейн как к "Робарт", а к ее мужу Баттсу -- как к "Джозефу". Эти имена, как он объяснил, лучше выражали их цельные, большие личности. Все трое, как выяснилось, знали друг друга в предыдущих воплощениях.
После тринадцати сеансов с Сетхом при помощи доски уия Джейн отказалась от этого инструмента и перешла к прямому трансовому ченелингу. В состоянии глубокого транса ее голос изменялся и приобретал странный акцент -- ее устами начинал говорить Сетх. Во время сеансов ченнелинга происходили многие паранормальные явления. Иногда Джейн входила в состояние несколько иного транса, в котором передавала послания "Будущего Сетха".
Сетх, по его рассказам, много раз воплощался на Земле, готовясь к миссии духовного учителя. Главное его послание заключалось в том, что все люди сами создают свои реальности посредством мыслей, действий и убеждений; фактически, люди являются со-творцами вселенной. Каждый человек -- многомерное существо и находится одновременно во многих реальностях. Для роста и развития истинного "Я" не существует пределов.
Реинкарнация, как учил Сетх, -- это не совсем то, что мы привыкли под этим понимать. Не существует единой цепочки жизней, последовательность которых определяется кармой как принципом наказания или награды за предыдущую жизнь. Жизни суть проявления психического и духовного фо куса нашего внутреннего "Я"; это формы, которые принимает сознание. Прошлое, настоящее и будущее существуют "одновременно" здесь и сейчас, и мы переживаем все наши жизни "сразу". Человеческие концепции личности слишком ограничены, чтобы люди могли постичь многомерное бытие Бога. Бог отвечает за Все, Что Есть; это невообразимая энергия, которая "придает достоверность" многомерному "Я".
Согласно Сетху, Христос -- это на самом деле три отдельных индивидуума, история которых слилась в единый образ. Апостолы же -- это фрагменты личности Христа. На этом было основано совершенно новое толкование евангельской драмы Распятия, а также грядущего Второго Пришествия. Согласно Сетху, оно осуществится к 2075 году.
Вы можете познакомиться с учением Сетха по книге Говорит Сетх. Ченнелинг VI.
Джейн Робертс, в отличие от некоторых позднейших ченнелеров, никогда не стремилась к выступлениям перед большими аудиториями и не брала за ченнелинг деньги. Сеансы обычно происходили в узком кругу друзей и учеников. Роберт Баттс стенографировал послания Сетха. Сама Джейн написала две книги о начале своего контакта с Сетхом.
После смерти Джейн Робертс в контакт с Сетхом вступали и другие "каналы". Учение Сетха, таким образом, продолжает развиваться.