ОККУЛЬТНАЯ АНАТОМИЯ
ОККУЛЬТНАЯ АНАТОМИЯ
Тройственная природа
Природа человека тройственна — это раджас, тамас и саттва. Раджас — это подвижность, тамас — инертность, а саттва — равновесие. Представьте, что лошадь везёт телегу. Если они подходят друг другу и лошадь способна ровно её везти, это и есть саттва, или равновесие. Но если лошадь слишком сильна, а телега непрочная, то это уже раджас, или подвижность. Телега здесь опрокинется и развалится. С другой стороны, если телега слишком тяжела, а лошадь хилая, то телега не сдвинется с места. Это и называется тамасом, или инерцией. От тамаса рождается материя. От раджаса рождается энергия. В саттве же сознание не рождается, запомните это — оно проявляется в саттве. Оно уже было до этих трёх гун. Нам не нужно говорить, что мы проснулись — мы сами знаем. Знать себя — это и есть то, что называется сознанием. Оно существует в разных степенях. Есть тысячи и тысячи степеней пробуждения от минерального царства до высших достижений царства человеческого.
Пракрити тройственна, то есть у неё есть три функции — раджас, тамас и саттва. Теперь рассмотрим термин "джива". Вы знаете слово "зоо"? Это корень, обозначающий вообще живых существ. Так и слово "джива" является таким корнем — "джи" значит "жить", а "джива" — живое существо. Есть и другое подобное слово — "зодиак". Зодиак — это образец, содержащий формы всех живых существ. В Индии так делают идолов — например, образ Господа Винаяки. В форму помещают глину и получают идолов. Вот такие формы всех типов живых существ и существуют вдоль пояса пространства, окружающего экватор. Потому он и называется зодиаком — согласно его формам земная материя образует физические тела живых существ. Сами по себе они не могли бы сохраняться. Но эта тема относится уже к астрологии.
Пять состояний материи
Мы рассмотрели дживу и деху, а также пракрити с тремя её функциями. Теперь сообщим о материи кое-что ещё. Она существует в пяти состояниях. Первое состояние материи называется притхви, то есть твёрдое. Второе — апас, жидкое или водное. Третье — теджас, или огненное (об этом потребуются дополнительные объяснения). Четвёртое — ваю, газообразное. Пятое — акаша. Что же такое акаша? Это не пространство, но то, чем пространство наполнено. Можно называть это как угодно. Это содержимое пространства. Объяснение этих состояний для современных умов можно найти в работах Е. П. Блаватской и Джуала Кхула.* Пять состояний материи называются "панча бхута".
___________
* О состояниях материи, или таттвах, говорится в третьем томе "Тайной Доктрины" Е. П. Блаватской — прим. пер.
Огонь также назван одним из состояний материи. Может ли огонь быть материей? Огонь — это тепло, свет, электричество и магнетизм. Эти четыре проявления существования называются огнём. Есть определение огня, которое дали древние учёные. Огонь — не пламя, но то, что послужило его причиной. Анализ огня, пламени и света нам следует искать в древних книгах. При всём уважении к современной науке, мы до сих пор не можем получить от неё определения или объяснения огня и света. Самые передовые учёные нашего мира не знают, что такое свет — материя, энергия, или нечто иное. Если кто-то уже узнал это от них, пожалуйста, сообщите. Я всегда готов учиться. Но пока мне известно, что никто этого не знает. Древние объясняли свет как сознание. Давайте посмотрим. То, что мы называем светом — лишь оптический свет, тогда как есть также и ментальный свет, о существовании которого современные учёные не подозревают. Его-то проявление в физической форме и есть тот видимый свет, который мы наблюдаем. Если вы прочитаете очень объёмистый труд, продиктованный Джуалом Кхулом Алисе Бэйли, "Трактат о космическом огне", то вы найдёте там все эти вещи. Движение на физическом плане и на ментальном плане, свет физический и ментальный — всё это объяснено в этой книге. После этих объяснений автор говорит — "лучше подождать до третьей четверти XXI века, прежде чем это станет предметом, который будет преподаваться студентам". Во всех Пуранах, Итихасах и эпосах эти термины очень часто используются, поскольку они были общеупотребительны в те времена, когда были написаны эти труды.
Огонь понимается как передатчик или проводник. Вот почему на санскрите он иначе называется "вахни". То есть для других четырёх состояний он производит изменения — переход из одного состояния в другое. Таким образом, это агент, производящий изменения в других силах, трансмутирующий их. Например, приложив тепло к куску льда, можно получить воду. Происходит перемена состояния из твёрдого в жидкое. А если мы снова добавим тепла, то жидкость перейдёт в пар, или воздух, станет газом. Рождение газа происходит из пространства, и современному учёному придётся подождать, пока он это поймёт. Из пространства рождается атом, а из атома — газообразное состояние. От газа к жидкости, от жидкости к твёрдому состоянию. Это лестница, а огонь здесь — преобразователь или проводник, и поэтому называется "вахни". Он переводит вещество из одного состояния материи в другое. Вот что в общем можно сказать о пяти состояниях.
Создание одиннадцати индрий
Таким образом, от тамаса происходит материя и пять её состояний, бхут. От раджаса же мы получаем пять функций. Это пять кармендрий. Первая — это движение, то есть самопроизвольное перемещение. Это движение с одного места на другое без приложения энергии извне. Для нас это ноги. Вторая — это собирание. Мы собираем материю вокруг нас. Для нас это руки. Они действуют, как собирающий агент. Это не значит, что собирают только руки. Ещё до их появления мы собираем материю вокруг себя, а потом этой функцией наделяются руки. Третья — это выражение, то есть речь. Четвёртая — воспроизведение. Пятое — выделение. Это пять кармендрий, или грубых органов. Но у нас есть ещё пять органов, созданных чистым раджасом, без касания тамаса. Чистый раджас породил пять органов чувств. Они именуются джнянендриями. Первое — это зрение, и для нас это глаза. Второе — стух, и для нас это уши. Третье — это обоняние, и для нас это нос. Четвёртое — вкус, и для нас это язык. Пятое — чувство осязания, и для нас это кожа. Таким образом, глаза, уши, нос, язык и кожа являются пятью джнянендриями, или органами чувств.
Вы обнаружите и орган, совмещающий функции органов действия и органов чувств — это язык. Он является как органом речи, так и органом для ощущения вкуса. Таким образом, у него двойная роль. Есть также принцип, именуемый манасом, действующий через все эти пять органов чувств. Он собственно и функционирует через все эти органы — ни один из органов чувств сам не функционирует, но через них функционирует манас, подобно тому, как радио действует через радиоприёмник. Ни одна из физических частей приёмника не является радио — это лишь приёмник. Так и чувства — всего лишь приёмники, тогда как ум действует через них. В пятнадцатой главе Бхагавад-гиты Господь сказал: "манахшаштхани индрияни пракритистхани каршати"*. Пять чувств подобны лепесткам цветка, тогда как ум для них — шестой принцип или стебель. Ум через эти пять органов чувств взаимодействует с природой, и они собираются вокруг него. Таким образом, ум является шестым принципом этих пяти. (Здесь слушатель спросил о происхождении манаса. Учитель объяснил). Манас тоже происходит от раджаса. Но у него много слоёв. На завтрашнем занятии мы выясним, что такое манас. А пока мы остановимся. Что же касается оккультного, то это нечто скрытое — например, то, как цветок становится плодом — это оккультный процесс.
__________
* Из чувств ум — шестое, скрытое в материи (XV.7) — прим. пер. На этих занятиях, проводившихся в Мотхугудеме, все ученики перед восходом читали эту главу Бхагавад-гиты.
(Здесь учитель сделал паузу и сказал следующее: Позавчера мы не закончили объяснение четырёх Вед. Тогда нам этот урок был не нужен. Та часть не относилась к оккультной анатомии, и мы включили её в раздел общих знаний. Теперь же пойдёт часть, связанная с оккультной анатомией, и таким образом, объяснение Вед будет продолжено).
« ‹ 1 2 3 4 5 6 › »