О медиумах. Инструменты для общения с духами.
О медиумах. Инструменты для общения с духами.
В продолжение разговора о риске, связанном с занятием спиритизмом, следует сказать, что во время контаков с духами через спиритические сеансы сильнее всего рискуют медиумы - те люди, которые дают духу во временное пользование свое собственное тело. Чем сильнее дух, тем больше вреда наносит он телу, "взятому напрокат", а иногда дух может и "злоупотреблять гостеприимством", поселившись в чужом теле надолго. Однако информация, полученная таким путем, оказывается гораздо более достоверной, нежели то, что рассказывают нам "зримые" духи, и запоминается гораздо лучше, чем слова приснившихся духов. Так что здесь есть ради чего рисковать, вот почему медиумизм распространен практически повсеместно, и очень многие спириты и некроманты извлекают выгоду из этого опасного предприятия.
Известно, что духи иногда вселяются в человеческое тело "без спроса". При этом человек вдруг начинает говорить чужим голосом, называет себя чужим именем, перестает узнавать родных и близких и ведет себя очень странно - как будто и впрямь стал другим человеком. Такое состояние может длиться от нескольких часов до нескольких дней, затем человек возвращается в свое прежнее состояние и, как правило, не помнит о том, что он говорил или делал в момент "затмения". Медики называют это явление "истерическими припадками", но мистики имеют совсем другое мнение ние по этому поводу. Прежде всего, они обращают внимание на тот факт, что новая личность "припадочного" - совсем не вымышленная, а вполне реальная. Чаще всего его устами говорит вполне конкретный и недавно умерший человек, причем иногда "припадочный" и понятия не имеет о том, что этот человек существовал на свете. Если говорить с ним властно и настойчиво, то этот "внутренний человек" назовет себя, сообщит некоторые сведения из своей биографии, расскажет кое-что о загробном мире и даже откроет будущее присутствующих лиц (в той степени, в какой оно ему известно).
С незапамятных времен известно, что такой "истерический припадок" можно вызвать искусственно - с помощью интоксикации, гипноза или самогипноза. Например, медиум центральноафриканских царей выкуривал одну или две трубки местного табака и, придя под влиянием дыма в пророческое возбуждение, начинал бредить и говорить голосом и оборотами речи покойного монарха, чья душа теперь в него вселилась. В Китае медиум приступает к работе и начинает петь заклинания, перебирая струны или ударяя в барабан. Движения его постепенно приобретают конвульсивный характер; он раскачивается взад и вперед, и на теле появляется испарина. Все это окружающие считают признаком появления духа. Две женщины берут его под руки и сажают в кресло, где он, опустив руки на стол, впадает в беспамятство или дремоту. Затем ему набрасывают на голову черное покрывало, и он, находясь в таком состоянии гипноза, уже может отвечать на вопросы, все время дрожа, раскачиваясь в своем кресле и нервно барабаня по столу руками или палкой.
Ритуалы афроамериканской религии вуду позволяют войти в непосредственный контакт с духом, называемым лоа, мистере или ориша. Основным ритуалом является так называемая серемония - причудливая комбинация символических обрядов, танцев, заклинаний и барабанного боя. Серемония возбуждает в предварительно подготовленном посвященном специфическую одержимость: он становится "конем" (то есть медиумом) лоа. Сам момент одержимости, или "перекресток", где лоа оседлывает своего коня, длится очень недолго. Одержимый падает на землю, бьется в конвульсиях или застывает в ступоре (здесь сопровождающие следят, чтобы он не причинил себе вреда), а затем внезапно преображается: изменяет походку, начинает говорить чужим голосом и обретает нечеловеческую силу. Иногда лоа передает через него послания членам общины. Обычно они начинаются со слов: "Скажи, мой конь..."
С точки зрения уже упоминавшейся теории духов, все вышеперечисленные методы заставляют человеческую душу "потесниться" и "уступить место" тому или иному бестелесному существу. Для правильного контакта необходимы два условия: настройка на контакт и полная нейтрализация личности медиума. Первое достигается с помощью долгого предварительного ритуала (или систематических наставлений, как в культе вуду), второе - с помощью одной из техник изменения сознания (более подробно об этом рассказывается в разделе "Ясновидение").
Ближневосточные и европейские некроманты предпочитают гипнотизировать малоподготовленного (или вовсе неподготовленного) человека и предлагать духу вселиться в его тело. Этот метод обладает целым рядом специфических достоинств. Во-первых, гипноз менее вреден для физического и психического здоровья; при нем не наблюдается ни судорог, ни конвульсий, ни прочих неприятных визуально для окружающих и физически для самого медиума явлений. Во-вторых, когда совершенно посторонний вам человек вдруг начинает говорить голосом вашего покойного предка, это производит гораздо более сильное впечатление, а, следовательно, дает возможность избавиться от остатков скептицизма и установить прочный контакт с духом. В-третьих, гипноз не требует длительной подготовки, шумовых / световых эффектов и специальных препаратов, что особенно важно в условиях нашей цивилизации. Весь обряд можно провести в обычной городской квартире, не привлекая к себе излишнего любопытства и не вызывая ничьих протестов. И все же гипнотический медиумизм имеет множество недостатков. Главный из них заключается в том, что под гипнозом человек не освобождается от собственной личности. Воля его ослабевает, но не исчезает совсем. Так, известно, что ни один гипнотизер не заставит человека совершить поступок, который он считает недопустимым (например, прилюдно наделать в штаны). Точно так же и сведения, сообщаемые духом, пусть подсознательно, но "фильтруются" загипнотизированным медиумом: он никогда не произнесет того, чего не понимает или не принимает. Иногда речь его становится совсем неразборчивой, и гипнотизер выступает в роли "переводчика". В этом случае общение с духом происходит уже через двойной "фильтр", и искажения могут быть весьма значительными. Наконец, в ряде случаев гипноз просто имитируется, причем сам гипнотизер может и не догадываться об этом. Все это снижает достоверность сообщений медиума и, в конечном итоге, заставляет усомниться в самой возможности "собеседования с духами".
Для подлинного духовидения (впрочем, как и для ясновидения) лучше всего применить самогипноз. Этот способ не столь прост, как все вышеописанные: овладение им требует длительной подготовки и удается далеко не каждому. Тем не менее, самые достоверные предсказания можно получить именно от тех медиумов, которые умеют входить в контакт самостоятельно и свободно. Они не говорят измененным голосом, не бьются в конвульсиях, не закатывают глаза - напротив, консультация с духами происходит при полном сохранении ясного сознания. Весь фокус в том, что сознание медиума в результате длительных тренировок становится настолько чистым и прозрачным, что отражает любую информацию, практически не "фильтруя" ее. Такой способностью славятся, в частности, жрецы афро-американских культов умбанда и кандобле, распространенных в Бразилии. Каждый из них с юности посвящает себя определенному духу, который посещает его во снах и во время ритуалов. В ходе этих постоянных контактов, которые могут продолжаться несколько лет, медиум развивает в себе способность легко входить в транс, выходить из него и творчески регулировать свои отношения с духом. Входя в транс, медиум консультирует своих клиентов. Он диагностирует и исцеляет болезни, выявляет источники порчи и черной магии, предлагает очистительные и "осчастливливающие" ритуалы и помогает решать семейные и профессиональные проблемы и, конечно же, предсказывает будущее. Аналогичной способностью обладают многие тибетские ламы, индейские шаманы, африканские колдуны и даже некоторые европейские медиумы. У такого "тихого" духовидения есть лишь один недостаток: оно не рассчитано на работу с недоверчивыми клиентами. В этой связи те же жрецы кандобле вынуждены иногда применять сложные и впечатляющие ритуалы с кругами из горящего пороха и спирта, барабанным боем и дождем из монет, хотя лично им весь этот цирк абсолютно не нужен. Тибетские ламы и африканские колдуны чаще поступают по принципу "не нравится - не ешь"; европейские специалисты высокого уровня вообще отказываются от работы с "непосвященными".
Инструменты для общения с духами
"Говорящие" столики и другие предметы. Eвропейский спиритизм - нередко салонная забава, претендующая на роль "чистого исследования духовных миров" - в наше время уже не имеет того распространения. какое она имела в XIX веке. Ее презрительно называют "столоверчением", и в этом есть вполне определенный резон. Ведь основной и наиболее распространенный спиритический обряд заключается в том, что участники сеанса садятся вокруг столика, кладут на него ладони и совместно призывают того или иного духа. При появлении духа столик начинает шевелиться, постукивать ножками, а иногда и вращаться. Спириты договариваются с духом о коде, которым будут пользоваться во время беседы (например: если "ДА", то стукни дважды, если "НЕТ" - один раз) и начинают задавать ему вопросы.
Между тем, столоверчение нельзя назвать чисто западным изобретением. "Западное происхождение" здесь имеет только круглый столик для игры в карты, который можно заменить любым другим предметом. А сама идея о том, чтобы беседовать с духами через предметы, находящиеся в неустойчивом равновесии, стара как мир. Например, меланезийский знахарь использует вместо столика кость, раковину каури и палочку. Произнеся необходимые заклинания, он задает вопрос, а затем дует на раковину и палочку. Далее он кладет раковину на пол, вертикально ставит на нее кость и убирает руки. Если ответ на вопрос положителен, то кость будет стоять как свечка, поскольку предки удержат ее в этом "невозможном" положении. Если ответ отрицателен, она упадет. Наблюдатели свидетельствуют о том, что ответы обычно бывают очень точными, и что действительно создается такое впечатление, будто кость держит какая-то неведомая сила. Негритянское племя киси, живущее на границе Либерии, проводит "спиритические сеансы" со статуэтками, стоящими на могилах вождей. Чтобы узнать мнение духа, статуэтку ставят на доску, которую держат на головах два человека. Если в ответ на вопрос она остается неподвижной, это значит "нет"; если же начинает раскачиваться взад-вперед, то ответ считается положительным.
Не исключено, что все гадания, основанные на подобном принципе ведут свое происхождение от древней некромантии. О том, что духи способны передвигать материальные предметы, известно очень давно, во всяком случае, это удается им легче, чем говорить или являться в зримом облике.
Далее приводится цитата из "Книги Медиумов" известного спирита Алана Кардека (именно с его успешными результатами спиритических сеансов вы можете познакомиться в разделе "Духи отвечают..."), где исчерпывающе описаны все условия и признаки успешного "столоверчения" и других способов общения с духами: "Если в обществе желают сделать подобный опыт, то нужно всем сесть вокруг стола и положить на него руки осторожно, без всякого усилия. Единственное правило, которое должно быть строго соблюдаемо, - это сосредоточение мыслей, совершенное молчание и в особенности терпение, если явление не скоро обнаруживается. Оно может обнаружиться сейчас же или медлить полчаса, и даже час. Это зависит от медиумизма участвующих лиц. Когда явление начинает обнаруживаться, часто слышится некоторый стук в столе, чувствуется как бы содрогание, которое бывает предвестником движения. Стол как будто делает усилие, чтобы выйти из состояния покоя, потом обнаруживается круговращательное движение; это движение усиливается или ускоряется иногда до такой степени, что участвующие с трудом могут успевать следовать за столом. Когда движение продолжается, тогда можно отойти от стола. и он без прикосновения к нему будет продолжать двигаться по разным направлениям. Иногда стол поднимается и становится то на одной, то на другой ножке, потом тихо опускается и принимает натуральное свое положение. Иногда он качается, подражая движению килевой или боковой качки корабля. Иногда же, но для этого надо иметь чрезвычайную силу медиумической способности, он совершенно отделяется от пола и держится в равновесии на воздухе без всякой точки опоры, поднимаясь иногда до самого потолка так, что можно пройти под ним; потом медленно опускается, качаясь, подобно падающему листу бумаги, или падает вдруг, разбивается на куски, что очень ясно показывает, что это не оптический обман, не игра воображения. Часто обнаруживается другое явление: слышатся удары в столе, внутри самого дерева, без всякого движения стола. Эти удары, то слабые, то сильные, слышатся иногда также в другой мебели, находящейся в комнате, или в двери, в стене или в потолке. Когда удары эти слышатся в столе, они производят в нем сотрясение, очень чувствительное для пальцев, и особенно оно ощутимо, если к столу приложить ухо".
Алан Кардек особо подчеркивает, что для подобного опыта обязательно присутствие медиумов. Другие авторы говорят о "коллективном медиумизме", возникающем в результате построения "магической цепи" или "магического круга". Эта точка зрения представляется более правильной, поскольку не раз отмечались случаи успешного "столоверчения" в коллективах, где ни один из присутствующих сам по себе не обладал медиумическими способностями. "Магический круг" имеет и другую, гораздо более важную функцию: объединяя усилия нескольких людей, он страхует всех присутствующих от вредоносного воздействия злых и враждебных духов. Но действительно ли духи участвуют в "столоверчении"? Быть может, вращение столиков, раскачивание статуэток и стояние косточки на раковине - всего лишь трюк или непреднамеренный самообман? Нет никакого смысла отвечать на эти вопросы. Если предсказания, полученные таким способом, сбываются достаточно часто, это не имеет значения. Если же они не сбываются, это опять-таки не имеет значения. В любом случае, данная техника гадания достаточно проста и относительно безопасна. Ее всегда можно испробовать на практике, если тому не препятствуют некоторые соображения идеологического характера. Если же у вас не получается "вертеть столы" или если у вас есть предубеждение против этого занятия - не спешите разоблачать "жульнические трюки спиритов": у каждого свой путь, и то, что не подходит для вас, вполне может получиться у кого-то другого, более к тому способного.
Волшебная рулетка. Однако вернемся к "столоверчению". Довольно долгое время европейские спириты беседовали с духами при помощи постукиваний; затем кто-то догадался предложить им карточки с буквами. Первоначально столик указывал на буквы своими ножками, затем изобретательные спириты стали использовать блюдце с нарисованной стрелкой. И. наконец, уже в XX веке, появилась предсказательная рулетка "уийа", завоевавшая огромную популярность и даже запущенная в серийное производство. Устройство рулетки отличается крайней простотой. Это картонный или пластиковый круг с буквами алфавита и словами "Да" и "Нет", написанными на разных языках. Отсюда и ее название: "ДА" по-французски oui, а по-немецки ja. В центре круга закреплена легкая стрелка, которая начинает вращаться от малейшего колебания. Рулетку кладут в центр столика, гадающие садятся вокруг и кладут руки на столик, как при обычном спиритическом сеансе. Если контакта с духом нет, то стрелка указывает бессмысленные сочетания букв, но, как только контакт установится, из букв начинают складываться более или менее осмысленные слова. Преимущество рулетки заключается в том, что с нею можно работать и в одиночку. Сеансы обычно бывают весьма интересными и впечатляющими. даже если полученные сведения окажутся невнятными или ложными.