ОККУЛЬТНАЯ АНАТОМИЯ
ОККУЛЬТНАЯ АНАТОМИЯ
Первый шаг пранаямы
Начните дышать медленно, мягко и равномерно. Вдыхайте так полно, как можете, но чтобы это не причиняло дискомфорта. Затем медленно выдыхайте — с той же скоростью, и делайте это так мягко, чтобы не было слышно звука вашего дыхания. Процесс должен быть насколько возможно медленным, но без дискомфорта. Постепенно вы достигнете мастерства. В то же время, наблюдайте собственное дыхание своим умом. Если ваш ум где-то блуждает, то весь этот эксперимент будет пустой тратой времени.
Уравновесьте центростремительную и центробежную пульсации, то есть прану и апану. Стабилизируйте путь пульсаций и войдите в равновесие дыхания. Принесите ум в сердце, думая о сердце. Никаких занятий кумбхакой ни Патанджали, ни Бхагавад-гита не предписывают. То есть ни одно из наставлений по йоге не учит насильственному задержанию воздуха в лёгких и другим подобным вредным процедурам. Спокойно, одним потоком, вдыхайте, сколько позволяют ваши лёгкие, а потом точно так же выдыхайте. При этом процессе дыхание не должно сбиваться. Совершайте такие дыхания непрерывно и наблюдайте движения ваших лёгких и грудной клетки. Этой практикой установится Самаведа, и утерянные "чхандасы" снова будут обретены. Чхандасы — это не размеры, в которых написаны мантры Вед. В Гите говорится про "чханданси ясья парнани". Благодаря вышеописанной практике, мы обнаружим эти числа и размеры внутри нас (в области сердца и грудной клетки). Вы начнёте находить музыку в дыхании и сердцебиении. Вначале вы сможете проделать подобным образом лишь три дыхания подряд, ведь они выполняются медленно, а наши лёгкие привыкли к быстрому дыханию, поскольку в последние десятилетия мы вдыхаем много дыма и пыли. Так что проделывайте медленно три таких дыхания, а затем делайте перерыв на полминуты, оставляя дыхание неровным. Потом опять три дыхания, опять пауза, и опять три дыхания — итого три раза по три. Со временем вы сможете выполнить уже все девять таких дыханий подряд. Но продвигайтесь медленно, без всякой спешки. Это первый шаг.
Второй шаг пранаямы
Вдыхая, непрерывно мысленно произносите звук "Со", а выдыхая, произносите "Хам", причём не только умственно, но и вслух. Когда вдыхаете, произносите про себя, а когда выдыхаете — то вслух. (Здесь учитель продемонстрировал этот процесс). Проделав девять дыханий в качестве первого шага, переходите к этому, второму, который мы сейчас описываем. Все шаги должны выполняться одновременно, то есть каждый день нужно проделывать все эти шаги. Пока вы вдыхаете, всё это время произносите "Со" с помощью ума, а когда выдыхаете, непрерывно произносите "Хам" вслух, слушая свой собственный голос. Это самая главная часть практики — без неё весь эксперимент будет большой неудачей. Слушайте свой собственный голос. Произнося, вы не должны вслушиваться в телефонные звонки и прочее. Так выполните три серии по три дыхания, перемежая их паузами. Затем переходим к следующему шагу.
Третий шаг пранаямы
При этом шаге вы должны всё время сохранять тот же тип дыхания. При вдохе медленно, мягко и однородно про себя произносите Ом. Выдыхая, всё своё дыхание вкладывайте в произнесение Ом вслух, так, чтобы звук был медленным, мягким и однородным. При выдохе губы должны быть немного разомкнуты. Произношение Ом должно быть наполовину носовым. Потом последуют различные модуляции — носовые, неносовые и полуносовые. Вдыхая, совершайте процесс в уме, а выдыхая — и вслух, и в уме. В то же время слушайте свой собственный голос, свой Ом.
"Аум итьекаакшарам Брахма, Аум митьета дакшарам удгитам упашьята" — Вы должны ментально сесть возле Ом, служа ему, то есть произнося его вслух. Так опять сделайте три серии дыханий, перемежая их паузами. Всего получается три шага по девять дыханий в каждом. Практикуйте первый, второй и третий шаги — вот всё, что нам нужно делать (наряду с предварительными практиками, о которых было сказано ранее). Остальное — это уже то, что произойдёт, а не то, что надо выполнять. О том, что происходит внутри, написаны целые тома, но нам не нужно беспокоиться об этом. Если мы выполним практику, всё, о чём написано в книгах, станет для нас реальностью. Лишь это, как подтверждено достоверно, нам надлежит делать. Позже к нам придёт внутренний гуру, и даст нам изнутри наставления о том, что мы должны делать, и нам больше не будут нужны наставления от внешнего гуру.
Постепенно, когда вы почувствуете комфорт, лёгкость, и счастье при выполнении упражнений, вы сможете увеличить продолжительность и количество дыханий, не испытывая никакого неудобства. Через некоторое время вы сможете продолжать этот процесс непрерывно, занимаясь в это время своими делами, работой, и так далее. Когда вы слушаете речь других, этот процесс может в вас продолжаться, но когда вы будете говорить сами, он будет нарушен. Однако, ещё через некоторое время, этот процесс будет идти в вас без нарушения, даже когда вы говорите. Такое время наступит, но относится это уже к будущему. Вот что от нас требуется.
Что же мы именно делаем? Начав произносить вслух, мы приносим ум и ту пульсацию, которая вызывает дыхание, к Ригведе. Таким образом, мы принесли Яджурведу к Самаведе, а Самаведу и Яджурведу — к Ригведе. Это значит, что мы соединили всю эту последовательность, голосовые связки и произношение, и начали слушать свой собственный голос. "Эша трайи видья" — это тройственная мудрость. "Я эвам Веда са шокам тхарати" — у того, кто переживает это, нет печали. На сегодня это всё.
« ‹ 1 2 3 4 5 6 › »