КУНДАЛИНИ
КУНДАЛИНИ
Кундалини
Лишь тот знает Йогу, кто постиг Кундалини.
Хатха Йога Прадипика, 105-111.
Что такое Кундалини?
Кундалини буквально означает — «Свернутая в спираль, как спящая змея, сила, находящаяся в укромном месте». Энергия Кундалини находится в скрытом, дремлющем или латентном состоянии. Это может быть сила сознания, сила любви, сексуальная энергия или сила знания.
Энергия Кундалини лежит в основе рождения и развития человека. Та же самая энергия лежит в основе творения Универсума.
Кундалини не является собственностью Йоги или Тантры. Сила Кундалини присутствует в каждом человеке. Древние йогины и тантрики знали природу этой силы, ее мощь и необычные возможности. Они разработали специальные техники и приемы, ведущие к пробуждению Кундалини.
Кундалини является женским аспектом божественной силы. Это не физическая энергия, которую нужно насильно будить, а энергия Духа Святого, которой нужно поклоняться. Многие учителя считают, что попытки манипулировать Кундалини силовыми методами опасны и говорят о пренебрежительном отношении к божеству. Когда йоги говорит о «пробуждении Кундалини», то имеют в виду подготовку своего сознания, физического и энергетического тела к этому уникальному для каждого человека переживанию. Для подготовленного искателя Кундалини дает мощный толчок к трансформации личности.
Роль Кундалини в обычной жизни.
Свами Сатьянанда Сарасвати, основатель Бихарской школы Йоги, утверждает, что любые явления духовной жизни, как бы вы их не называли, – самадхи, нирвана или озарение связаны с проявлением Кундалини. Он пишет, что опыт Кундалини – это вершина человеческой эволюции.
Многие учителя считают, что энергия Духа Святого в христианстве и энергия Кундалини – суть одно и тоже.
Опыт Кундалини поистине трансцендентальное переживание вне времени и пространства. Те, кто не имел опыта Кундалини не могут в полной мере понять масштабы и мощь этого переживания. Мощь Кундалини преображает жизнь человека, она влияет и на культуру в целом.
Хотя термин «Кундалини» чисто йогический, аналогичное явление под разными названиями имеет место во всех религиях мира и является показателем божественности. Серьезные исследователи считают, что в основе мистического опыта Христа и многих других духовных учителей человечества лежит пробужденная Кундалини.
4-3. Проснувшаяся Кундалини.
Кундалини может пробудить не только оккультные способности, но и внезапно обнаружить в человеке таланты в области музыки, поэзии или политики.
Проснувшаяся Кундалини облагораживает всю природу человека. Результатом пробуждения Кундалини может быть трансформация личности. Один может стать поэтом, другой увидеть Бога. Изменяется качество нашего восприятия, изменяется качество нашего сознания, могут изменяться приоритеты и привязанности. Нейтрализуется действие кармы – результатов неправильных действий в прошлых жизнях, происходит процесс очищения в теле, наступает процесс омоложения.
Проснувшаяся Кундалини часто дает возможность проявления необычных или паранормальных возможностей человека. Это интуитивное постижение истины и ясновидение, управление гравитацией, и способность проявлять другие действия, механизм которых невозможно объяснить, пользуясь представлениями современной научной парадигмы. Кроме того, появляется мудрость, внутренний покой, уверенность, сила. Исчезает страх. Человек начинает проявлять свои лучшие качества. Появляется больше терпимости сострадания, любви. Пробуждается духовное сознание.
4-4. Три основных человеческих задачи.
В самом авторитетном древнем источнике Йоги, Хатха–йога Прадипика есть такие строки:
«Пока Сила не пойдет по срединному пути и на нем не утвердится, пока не будет обретена абсолютная власть над той Силой, что управляет семенем, пока естественное состояние ума не станет непрерывное слияние с Единым, в глубоком созерцании, до тех пор любые разговоры о знании и мудрости есть не более чем пустопорожний бред». (4-113)
Это значит, что для человека есть три основных задачи, которые он должен решить на пути своего духовного развития. Первая – пробуждение и подъем Кундалини. Вторая – обретение абсолютного контроля над сексуальной энергией. И третье – изменение своей природы, природы восприятия и мышления, контроль деятельности сознания за счет практики концентрации и медитации до тех пор, пока не наступит состояние гармонии, осознания себя как божественной сущности, осознание единства всего.
Над всеми тремя задачами одновременно человек работает всю жизнь. И если на первом месте стоит «пробуждение и подъем Кундалини», то это не значит, что с этого нужно начинать. Как правило, у искателей просыпается Кундалини в результате упорной работы по второму и третьему пункту.
4-5. Предмет вожделения.
Кундалини является предметом вожделения многих йогов. Но существует парадокс. Тот, кто очень хочет пробудить Кундалини не часто имеет успех. Кундалини просыпается у тех, кто готовится к ее приходу без надежды на успех, кто идет по пути духовного развития поглощенный самим процессом без стремления к результату.
Может быть, боясь, что пробужденная сила будет использоваться не по назначению, мудрые люди глубоко упрятали информацию о ней в символы. А символы поместили в энергетические центры, которых в общем-то и нет в физическом теле. Они находятся в тонком, энергетическом.
4-6. Энергетическое тело человека.
В учении Тантра-йоги считается, что кроме всем нам хорошо знакомого, физического тела есть еще несколько взаимопроникающих тел. Энергетическое, эмоциональное, ментальное, эфирное, астральное, и казуальное. Самое близкое к физическому телу по его проявлениям и возможности его обнаружения является энергетическое тело. И это не сказка. Те, кто видел когда-нибудь ауру человека, или хотя бы фотографии живых объектов по методу Кирлиан, то видели проявления энергетического тела в виде светящегося поля. Энергетическое тело пронизывает все структуры физического тела и выходит за его пределы. Современная техника фотографии такова, что по характеру ауры или энергетического тела сейчас стали проводить диагностику. То есть, по характеру энергетического тела судят о физическом и психическом здоровье человека.
Реальность такова, что энергетическое тело не только существует, но и оказывает воздействие на жизнедеятельность физического. И если мы до конца не знаем природы энергетического тела, то игнорировать его роль в нашей жизни не можем. Проявления энергетического тела оказывают воздействие на физиологические функции. Йога учит, как управлять и менять состояние энергетического тела. Это не особенно сложно. Научиться можно всем.
На нашем сайте даны две фотографии моей ауры, выполненные с интервалом меньше минуты. Между снимками я поднял руки ладонями вверх, открылся Высшей Силе как мог и сделал вдох. Характер и цвет ауры тут же изменился.
Современная наука и техника сейчас только подбирается к энергетическому телу. В Йоге, работа с ним, как с реальной данностью идет тысячелетия.
4-7. Чакры. Энергетические центы в нашем теле.
Традиция Тантра-йоги говорит о наличии семи энергетических центров или чакр в нашем энергетическом теле. Здесь энергия проявляет себя особенно активным образом. Посредством активизации работы чакр, мы можем воздействовать не только на энергетическое, но и на физическое тело.
Слово «чакра» на санскрите означает «круг», что говорит о том, что энергия в этих центрах движется по кругу или образует круг или шар. Энергетические центры локализованы примерно в районе позвоночника нашего физического тела (рис. 4.1). Каждая чакра имеет свою вибрационную, звуковую и цветовую характеристику и символику.
В тантрической традиции чакры не только соотносят с работой энергетического и физического тела, но и связывают с энергией элементов мироздания. Так Муладхара, Свадхистхана, Манипура, Анахата и Вишудха чакры соотносятся соответственно с Землей, Водой, Огнем, Воздухом и Эфиром. На рис. 4.2 представлена символика элементов мироздания.
4-8. Нади. Энергетические каналы в нашем теле.
Энергия в физическом теле течет по специальным каналам. На санскрите эти каналы называют «нади».
Йога утверждает, что в теле человека 72000 нади. Для нас с вами, в связи с проявлением Кундалини, нужно иметь представление о трех основных – Иде, Пингале и Сушумне. Главный энергетический канал, Сушумна-нади, проходит вдоль позвоночного столба от Муладхары до Сахасрары, как бы в его сердцевине. Два вспомогательных канала – Ида и Пингала тоже выходят из Муладхары и встречаются в Сахасраре, но проходят они рядом с позвоночником. Ида и Пингала представляют из себя две сложно извивающиеся линии, пронизывающие все энергетические центры. Плоскостное изображение Иды и Пингалы дает две синусоиды (рис. 4.3). На самом деле Ида и Пингала проходят не в плоскости, а в пространстве.
4-9. Кундалини и чакры. Где она находиться?
Те, кто практикуют Йогу знакомы с характеристикой чакр и их назначением. Мы не будем подробно останавливаться на этом. Остановимся только на характеристике чакр, где предположительно и находится Кундалини. Это Муладхара и Свадхистхана.
Большинство последователей Йоги теоретически знают, что Кундалини находится в Муладхаре. Муладхара – это корневая нижняя чакра. Санскритское слово «мула» означает «корень». «Адхара» означает «опора» или «основа».
Муладхара отвечает за то, насколько прочно человек стоит на земле. Здесь находится наша основная жизненная сила. Без энергии Муладхары невозможна жизнедеятельность человека и продолжение рода. Чакра графически представлена как квадрат в круге с четырьмя лотосовыми лепестками красного цвета по периферии. Квадрат желтого цвета символизирует элемент Земли. В центре квадрата находится треугольник, направленный вершиной вниз. Это символ женского аспекта божества. В треугольнике изображение дремлющей Кундалини-шакти в виде змеи, свернувшейся вокруг Лингама в три с половиной оборота (рис. 4.4).
4-10. Три с половиной оборота.
Символика трех с половиной оборотов означает следующее: три оборота это символ трех гун или качеств души – тамас, раджас и сатва. Одновременно это символ прошлого, настоящего и будущего и символ трех состояний сознания – бодрствование, сон и сон без сновидений. Половина оборота означает состояние трансцендентности, где нет ни бодрствования ни сна, ни сна без сновидений, ни гун.
Лингам – это символ созидающей сексуальной энергии, которая лежит в основе развития индивида и творения Универсума. Змея олицетворяет мудрость. Между прочим, образ змеи встречается во многих древних мистических культурах. Скрытая, до поры до времени дремлющая мощная мистическая сила, также известна под разными именами. Кундалини может изображаться в различных видах, но сама суть Кундалини, т. е. Шакти или Силы бесформенна и безгранична. Когда эта сила заполняет какую-нибудь форму, то она и обретает эту форму. Естественно, что когда Кундалини поднимается по срединному каналу позвоночника, по Сушумне, то она и принимает вид вытянутого эллипсоида, световой молнии или змеи.
4-11. Пробужденная Муладхара.
У мужчин Муладхара расположена в нижней точке промежности, в районе основания Лингама или предстательной железы. У женщин – на уровне яичников, на задней стенке шейки матки. Энергия чакры красного цвета и связана с репродуктивной функцией физического тела.
«Пробуждение Муладхары означает не столько усиление полового влечения, а сколько пробуждение энергии влечения к духовной жизни. Энергия пробужденной Муладхары открывает другие чакры и зажигает огонь сверхсознания. Медитирующие на Муладхару развивают жизненную силу, избавляются от болезней, становятся выносливыми и решительными.
В спящей Муладхаре находятся не только священная Кундалини Шакти, но и весь груз нашей кармы, страсть и порок. Пробуждение Муладхары высвобождает Кундалини и сжигает следы отягощающей кармы. Без энергии Муладхары была бы невозможной любая наша деятельность. Вся наша жизнь, наши поступки, слова, мысли являются трансформированной сексуальной энергией, энергии Муладхары. Когда Кундалини просыпается и проявляет себя в сердечном центре, она превращается в любовь. Если эту энергию не удается трансформировать, если она подавляется и «замерзает» в Маладхаре, то возникает комплекс вины и неполноценности, развиваются неврозы, а иногда и шизофрения, развивается агрессивность и жестокость, калечатся жизни людей» – пишет Свами Сатьянанда Сарасвати в книге «Кундалини-Тантра».
4-11. Свадхистхана.
Свадхистхана чакра расположена непосредственно над Муладхарой. Свадхистхана в переводе с санскрита означает «собственное жилище, место жительства». На этом основании некоторые считают, что возможно когда-то местопребыванием Кундалини была Свадхистхана. Даже говорят о том, почему Кундалини опустилась из Свадхистханы в Муладхару на постоянное жительство. Произошло это, якобы, из-за деградации людей в наш железный, бездуховный век Кали-юги. На самом деле Муладхара и Свадхистхана настолько близки друг к другу, что на энергетическом уровне они безусловно взаимно проникают друг в друга. Тем более, что обе чакры имеют отношение к энергии воспроизведения рода.
Когда просыпается Кундалини, то у одних это происходит внизу живота, у других в районе промежности. Т. е. происходит это там, где расположены воспроизводящие органы. Никто никогда не локализовал место взрыва Кундалини с точностью до сантиметра. А в традиционном описании местоположения энергетических центров Свадхистхана находится всего на два сантиметра выше Муладхары. Невозможно дать точные размеры этих центров. Можно говорить только о смещении их эпицентров относительно друг от друга.
Свадхистхана чакра ответственна за воспроизводящую и выделительную функции. К выделительным функциям относятся не столько то, что выходит из мочевого пузыря и кишечника. Здесь имеются в виду оргазмические выделения как мужчин, так и женщин. Поэтому она имеет второе название – «Сексуальный центр». Свадхистхана соотносится с энергией элемента Воды.
Основной изобразительный символ чакры – оранжево-красный круг с шестью лепестками лотоса (рис. 5.5). В центре круга графическое изображение ее мантры-ВАМ. Фигурки богинь иногда помещаются внутри символа мантры, а иногда – над ним. Свадхистхана является энергетически центром бессознательной жизни человека. Здесь вся сфера инстинктивного, глубины бессознательного.
4-12. Похождение через Свадхистхану.
Иногда говорят, что прохождение Кундалини через Свадхистхану это как прохождение человека через чистилище. Некоторые даже считают, что Сатана и индусская Мара – это те силы или энергии, которые сидят в Свадхистхане. Но далеко не все, кто имел опыт Кундалини описывают трудности ее прохождения через Свадхистхану. У многих вообще этой проблемы нет. Эта проблема у тех, кто ее знает, кто постоянно думает о ней. Кого это беспокоит. Куда как чаще барьер для восхождения Кундалини сидит в голове, в нашем сознании, а не в Свадхистхане. Очень часто Кундалини просыпается и разворачивает свои кольца настолько быстро, что человек не успевает даже отследить как энергия проходит через Свадхистхану и все остальные чакры.
Проснувшаяся Кундалини может вытеснить из Свадхистханы все негативное бессознательное. Это может быть властность, страх, гнев, ревность, не обузданное сексуальное желание, вялость и сонливость.
4-13. Сексуальная энергия.
Сексуальная энергия находится не только в Свадхистхане. Она присутствует повсюду, во всем теле. На самом высоком уровне она проявляется как Самадхи, на эмоциональном как любовь, на уровне физического тела сексуальным наслаждением.
В тоже время, сексуальная энергия не трансформированная в высшие формы может служить источником невежества, агрессии и насилия.
В некоторых древних источниках, Кундалини вообще не привязывается к какому-то определенному месту тела. Если проанализировать самоотчеты признанных авторитетов – мастеров Йоги и подъем Кундалини у совершенно не знакомых с йоговской концепцией людей, то Кундалини можно с одинаковым успехом поместить как в основание позвоночника, так и в большой палец правой ноги или головной мозг. На рисунке 5.6, взятого из книги Аджита Мукерджи и Мадху Кхуна «Путь Тантры» (изд. Географического общества, 1977, Нью-Йорк), приведена схема тока энергии и энергетических центров эфирного тела человека. На нем отчетливо изображены энергетические каналы, уходящие в большие пальцы ног. Каналы Ида и Пингала и здесь выходят из Муладхары. Но идут они как вверх, к Сахасраре, так и вниз к большим пальцам ног. Если вы возьмете современную схему точек акупунктуры на стопах ног, то увидите, что кончики больших пальцев представляют головной мозг, более конкретно – центр сверхчувственного восприятия и необычных психических способностей. То есть это центр «сидх», которые и проявляются в результате подъема Кундалини.
4-14. Большой палец ноги.
В Индии говорят, что святая река Ганг начинается с большого пальца ноги Бога. Поэтому, ноги гуру, в частности большие пальцы ног, являются предметом поклонения и благоговения. На наших семинарах были случаи, когда студенты совершенно не знакомые с этой концепцией, в измененном состоянии сознания в результате пробуждения Кундалини демонстрировали благоговейное отношение именно к большим пальцам ног учителя.
Различные школы и направления Йоги используют разные приемы и техники для того, чтобы разбудить дремлющую и столь загадочную и мощную силу.
4-15. 1 вариант пробуждения Кундалини.
В Бихарской школе Йоги выделяют 10 основных возможных вариантов или методов пробуждения Кундалини.
1. Пробуждение рождением. Если родители отличаются высоким духовным развитием, то это способствует пробуждению Кундалини у их ребенка.
2. Регулярная практика мантр. Это требует много времени и терпения. Необходимо иметь гуру, который даст вам необходимую мантру. Такой гуру сам должен быть с пробужденной Кундалини, знать Тантру и Йогу.
3. Тапасья. Это очищение ума и эмоций от комплексов неполноценности. Это психоэмоциональный процесс, искореняющий дурные привычки и усиливающий волю. Это путь для сильных духом аскетов-подвижников.
4. Пробуждение с помощью растений силы. В древних ведических текстах Индии есть упоминание о соме, ползучем растении, которое собиралось в особые дни Луны. Из него особым образом готовился сок. Прием этого сока вызывал состояния ясновидения, прорицания и откровения.
Метод содержится в глубокой тайне. Употребление различных наркотиков ничего общего с ним не имеет.
5. Раджа Йога. Метод совершенствования ума путем его концентрации, медитации и слияния с Абсолютом. Практика Раджа Йоги без предварительной практики Хатха Йоги иногда приводит к депрессии. Требует много терпения, времени, дисциплины и настойчивости. Для большинства современных людей он весьма затруднителен.
6. Пранаяма. Если ученик достаточно подготовлен, практикует интенсивную пранаяму в тихой и спокойной обстановке, питаясь лишь для поддержания жизни, однажды в нем, подобно молнии, взорвется Кундалини и стремительно взлетит к Сахасраре... Однако для тех, кто не подготовлен предварительно физически, эмоционально, ментально и интеллектуально, взрыв энергии может оказаться трагическим. Хотя Пранаяма является элитарным методом. Он очень сложен и с ним не каждый может справиться.
7. Крия Йога. Это самый простой, мягкий и доступный метод для современного человека, т. к. не создает напряженной конфликтной ситуации. Однако Кундалини, проснувшись от такого метода, снова может закрыть глаза и впасть в дрему. Это находит отражение в поведении, кто практикует Крий Йогу. Они порой слишком много внимания уделяют обыденным вещам, то они много едят, то совсем отказываются от пищи, то они целыми днями спят, а то у них бессонница.
8. Тантрическое посвящение. К такому посвящению готовы те, кто стремится обуздать свои чувства, контролирует страсти и понимает суть двух принципов Шивы и Шакти. Гуру помогает пробудить Кундалини. Ученик даже может не заметить, как он спонтанно форсировал путь восхождения к сверхсознанию.
9. Шактипат. Этот метод осуществляет лично Гуру. Ученик мгновенно впадает в самадхи. Он может без предварительного обучения выполнять асаны, ему открыты все мантры и все Священные Писания. Право на шактипат не зависит от социального статуса или поведения. Кто-то может прожить 50 лет в отречении, суровой практике и аскезе и не получить шактипат. А кто-то может жить обычной жизнью и получает благословение Гуру при первой встрече. Это зависит от той точки в развитии сознания, которая дает право Гуру одарить вас Силой. Эту точку видит Гуру. Она не является показателем интеллектуального, эмоционального или религиозного развития и не имеет отношения к образу жизни, питания или мышления.
10. Самоотречение. Это парадоксальный метод пробуждения Кундалини совсем без стремления к пробуждению. «Я не стремлюсь никуда. Природа совершает все сама. Я принимаю все, что приходит ко мне». И если вы действительно верите в это, то 20000 лет промелькнут в одно мгновение и Кундалини действительно проснется.
4-16. 2 взгляд на пробуждение Кундалини.
Свами Сатьяанда Сарасвати принадлежит к тантрической традиции и естественно отдает предпочтение тантрическому методу пробуждения Кундалини. Он пишет, что не тантрическая традиция страдает существенным недостатком: если ум чего-то хочет, то он же и является препятствием на пути к этому.
Тантрическая традиция сама по себе предусматривает тотальное растворение эго, поэтому она и более успешна и безопасна.
Видимо не стоит самоотречение выделять как самостоятельный способ пробуждения Кундалини. Это скорее необходимое условие для ее пробуждения. Если человек будет в состоянии самоотречения, но не будет практиковать крию или другие техники, то действительно нужно будет ждать 20000 лет пока проснется Кундалини. Безусловно, важна помощь мастера, имеющего собственный опыт Кундалини. Мастер может инициировать пробуждение Кундалини иногда только своим присутствием.
4-17. Опыт пробуждения Кундалини.
Наш опыт показывает, что проснувшаяся Кундалини у одного человека, может играть роль детонатора для пробуждения у другого. На семинарах это случается довольно часто. Иногда это передается через касание, а иногда и на расстоянии. Одна из моих студенток описала совсем необычный случай пробуждения Кундалини и спонтанного танца.
« Я хочу рассказать Вам об удивительном и прекрасном событии. Я психолог, 7 месяцев назад прикоснулась к искусству и знанию Йоги.
…Когда я читала Вашу книгу «Спонтанный тантрический танец Йоги с партнером», у меня появилось давление в области копчика, которое быстро стало нарастать. Затем я увидела луч, который пытался пройти через Свадхистхану. Как только ему это удалось, то он превратился в горячий тяжелый столб, поднимающийся вверх по позвоночнику. Я вся была объята светящимся потоком, настолько плотным и тягучим, что все движения моего тела прекратились. Мне казалось, что исчезло даже дыхание. Наконец тело расслабилось и слилось с этой светящейся рекой. Легкое и невесомое, оно устремилось вместе с ней. В области головы поток раздваивался. Одна часть уходила вверх, куда-то в бесконечность. Другая по животу устремлялась обратно вниз. В течение шести часов продолжалось это движение. Мое тело летало. Оно делало различные асаны. Одни были знакомы, но другие я делала впервые. Я не чувствовала усталости. Не было страха. Все внутри было тихо и спокойно. Не знаю почему, но я очень доверяла Силе, которая меня вела и знала, что ничего со мной не случиться».
Игнатова Наталия, г. Москва.
4-18. Опыт Сарасвати.
Свами Сатьянанда Сарасвати так описывает свой опыт Кундалини:
«Однажды я сидел не берегу Ганга, размышляя о земном, как вдруг почувствовал, что мой ум проваливается куда-то в пропасть, земля словно испаряется, а небо расширяется и отступает. В это мгновение некая сила пронзила нижнюю часть моего туловища и я был ослеплен мощным световым потоком, испытывая острое чувство наслаждения, которое длилось довольно долго».
Свами Сатьянанда Сарасвати пишет, что у практикующих Кундалини Йогу иногда бывает головная боль. Но головная боль, как правило, возникает при пробуждении Кундалини у целомудренных. У людей, которые ведут нормальную сексуальную жизнь, ее нет.
Опыт пробуждения и подъема Кундалини всегда уникален. Он так же разнообразен и одинаков, насколько разными и одинаковыми являются люди.
4-20. Классический путь.
Описание пробуждения и подъема Кундалини у адептов Йоги и у обычных людей значительно отличается. Наиболее типичный, так называемый «классический путь» Кундалини – от основания позвоночника вверх к голове по центральному энергетическому каналу, Сушумне. Начинается пробуждение, как правило, с разогрева основания позвоночника. Затем пронизывающий жар или тепло поднимается по позвоночнику и разливается по всему телу. Когда Кундалини достигает уровня сердца, оно начинает учащенно пульсировать. Если Кундалини достигает головы, то может появиться ощущение света, истекающего из третьего глаза или из макушки головы.
Иногда пробуждение Кундалини начинается с подрагивания пальцев ног. Затем дрожь поднимается по ногам вверх и охватывает все тело. Иногда Кундалини ползет по позвоночнику медленно и осторожно. Иногда может мгновенно перемещаться от одного энергетического центра к другому. Есть случаи, когда Кундалини мгновенно достигает центра головы.
У некоторых людей побуждение Кундалини сопровождается эротическим наслаждением, что иногда повергает в смущение некоторых мастеров йоги. Иногда Кундалини поднимается с пронизывающей болью в позвоночнике или в энергетических центрах. Подъем Кундалини может сопровождаться непроизвольными, спонтанными движениями тела, фиксацией необычных поз или поз йоги. Часто изменяется дыхание. Человек может видеть свет и слышать звук. Может появиться визуализация – видение образов или фрагментов реального физического тела, видения на большом расстоянии. Может обостриться чувствительность к запахам.
4-21. Опыт Рамакришны.
Вот как описывается подъем Кундалини со слов Рамакришны:
«В состоянии Самадхи человек чувствует Духовный Поток, похожий на движение муравья, рыбы, обезьяны, птицы или змеи.
Иногда поток энергии поднимается по позвоночному столбу подобно тому, как ползет муравей. Иногда в самадхи душа купается в радости, как рыба в океане божественного экстаза. Иногда, когда я лежу на бок), я чувствую Духовный Поток, толкающий меня, как обезьяна, которая с радостью играет со мной. Я нарочно остаюсь спокойным. Поток, как обезьяна, вдруг одним прыжком достигает Сахасрары. Это потому вы видите меня подпрыгивающим. Иногда Духовный Поток перемещается от одного центра к другому, как птица порхает с ветки на ветку. Место, где он останавливается, горит... Иногда Духовный поток поднимается, как змея. Он идет зигзагами и, наконец, когда достигает головы, я впадаю в Самадхи"».
4-22. Опыт Гопи Кришны.
Опыт Гопи Кришны выглядит несколько иначе.
«Я отчетливо почувствовал несравненное блаженство в каждом моем нерве, идущее от кончиков пальцев ног через крестец вверх по спине. В позвоночнике оно концентрировалось и усиливалось, поднимаясь вверх с ощущением еще большего удовольствия. Затем ощущение несравненного восхитительного восторга и удовольствия разлилось в голове, проникая в каждую клеточку, каждый нерв. Не находя подходящего сравнения, я называю это «нектар»…
Ощущение блаженства исчезало, когда я фиксировал на нем свое внимание. Оно поднималось вверх и возрастало до тех пор, пока его игнорировали. Затем, с ревом водопада, поток света из позвоночного столба заполнял головной мозг. Мое физическое тело начало раскачиваться. Я был поглощен ореолом света и чувствовал единство с миром и переполнение счастьем».
Гопи Кришна всемирно известный учитель из Кашмира, пионер научного изучения Кундалини. В молодые годы он не был особенно набожным, хотя и медитировал регулярно много лет. Когда ему было 34 года, случился спонтанный подъем Кундалини. Это радикально изменило его жизнь. Он увидел свое тело как светящееся, люминесцирующее существо. Через шесть лет у него был еще один подъем Кундалини, который вывел его в состояние Самадхи.
В то же время Гопи Кришна отмечает, что иногда подъем Кундалини у него сопровождался ощущением ужаса, слабости и равнодушия к людям. Во рту появлялась горечь, горло горело, а все тело было как будто пронизано бесчисленными булавками. В этом случае он чувствовал, что Кундалини действует неправильно. Когда активность Кундалини стабилизировалась, наступила пора духовного развития, необычайной ясности мысли, творчества и спокойствия. На этой стадии Кундалини привела Гопи Кришну к разнообразному мистическому опыту и духовному знанию. Он ощущал необычайное расширение тела, чувствовал себя настолько высоким, что видел мир как бы с большой высоты. Одновременно он мог видеть все окружающее пространство во всех направлениях.
4-23. Опыты студентов Школы.
Вот два интересных случая манифестации Кундалини у наших студентов.
Заля Горбунова, Башкортостан, г. Агидель.
«Я читала о Кундалини, но ни когда не думала, что это может случиться со мной. Когда мы все стояли в круге и работали с энергией меня начало тихонько раскачивать. Ноги сами пошли вперед. Я сопротивлялась, сдерживала себя, стеснялась людей. И вдруг какая-то сила как волна подтолкнула меня и понесла. В теле появилась сверхъестественная энергия, чувство легкости и полета. Эта Сила заставила меня кружиться как балерину. Я плавала в воде как рыба, а затем улетела в небо как птица. Мне было хорошо и легко. Это было что-то божественное. Моя душа купалась в море радости. Вокруг головы и перед глазами появились яркие сияющие лучи красного, желтого, оранжевого и фиолетового цвета. Как будто мои глаза открылись в Духовный мир!»
Во время этого замечательного переживания она каталась по полу, прогибалась назад, делала скручивающие движения так, как будто у нее вообще не было позвоночника.
Машарова Галина, г. Москва.
«Что-то взорвалось внутри моего таза как бомба. Удар дикой и огромной силы выпрямил мой позвоночник. Макушка головы раскололась на множество частей, препятствующих движению этого бешеного вишнево-малинового потока. Одновременно, этот же мощный поток-труба устремился в тазобедренную область. Он крутился по спирали, затягивал, выталкивал и тянул за собой наружу все мягкое, что было в области таза и внутри меня.»
Это случилось с Галиной на самом первом занятии, в первый день семинара.
Большинство участников семинара, как обычно, были новые люди. Я никак не думал о помощи в пробуждении Кундалини на первом занятии. Единственное, что было сделано, так это ритуал открытия потоку Высшей Силе. Еще во время разминки мне показалось, что одной студентке стало плохо. Я подошел к ней и усадил на скамейку. Ее глаза были наполнены удивлением. И она сказала мне, что ей кажется, что ей «хочется в туалет».
Продолжение истории было через 6 дней. Мы уже заканчивали трехчасовое занятия нашей любимой Йогой с партнером. Все студенты лежали в Шавасане. Только это была не обычная Шавасана. Каждая пара лежала так, чтобы стопы ног были в соприкосновении. Дополнительно руками студенты касались рук или ног пары, находящейся рядом. Получилась своеобразная сетка из тел. После расслабления было задание направлять энергию по кругу. Из Муладхары, через правую ногу, в Муладхару партнера. Галина была в паре со своей двоюродной сестрой.
Вот что она написала в том же письме о своем опыте:
«Моя душа витала в золотистом пространстве, тело было неподвижно и испытывала невероятное блаженство, растекающееся из Свадхистханы. Эта картина сменилась состоянием блаженства высвобождения энергии из промежности в форме шара, меняющего объем. При совершенно неподвижных ногах, без малейшего изменения позы, у меня физически раскрылся таз, безболезненно раздвинулись кости промежности. Эта, меняющаяся по форме, мягкая, горячая, в белом ореоле, золотистая «сущность» двинулась прямо к партнеру. С удивлением и радостью я почувствовала глубокий душевный покой. Мое сознание долгое время и с трудом перерабатывало ощущения в слова, но с тех пор сохранилось ощущение блаженства».
Совершенно поразительно то, что ее партнерша «принимала роды»! Она увидела ребенка в люльке, плывущего к ней по воздуху от подруги. Вот какие штучки может выделывать Кундалини!
4-24. Неудобства.
В классическом описании подъема Кундалини известные мастера отмечают и неудобства. К ним относят повышение температуры тела, тяжесть в голове, пронзающую боль и сексуальное желание.
В Даосской Йоге проявление Кундалини описывается примерно также только без тяжести в голове и сексуального желания. И подчеркивается, что необходимым условием работы с жизненной энергией Ци является предварительное очищение сознания и успокоение ума.
Мастера Даосской Йоги, имеющие опыт подъема Кундалини, чувствуют жар, поднимающийся по спине до макушки головы. Затем энергия опускается по лицу, через горло в живот. Т.е. Кундалини проходит по пути Микрокосмической орбиты. Во время подъема Кундалини даосы отмечают, что тело начинает непроизвольно извиваться. Иногда начинается спонтанное выполнение асан.
У Натальи Игнатовой, незнакомой с даосскими техниками, возвращение Кундалини после подъема было по переднему каналу Микрокосмической орбиты.
Многие наши студенты, имевшие опыт Кундалини тоже испытывали сексуальные переживания, но никто из них не относил это к неудобствам. Они знали, что это проявление Высшей Силы и принимали то, что пришло с радостью и восторгом.
4-25. Еще опыты студентов.
Наташа, Украина, г. Днепропетровск.
«Это случилось после семинара по Тантре. Я вернулась домой, а состояние радости не покидало меня. Хотелось петь и танцевать. Проснувшись утром на следующий день, я почувствовала, что сегодня что-то должно произойти. Это немного пугало и настораживало, но вместе с тем у меня была готовность принять. В середине дня я почувствовала легкую вибрацию и покачивание тела. Я вспомнила, что было с другими участниками семинара, когда просыпается дремлющая энергия и ушла в свою комнату. Мощный поток, как большая океанская волна, накрыл меня. Началась сильная вибрация во всем теле. Меня трясло как тряпичную куклу. Я поняла, что просыпается Кундалини и приготовилась принять вс?, что произойдет. Я даже готова была умереть. Дыхание стало шумным и прерывистым, бешено стучало сердце. Затем я почувствовала пылающий огонь в Муладхаре. Этот жар постепенно заполнял все тело. Я боялась и вместе с тем принимала это. Состояние мощнейшего возбуждения заполнило меня. Я контролировала себя. Такого состояния глубинного экстаза, радости, блаженства у меня ни с одним партнером никогда не было. Я не могу подобрать слов, чтобы выразить всю ту глубину чувств и ощущений, которые охватили меня. Оргазм следовал один за другим. Причем следующий намного сильнее и глубже предыдущего. Я не сдерживала себя. Да если бы и хотела сдержать, то вряд ли смогла бы это сделать.
Я полностью отдалась этой силе и потеряла сознание от накрывшей меня волны, счастья и восторга.
А после того, как все кончилось и я пришла в себя, передо мной был другой мир. С детства знакомые деревья, стали вдруг новыми и необыкновенно красивыми. Они стали как живые разговаривать со мной. Удивилась, что раньше не замечала насколько прекрасные люди вокруг! И мой голос стал другим. Я сама стала мягче, спокойней и более женственной. Не хочу сказать, что все это произошло сразу и вдруг. Однако шаг за шагом происходили перемены на работе и дома. Видимо этот уникальный опыт Вселенской радости привел и к жизненному прозрению».
4-26. Спонтанный танец.
Во время первого спонтанного танца с партнершей в 1994 году я тоже ощущал необычайно мощные и буквально живые потоки энергии Муладхары. Я чувствовал уровень этой энергии. Чувствовал энергию и моей партнерши. И все это в процессе совместного танца, совместного выполнения асан вместе с удивлением и восторгом. Несколько раз я чувствовал как энергия вот вот может вырваться из моего тела. В то время у меня тоже еще не было опыта Даосской Йоги направления энергии по Микрокосмической орбите, но были навыки работы с внутренним энергетически телом в асанах. Я интуитивно, одним вдохом подбрасывал энергию со дна своего живота до сердечного центра и с выдохом отдавал партнерше. Движение энергии ощущалось буквально как живым потоком. Это было не просто разлитое ощущение блаженства. Это было ощущение реально движущейся энергии, реальных потоков, хотя и с несколько размытыми краями.
Именно это событие подвинуло меня на изучение техник контроля и управления сексуальной энергией и использование ее потенциала для духовного развития и продвижения по пути.
4-27. Соавтор спонтанного танца.
Вот, что написала мне Лена Починок – соавтор первого спонтанного танца йоги с партнером:
«Знакомых сексуальных ощущений не было. Появились новые, ранее не знакомые. И это было прекраснее, чем обычный сексуальный контакт.
Даже дома, после семинара, было ощущение выплескивающейся через край энергии...
Мне кажется это именно то, что нужно женщинам».
В описании манифестации Кундалини абсолютное большинство проходят через стадию наслаждения. У многих уровень этого наслаждения гораздо выше того, что было испытано когда-либо в жизни. За неимением аналогов, его и сравнивают со знакомым сексуальным. Это потому, что наслаждение, переживаемое нормальными мужчинами и женщинами в их сексуальном контакте являются самыми высшими и самыми значимыми в жизни.
4-28. Свами Муктананда.
Вот что пишет о Кундалини мастер Сидха-йоги Свами Муктананда.
« Иногда у искателя, который безгранично предан Гуру, Кундалини просыпается во всем ее великолепии. Искатель испытывает радость и экстатические вибрации самым неожиданным образом. Можно наблюдать как начинают двигаться или скручиваться различные части его тела. Он может подпрыгивать, трястись, шлепать себя по лицу, вращаться, бегать по кругу, перекатываться по полу, принимать различные позы Йоги, танцевать, петь, плакать или вскрикивать. Он может рычать как лев или издавать другие звериные звуки. Он может громко произносить «Ом» или другие мантры. Все эти крии идут спонтанно во время медитации. Какое замечательное приключение!»
4-29. Очищение бурей!
Почему проснувшаяся Кундалини приближает человека к Богу, к совершенному существу? Оказывается «Кундалини пробивает энергетические каналы, очищает наше тело как мощный поток воды очистил «Авгиевы конюшни». Или как летний дождь с грозой очищает воздух от всех загрязнений, так и Кундалини очищает физическое и эмоциональное тело человека. Под действием этой силы наше тело начинает двигаться. Происходит очистка и освобождение энергетических каналов. Кундалини выносит хлам, убирает блоки и загрязнения, мешающие нормальному ходу энергии. Восстанавливаются нормальные, природные энергопотоки, оздоравливается и очищается весь организм. Спонтанные движения тела под действием Кундалини на санскрите называются «Криявати».
Результатом проявления Кундалини может быть очистка от наших «внутренних врагов». Внутренние враги препятствуют нашему развитию, нашей реализации в Боге».
4-30. Внутренние враги.
Что это за внутренние враги? У Свами Муктананды к внутренним врагам относится:
« Злость, ревность, жадность, гордость, агрессия, обжорство, беспокойство и страх. В практике Сидха-йоги известны случаи когда под действием Кундалини бывает обострение таких чувств. Если мы бессознательно поддаемся этим чувствам, они закабаляют нас. Если человек это осознает, то они готовы покинуть его навсегда. Когда это происходит, нужно отслеживать эти состояния, а не идти у них на поводу, не отождествляться с ними. Например, вы поймали себя на ощущении дикой вспышки гнева или раздражения где-то в животе. Именно там часто они и появляются, а затем поднимаются вверх и заполняют все тело. Остановитесь на мгновение, осознайте это, отследите это. Не позволяйте себе отождествляться с ними. Можно и нужно отслеживать состояние злости, или агрессивности, но нельзя действовать зло или агрессивно. Есть еще один вид Крии, который осуществляет Кундалини. Это «Варнамая Крия». Под действием Варнамая Крии пробуждается горловой центр, Вишудха. Внутренние вибрации могут перейти в спонтанные мантры, звуки санскритского алфавита или даже речь на незнакомом языке».
4-31. Дух Святой.
Свами Муктананда, как и Гопи Кришна полагают, что Кундалини в учении Йоги и Дух Святой в христианстве это одно и тоже. Известны случаи из Библии, когда в результате сошествия Духа Святого, апостолы говорили на языке народа, которому они проповедовали. Йогананда описал аналогичный случай на корабле, во время его первого путешествия в Америку. Нужно было прочитать лекцию о Йоге пассажирам корабля. Йогананда не владел английским в такой степени, чтобы читать лекции. Он молчал перед собравшейся аудиторией больше получаса. Слушатели уже начали живо обсуждать столь пикантную ситуацию. И вдруг Йогананда свободно заговорил по английски. Он сам тогда отнес это к помощи своих учителей.
Как бы ни проявляла себя Высшая Сила, все нужно принимать с радостью, без желания и привязанности, со спокойным умом. Нужно быть готовым к проявлению Кундалини, но не ждать ее.
Вот с какими возвышенными молитвенными словами обращался к Кундалини Свами Муктананда:
«О великая цель Йоги! О прекраснейшая и лучезарная! О возлюбленная Бога Шивы и единая с ним! Я преклоняюсь перед тобой в полном смирении и прячусь в тебе. Освети меня сиянием славы твоей, чтобы я смог познать самого себя, слившись с тобой! Ты можешь все! Через твое благословение человек становится преосвященным и может реализовать свою божественную сущность!»
4-32. Леонид Попов.
У моего учителя, Леонида Попова, подъем Кундалини проходил в состоянии контролируемого йогического сна.
Вот как он сам рассказывал об этом. Следуя инструкции своего учителя, Леонид поднимался в три часа утра, выполнял серию асан и пранаям и принимал положение Шавасаны. В Шавасане он и погружался в контролируемый сон, концентрируясь на каменистом дне чистой реки. В этом состоянии дыхание настолько замедлялось, что возникала спонтанная Кевали кумбхака (задержка дыхания с едва заметным выдохом) вместе с непроизвольной Уддиияной. На задержке дыхания после выдоха и начинался подъем Кундалини. Подъем Кундалини до эпифиза иногда проходил на одной задержке дыхания. Часто подъем сопровождался резким изменением ритма и режима сердечных сокращений. Казалось, что за счет двух-трех мощных ударов сердца вся кровь из ног и нижней части брюшной полости перекачивалась вверх.
Кундалини «просыпалась» у основания позвоночника, над анусом, под дугой копчика. Она воспринималась как светящийся горячий эллипсоид с постоянно перемещающейся энергией внутри. Свет, жар и энергия в эллипсоиде находились в постоянном движении. Ясно воспринимались несколько слоев света вокруг продольной оси эллипсоида. И эти слои света и энергии вращались с разной скоростью относительно друг друга. Чем дальше от центральной оси, тем больше скорость вращения. Одновременно с вращением вокруг продольной оси этот горячий эллипсоид вытягивался до сигара подобного вида и поднимался вверх по Сушумне внутри позвоночника.
В самом начале подъема Кундалини на уровне Свадхистханы появлялось чувство, похожее на эротическое удовольствие. При подъеме Кундалини до Манипуры и выше оно трансформировалось в нарастающее чувство всепоглощающего восторга и экстаза, которое уже не имеет аналогов для сравнения.
Светящийся эллипсоид огибал эпифиз, и Кундалини с раздражением и сожалением начинала опускаться вниз по тому же пути. Раздражение Кундалини, по словам Леонида, вызывалось тем, что Шива, спрятавшись в шишковидной железе, не выходил к ней навстречу.
Подъем Кундалини вызывал у Леонида выход энергетического двойника из физического тела. При этом Леонид чувствовал, что если бы произошла встреча Кундалини с Шивой, то ей незачем было бы возвращаться назад. В этом случае у нас не было бы возможности поговорить друг с другом. То есть он чувствовал, что в этом случае должна была наступить смерть физического тела.
Леонид отмечал, что при спуске Кундалини необходимо было удерживать внимание в Аджне. Если этого не делать, то могло быть непроизвольное семяизвержение без эрекции при прохождении Кундалини через Свадхистхану. Это вызывало ощущение опустошения и резкого оттока энергии.
Другие случаи, когда наблюдалось ощущение жара в позвоночнике, покалывание, дрожь в теле и т. д., Леонид относит лишь к проявлению Кундалини, или частичному ее пробуждению. Ощущение состояния блаженства, восторга и экстаза Леонид воспринимал как ловушку. В период своих наиболее интенсивных духовных поисков и работы с Кундалини Леонид вел строгую жизнь монаха.
4-33. Магия Кундалини и ее тайна.
Опыт Кундалини это универсальный феномен и он не принадлежит исключительно традиции Йоги. Общим для всех культур и традиций является то, что знания о Кундалини всегда и везде были под большим секретом. Раньше они передавались непосредственно от мастера к ученику.
Я не чувствую себя нарушителем. Я никому не давал обещания не передавать эти секреты из рук в руки, индивидуально. Когда мне передавали Силу, то не ставили таких условий. Наоборот, говорили, что это изменит мой взгляд на Йогу и методику ее преподавания. Я не могу держать это внутри себя. Сила заставляет и создает условия для передачи знаний и энергии. Значит пришло время изменения традиций. Сама Йога пришла на Запад вопреки традициям. Секретная Крия, подготовка к Тантре пришла к нам вопреки традиции. И если Йогананда прямо не упоминал об этом, то Шри Свами Сатьянанда Сарасвати прямо говорит об этом в своей книге «Крия-йога. Систематический курс древней тантрической Йоги и Крии». Все больше и больше учителей Йоги поступают так, как ведет их Сила.
С пробуждением Кундалини были связаны мистерии древнего Египта, Греции и Рима. Кундалини известна в традиции христианских Гностиков и Неоплатоников, в Каббале и у христианских подвижников.
Известно много случаев, когда энергия проявляет себя неожиданно, у совершенно неподготовленных людей. Довольно часто это бывает у подростков в период полового созревания. И тогда осыпается с потолка штукатурка, падает мебель, самовозгораются занавески на окнах, а родители приходят в ужас.
4-34. Кундалини и женские тайны.
Довольно часто Кундалини дает о себе знать у женщин во время смены гормонов. Люди, совершенно не знакомые с Йогой и концепцией Кундалини могут не спать ночами, ощущать жар, потоки энергии, вибрации. Тело могут пронизывать волны наслаждения, которые не испытывались ранее. Вместо того, чтобы использовать эту ситуацию для познания и духовного роста, человек идет к врачу. Врач не знает, что это такое, но лечит, говорит, что это «гормональное» и назначает химиотерапию.
4-35. Симптомы подъема.
Симптомы спонтанного подъема Кундалини примерно такие же, как в классическом варианте, только у неподготовленных людей больше тревоги и меньше радости, блаженства, счастья, космической гармонии и восторга. Иногда человек, совершенно не знакомый с Йогой, спонтанно начинает выполнять довольно сложные асаны или мудры. Спонтанные, или автоматические движения могут сопровождаться плачем, смехом или пронзительным криком. Окружающим даже иногда кажется, что в человека вселилась не совсем чистая сила.
В других случаях проявления Кундалини человек не только испытывает жар внутри своего тела. Энергия иногда выходит наружу и вызывает мгновенное перемещение или самовозгорание предметов. Эти феномены известны под названием «полтергейст».
Контролируемая Кундалини помогает тибетским йогам сушить мокрые простыни на своем обнаженном теле на сорокаградусном морозе, а филиппинским хилерам – выполнять операции без ножа. Зажигание огня усилием воли является частью их тренировок.
В самоотчетах и в интервью с «жертвами» Кундалини отмечается необычайно повышенная чувствительность, экстатическое чувство наслаждения, аналогичного или выше сексуального, расширение тела или выход из него, необычное дыхание.
Как правило, повторные подъемы Кундалини проходят более мягко, как бы по проторенной дорожке. Человек испытывает радость, получает знание, мудрость или необычные способности если он преклоняется перед этой силой, относится к ней как к проявлению божества.
4-36. Повторные подъемы.
Вот пример повторного проявления Кундалини у нашей студентки:
Люба Вяткина, г. Архангельск.
«Это было как взрыв молнии и ты один на один с разбушевавшейся стихией. Я завертелась вихрем в этих диких, непонятных и в то же время знакомых ощущениях. Разбушевавшаяся энергия, казалось вот-вот разорвет тебя на части.
А второй раз было уже все по другому. Гармония, грация, красота и чистота обновила эту стихию. Я даже чувствовала, что могу управлять самой природой, природой внутри себя. Новый выход был как взлет во что-то новое, неизведанное, что одновременно манит и удерживает. Я то погружалась в какие-то глубины покоя и растворения, то возносилась волной вверх. Ты как маленькая капелька готовая сорваться от дуновения ветра. В эти мгновения мне было все равно – закружит ли тебя вихрем или ты снова погрузишься в тихие безмолвные глубины. Была уверенность, что в любой момент я могла уйти из этого состояния. Я уже могла управлять собой».
4-37. Результаты.
Итак, просыпаясь, Кундалини ведет себя по-разному. Субъективно человек может чувствовать начало проявления энергии в различных местах тела. Проявление Кундалини может восприниматься как жар, острая боль, разливающееся тепло или вибрация, покалывание. В одних случаях – это направленное движение по энергетическим каналам, в других – разливающееся и заполняющее все тело. Место пробуждения, направление и характер движения энергии зависят от патернов мышления человека, уровня его осведомленности, возможности волевого контроля и управления движением внутреннего энергетического тела.
У мастеров Йоги, в классическом варианте, проявление Кундалини начинается, как правило, у основания позвоночного столба, поднимается вверх по Сушумне до эпифиза или Сахасрары чакры. Затем Кундалини опускается вниз по тому же пути. Есть много случаев, когда энергия опускается по переднему каналу и активизирует сердечный центр. У мастеров Даосской Йоги Кундалини проходит путь Микрокосмической орбиты.
Спонтанный подъем Кундалини у неподготовленных людей может начаться у основания позвоночника, внизу живота, от пальцев ног или головы. Направление и характер движения по телу может быть самым разнообразным.
4-38. Внутренний свидетель.
При подъеме Кундалини всегда остается внутренний свидетель. Есть возможность наблюдать за деятельностью Кундалини, иногда корректировать движение энергии. Почти никогда не удается остановить процесс.
Интенсивность и время проявления Кундалини могут быть самыми разными. От щекотания до пронзительной боли или жара. От нескольких секунд до нескольких недель.
Подготовленные искатели и мастера чаще других могут ощущать чувство всепоглощающего экстаза, любви, блаженства, счастья, радости, космической гармонии, внутреннего покоя.
Спонтанный подъем у неподготовленных людей наряду с положительными эмоциями может вызывать чувство страха, тревоги, смущения, подавленности.
Проявление Кундалини часто сопровождается экстатическим эротическим или более глубоким наслаждением. У женщин это может вызвать восторженный, глубинный и продолжительный оргазм.
Кундалини вызывает спонтанные движения тела, спонтанный танец, спонтанное выполнение асан или растяжек. Может резко измениться характер сердечной деятельности и дыхания. Все это может сопровождаться непроизвольными звуками, криком, плачем или смехом. Человек может ощущать чувство растворения, расширения или исчезновения тела. Появляется внутреннее видение, ощущение света внутри и снаружи.
4-39. Пробуждение от рождения.
Все больше людей появляется со способностями к пробуждению Кундалини «от рождения», как пишет Свами Сатьянанда Сарасвати. Если с вами это случиться, то можно считать, что вам повезло. Ни в коем случае не сопротивляйтесь этой силе. Это проявление Духа Святого. Направьте пробудившуюся энергию на выполнение асан Йоги, растяжек или разрешите своему телу спонтанно танцевать или двигаться. Отслеживайте что происходит в данный момент. Не забудьте поблагодарить Высшую Силу после вашего опыта. Попробуйте найти людей с аналогичным опытом. Если никогда не занимались Йогой, то самое время начать. Никогда не медитировали – начинайте. Если никогда не задумывались о своей жизни, о своем предназначении и о том, что нужно делать – самое время.
4-40. Симптомы проявления.
Если симптомы проявления Кундалини будут отличаться от того, что вы нашли здесь – не расстраивайтесь. У вас это может быть несколько по другому. Обратите внимание на то, что почти все приведенные примеры манифестации Кундалини разные. Если вы уже стоите на пути духовного развития и Кундалини проснулась в вашем теле, то не впадайте в эйфорию. Это норма. Это не вершина постижений. Это только начало реального духовного постижения.
Кундалини – это базовая, основная энергия в организме человека, вызывающая психические и духовные феномены. Какие феномены она вызовет – зависит от того, насколько открыто сердце, насколько удалось растворить эго, насколько человек готов сдаться Богу или служить людям.
КУНДАЛИНИ (санскр. – «свернутая в кольцо»), понятие индуистского тантризма, означающее энергию, которая на уровне микрокосма визуализируется в образе змеи, свернувшейся в три с половиной кольца вокруг центрального артериального канала сушумны и «застывшей» в муладхаре – самой из нижней из «нанизанных» на него чакр (энергетических центров, соотносимых, в порядке восхождения, с участками человеческого тела, хотя и не имеющие реальных анатомических соответствий). Будучи «запечатана» в человеческом теле, кундалини является на макросомическом уровне богиней (Махакундали) в состоянии непрерывной активности. Само название соотносимо с индийскими архаическими змеиными культами эротического характера (неарийского происхождения) и с более поздними, но основанными на первых, мифологемами, типа Вишну, почивающего в промежутках между своими миросозиданиями на свернувшейся мировой змее. В тантризме началом миросозидания является уже не мужское божество, которое мыслится пассивным мировым сознанием, но его хтоническая опора, идентифицируемая как Шакти – деятельная супруга «статичного» Шивы. Женское божество аккумулирует все санскары действий всех живых существ и в начале каждой космической манифестации «развертывает» мир в последовательности эманаций, разработанных в космологии санкхьи (и других школ); ее деятельность завершается созданием последнего элемента мира – земли. Периодически наступающий покой Махакундалини соотнесен с ее «стартовым положением» в нижней чакре человеческого организма.
На этой теологии основывается кундалини-йога – система упражнений, призванная заставить кундалини подниматься поэтапно по всем последующим чакрам вплоть до высшей (сахасрара), где должно произойти ее слияние с Шивой, а заодно и прекращение индивидуального сознания практиканта. Среди наиболее известных пособий по этой йоге можно назвать Прапанчасара-тантру (Тантра о сущности миросоздания), в которой нижняя чакра отождествляется с вместилищем Брахмана в виде шиваитского фаллоса линги, вокруг которого и свертывается женская «змееобразная энергия», принуждаемая затем к восхождению в высший центр посредством магических средств (садхана) и йоги, в результате чего наступает «освобождение». Другие пособия по чакрам и артериальным каналам – Вараха- и Шандилья-упанишада.
« Медитация на двух сердцах, для мира и духовного просветления. | Очищение голоданием »