Любовь (Франциск Ассизкий)
Любовь (Франциск Ассизкий)
Любовь (Франциск Ассизкий )
“Если даже вам скажут, что вы безнадежно больны, не впадайте в панику. Отнеситесь к этому философски и настройтесь на жизнь. Скажите себе: ”Я люблю жизнь и буду жить. Она - прекрасна! Я сделаю все, что от меня зависит. А от меня зависит ВСЕ - я не осуждаю никого, я не завидую, не злюсь, я дорожу каждой минутой жизни.
Моя болезнь - это горькое лекарство, исцеляющее мои страсти, худые привычки и наклонности. Я люблю людей. Я люблю себя, как частичку Бога, и сделаю все, чтобы жить: очищу мысли свои и тело мое от скверны. Ибо если я сам не буду себя любить, то за что же будут любить меня другие?” Не жалейте себя - и станете сильным и крепким. Не унывайте - ваша улыбка нужна не только вам одному. Ваши знания и опыт, пропущенные через себя, окажут неоценимую помощь другим. И тогда вы станете по-настоящему счастливым. Ибо отдавая, мы получаем. Забывая о себе - находим себя. Прощая другим - сами обретаем прощение. Умирая - воскресаем к жизни вечной.”
молитва св. Франциска Ассизского
Краткое жизнеописание
Франциск Ассизкий (Джованни Бернандоне) родился в городе Ассизи в Италии в 1181 году. Отец его, Пьетро Бернардоне, был достаточно богатым мещанином и торговал тканями. Когда Франциску исполнилось 14 лет, Пьетро решил, что годы сыновнего учения закончились, и Франциск вместе с братом стал помогать отцу в торговле сукном. Юность Франциска проходила весело и беззаботно. Он был добродушен, общителен, следовал французкой моде, подражал трубадурам и был вожаком и любимцем ассизкой молодежи.
Видимо, в юности Франциск мечтал о славе и подвигах, похожих на те, что были в песнях и поэмах странствующих трубадуров. Следуя этим мечтам о рыцарской карьере, Франциск оказался в рядах ассизкой армии во время войны против Перуджи (1202 г.). Ассизкое войско потерпело поражение, и Франциск попал в плен. Целый год он провел в тюрьме, а после освобождения заболел. Этот период болезни и последующего восстановления был периодом глубоких размышлений для Франциска.
Не оставив мечтаний о рыцарстве, весной 1205 года Франциск отправился в новый поход - в Апулию. В Сполето ему было видение во сне. Он увидел большой прекрасный дворец, полный драгоценностей и оружия. Он спросил, чей же это дворец? И был дан ответ, что все принадлежит его воинству. Франциск не понял смысла этого послания и решил, что это знак удачи в предстоящем походе. А следующей ночью во сне Франциск услышал призыв следовать за Высшим Господином. Это стало началом обращения Франциска. Ему тогда было 24 года. Он потерял любовь к развлечениям и постепенно начал отдаляться от мира. Большую чаcть времени он проводил в постах и молитвах, стремясь определить свой дальнейший путь.
В 1201 г. Франциск совершил паломничество в Рим. По возвращении, во время молитвы перед распятием он услышал голос: "Ступай, Франциск, отстрой мой дом..."
В это время Франциск продолжал работать в лавке отца. Но выручку от торговли он начал раздавать беднякам, что отцу Франциска не было понятно и привело к конфликту. Пьетро Бернандоне публично лишил сына наследства перед епископским судом. Франциск немедленно отдал отцу деньги и одежду и с тех пор ходил в тунике в виде креста, и помогал бедным и прокаженным. Франциск собственноручно отреставрировал три церкви.
В 1208 году во время участия в Святой Мессе в день Св. Матфея, Франциск услышал рассказ о том, как Спаситель отправляет своих учеников проповедовать Царствие Небесное. Он воспринял это как волю Божью и, получив согласие епископа Ассизи, начал проповедовать мир и покаяние.
И вскоре у него появились последователи. Они жили аскетичной жизнью, добывали пищу поденной работой и милостыней. И проповедовали. В 1209 году Франциск составил из евангельских цитат Устав нового братства и вместе с братьями отправился в Рим. Папа Иннокентий III устно утвердил устав. Он уверовал, что устами Франциска говорит Господь, потому что получил видение о том, как Латеранская базилика накренилась к земле, а невысокий бедняк, и это был Франциск, поддержал здание и не дал ему упасть. По преданию, во время этого визита в Рим Франциск был посвящен в диаконы.
В 1212 и 1214-1215 гг. Франциск отправился в Сирию и Марокко к сарацинам, желая обратить их в христианство. Но оба раза он вынужден был вернуться на родину: в первый раз из-за бури, а во второй - из-за болезни глаз.
В 1217 году состоялся первый капитул братства, после чего Франциск отправил братьев-миссионеров в Германию, Венгрию, Испанию, Францию, Сирию и Марокко.
В 1219 году Франциск, наконец, с третьей попытки, добрался до сарацин. Султаном Египта был тогда Мелек-эль-Камель. В подтверждение истинности Христовой веры Франциск предложил жрецам султана пройти вместе с ним через огонь, но никто из них не решился. Султан не принял христианства, но несмотря на это, Франциск завоевал его уважение и получил от султана охранную грамоту.
В 1220 г. Франциск узнал, что в Ордене возникли конфликты и споры относительно соблюдения Устава, и вернулся на родину. Он отказался от обязанностей генерального настоятеля, доверив их Петру Каттани.
В 1221 г. Франциск написал устав из 24 глав, коротый был утвержден Папой Гонорием III. Будучи в Риме, Франциск проповедовал перед Папой и кардиналами с такой силой и благочестием, что было ясно, что он говорит не учеными словами, а по Божественному вдохновению. В 1221 г. Франциск также составил Устав для мирян, ставший основой Третьего ордена - Францисканского Ордена Мирян.
В 1224 г. на горе Верна Франциск получил стигматы: на руках, на ногах и в боку появились раны - следы Страстей Господних.
В 1225 г. во время пребывания у Клары и ее сестер в церкви св. Дамиана, Франциск, уже изможденный, создает Гимн брату Солнцу.
Предчувствуя приближение смерти, Франциск попросил перенести его в часовню Божьей Матери Ангельской, где умер вечером 3 октября 1226 года.
16 июля 1228 года Папа Григорий IX, который был лично знаком с Франциском, торжественно причислил его к лику святых.
Брат миру
Франциск Ассизский, основатель Ордена Францисканцев - один из самых знаменитых христианских святых. Часто его называют "самым привлекательным святым", и заслуженно считают самым популярным среди некатоликов и даже среди атеистов.
На протяжении восьми веков личность св. Франциска привлекает людей самых разных взглядов и мировоззрений. В нем видят родоначальника субъективизма и индивидуализма, предвестника Ренессанса, реформатора, первого хиппи, борца за охрану окружающей среды, революционера, романтического героя… На самом же деле, в жизни Франциска, по сути, не было ничего, кроме точного следования евангельскому идеалу и подражания Христу - настолько совершенного, что его называют "Alter Christus" - "Второй Христос".
Франциск Ассизкий торжественно провозглашен покровителем экологов за его отношение к природе - глубокое понимание связи человека со всеми Творениями Божьими, за прославление Бога в его творениях. О. Михаил Воронин пишет о Святом Франциске: "Благодаря дару обновленного Богом взгляда на мир святой Франциск занимается тем, что подбирает с дороги жуков и червяков, чтобы они не были случайно растоптаны, не позволяет братьям рубить целые деревья, а только ветки, чтобы дерево могло пустить новые побеги, добавляет пчелам в ульи мед и вино, чтобы они не погибли зимой. Он чувствует себя их братом - как каждый из нас, видя в беде своего младшего брата, спешит ему на помощь." Когда Франциск видел цветущие долины, он задерживался, чтобы поговорить с ними, и предлагал им славить Бога, будто они - разумные существа. Точно так же он призывал хвалить Бога виноградники, камни, леса и поселки, бегущие воды, цветущие сады, землю и огонь, воздух и ветер. А в конце он называл все творения своими братьями и сестрами, потому что в них есть свобода и слава, предназначенная для Сыновей Божиих".
В принципе, св. Франциск не изобрел ничего, что можно было бы назвать открытием для христианства; тем не менее, роль Ассизского Бедняка в истории трудно переоценить. Его Орден практически положил начало деятельному монашеству. Его духовность наполнила содержанием искусство раннего итальянского Возрождения, и прежде всего Джотто. Его "Гимн Солнцу" стал первым стихотворением на итальянском языке, давшим толчок развитию поэзии на национальных языках и вдохновившим великого Данте.
Но, возможно, главное, что сделало личность Божия Простачка столь притягательной, - это та удивительная атмосфера любви, добра и простоты, которую он сумел создать рядом с собой при жизни, которую прекрасно передали его современники и которую ощущает, наверное, каждый, кто встречает на своем пути этого святого.
Об истинной и совершенной радости
Однажды блаженный Франциск возле Святой Марии призвал брата Льва и сказал: "Брат Лев, пиши". Тот ответил: "Я готов". "Пиши, - сказал, - что есть истинная радость. Прибывает вестник и говорит, что все профессора из Парижа вступили в Орден. Пиши - это не истинная радость. То же самое, если все прелаты из-за Альп, архиепископы и епископы; то же самое, если король французский и король английский, пиши, это не истинная радость. То же самое, если бы братья мои пошли к неверным и обратили бы их всех в веру; то же самое, что Бог даровал мне милость исцелять больных и совершать много чудес: говорю тебе, что во всем этом нет истинной радости.
Но какова же истинная радость? Я возвращаюсь из Перуджи и глубокой ночью прихожу сюда, и зима слякотная и до того холодная, что на рубашке намерзают сосульки и бьют по голеням, и ранят так, что выступает кровь. И весь в грязи и во льду, замерзший, я подхожу к дверям, и, после того как я долго стучал и кричал, подходит брат и спрашивает: "Кто там?" Я отвечаю: "Брат Франциск". А он отвечает: "Иди прочь, уже поздний час; не войдешь". И когда я продолжаю настаивать, отвечает: "Иди прочь, ты простак и неграмотен, не подходишь нам; нас так много и мы такие важные персоны, что мы не нуждаемся в тебе". А я все стою под дверью и говорю: "Из любви к Богу приютите меня этой ночью". Он ответит: "Не буду. Поди в обитель к крестоносцам и там попроси". Говорю тебе, что если сохраню терпение и не разгневаюсь, вот в этом и есть истинная радость, и истинная добродетель и спасение души".
Анна Егорова
« Благородных недостатков Современного Искателя | Любовь как образ жизни »