Омар Хайям. | Путь Любви. Путь с Сердцем.

Омар Хайям.

Омар Хайям.

ОМАР ХАЙЯМ
( ок. 1048 - ок. 1123 )

В 2003 году исполнилось 955 лет со дня рождения Омара Хайяма.

Омар Хайям стал всемирно известен сравнительно недавно. Одна из первых работ Хайяма с небольшим предисловием об авторе была опубликована в Париже в 1851 году немецким математиком Францем Вепке и называлась "Алгебра Омара Альхайями". Книга содержала арабский текст и французский перевод математического трактата. Однако для широкого читателя она прошла почти незамеченной.

Второе рождение Хайяма и начало его победного шествия сначала по Европе, а затем по всему миру следует отнести к 1859 году: именно тогда в Англии вышла в свет книга стихов "Рубайат Омара Хайяма" в вольном переводе Э. Фицджеральда. Сборник оказался настолько популярным и завоевал такое признание, что уже через считанные месяцы стал библиографической редкостью.

В исторических хрониках не найдено непосредственных сведений о точной дате рождения Омара Хайяма. Но Аль-Бейхаки в "Дополнении к "Охранителям мудрости"" сообщает, что Хайяма был "из Нишапура и по рождению, и по родителям, и по предкам". Он же приводит и расположение небесных светил в момент рождения Хайяма, и к его сообщению можно отнестись достаточно серьезно: "Солнце и Меркурий были в 3-ем градусе Близнецов, Меркурий был в соединении (с Солнцем), а Юпитер был по отношению к ним в тригональном аспекте".

Индийский исследователь Свами Говинда Трихта, проанализировав геоцентрические долготы Меркурия и Юпитера по средневековым индийским таблицам эфемерид, пришел к выводу, что Хайям родился 18 мая 1048 года. Российский ученый Ш.Г. Шараф, проверив выводы Тритхи доказал, что между 1015-1054 годами мЕркурий находился 17-19 мая в соединении с Солнцем только три раза - в 1022, 1035 и 1048 годах. Однако Юпитер при этом достигал тригонального аспекта только в 1048 году - в долготе Солнца, указанной в гороскопе, что точно соответствует только 18 мая.

Отец Хайяма, Ибрагим, имел в Нишапуре хороший дом, окруженный садом, и палаточную мастерскую. Его гордостью был огромный купол - чарсу, - натянутый над базарной площадью, который мастер изготовил по заказу городского управителя.

Ибрагим с любимой женой Фатимой потеряли уже двух детей, рожденных мертвыми. Поэтому задолго до рождения сына отец придумал ему имя - Омар, что означает "жизнь".

Издревле Нишапур был центром суфизма. Сюда же стекались ученые со всего арабского мира. И здесь искали себе наставников люди, стремившиеся к знаниям. "Алмазу нужна шлифовка, а человеку - образование", - говорили в Нишапуре.

Омар Хайям учился у известного ученого и богослова Насир ад-Дина шейха Мухаммад Мансура, который во главу угла ставил разум и логику.

Примерно за сто лет до рождения Омара группа ученых из Басры решила подвести итог исследовательской деятельности и знаниям, добытым с помощью палаты переводчиков, организованной халифом Мамуном. Благодаря им, мусульманский мир познакомился с работами крупнейших умов Древней Греции от Галена и Аристотеля до Птолемея и Евклида.

Кружок "Братья чистоты" поставил перед собой цель "очистить проникшие в Ислам нелепости при помощи философской мысли". На свет появилась своеобразная энциклопедия знаний, которая состояла из пятидесяти одного трактата.

В соответствии с программой обучения Омар Хайям занимался логикой, математикой и естественными науками, учением о мировой душе и богословием, географией, теорией музыки и стихосложения…

Говорят, у Омара не было друзей, и книги заменяли товарищей по играм. Любознательный юноша всегда старался проникнуть в самую суть вещей. За особое прилежание учитель назначил его своим помощником (мустамли). Омар, сидя на небольшом возвышении, следил за тишиной в аудитории и передавал слова учителя сидящим далеко. Много времени он отдавал изучению Корана. Он мог по памяти цитировать любое место из священной книги, привести разночтения и при этом отдать предпочтение одному из вариантов, использовав для этого веские аргументы. Почетное звание "Гияс ад-дин" - "Помощь веры", полученное им позднее, свидетельствует о том, что на поприще богословия ему удалось достичь немалых успехов.

В старину говорили: "Что толку в светильнике, коль сверху он прикрыт горшком?". Это означало, что если ты - ученый, не таи в себе знаний, отдай их людям. Великий Абу Райхан Беруни оставил после себя 150 трудов. Умер он в то время, когда Омар только появился на свет, и в этом видна своя символика. Устроившись в тени у прохладного арыка в родительском саду, Омар зачитывался историческим трактатом Беруни "Следы, оставшиеся от пришедших поколений", где живо рассказывалось о прошлом разных народов, об их праздниках и астрономических разработках.

Ибн Сино, ушедший из нашего мира за десять лет до рождения Омара, создал более 400 работ. И их тщательнейшим образом прорабатывал Хайям, не просто запоминая, а вступая в мысленную полемику с прославленным ученым.

В 1066 году умирает отец Омара, который дал ему возможность получить блестящее образование, и молодой ученый переезжает в Маверауннахр. Во введении к своему алгебраическому трактату Омар пишет о тяжелых временах, наступивших для "искателей истины": "Я был лишен возможности систематически заниматься этим делом (исследованием уравнений), и даже не мог сосредоточиться на размышлении о нем из-за мешавших ударов судьбы. Мы были свидетелями гибели ученых, от которых осталась малочисленная, но многострадальная кучка людей. Суровости судьбы в это время препятствуют им всецело отдаться совершенствованию и углублению своей науки. Большая же часть из тех, кто в настоящее время имеет вид ученых, одевает истину ложью, не выходя в науке за пределы подделки и притворяясь знающими. Тот запас знаний, которым они обладают, они используют для низменных плотских целей. И если они встречают человека, отличающегося тем, что он ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие и отказаться от хвастовства и обмана, они делают его предметом презрения и насмешек".

В Самарканде, а позднее и в Бухаре, большую часть времени Омар Хайям проводил в библиотеках и, прежде всего, в тех, которые принадлежали соборным мечетям. Он работал и в так называемых "домах науки", распространенных достаточно широко в мусульманском мире того времени. Как правило, такой комплекс строился на деньги, пожертвованные кем-либо из зажиточных граждан. Он содержал библиотеку и жилые помещения для приезжих ученых. Создавался фонд, из которого для них выделялись стипендии. Кроме того, там же работали преподаватели. Письменные принадлежности, чернила, бумага предоставлялись бесплатно.

Вот что пишет арабский ученый Табризи: "Я слышал еще, что когда Хайям соблаговолил прибыть в Бухару, он посетил могилу весьма ученого автора "Собрания правильного" (Аль-Бухари), да освятит Аллах его душу. Когда он дошел до могилы, его осенило вдохновение, и он двенадцать ночей блуждал по пустыне и не произносил ничего, кроме четверостишия:

"Хоть послушание я нарушал, Господь,
Пощады все же жду: ведь я ни разу в жизни
Двойным единое не называл, Господь".

Судя по всему, в период пребывания в Маверауннахре Омар Хайям занимался прикладными работами по заказу высокопоставленных покровителей. Об этом может свидетельствовать сочинение "Весы мудрости", в котором решаются классические задачи - Архимеда об определении количества золота и серебра в сплаве, а также точного определения веса драгоценных камней.

В течение 18 лет Омар Хайям руководил астрономической обсерваторией в Исфахане и, в частности, календарной реформой, известной в истории под названием "летосчисление Малика", с введением солнечного календаря и начала года в день весеннего равноденствия.

Позднее в своем трактате "Навруз-наме" он написл историю календарных реформ от основания зороастризма до своего времени.

Параллельно Омар Хайям выполнял и функции придворного астролога, что входило в его прямые обязанности надима при особе султана Малик-шаха. Султан благоволил к Хайяму, требовал его участия в охотах и застольях. Он знал толк в вине и женщина, а потому особо приветствовал стихи Хайяма, посвященные им.

"Вино пить - грех".
Подумай, не спеши!
Сам против жизни явно не греши.
В ад посылать из-за вина и женщин?
Тогда в раю, наверно, ни души.

На слуху у всех рубаи Хайяма, прославляющие забвение в вине. Но зная скрытый и замкнутый нрав ученого, его любовь, прежде всего, к науке и истине, некоторые уверены, что писал он такие строки лишь в угоду султану, чтобы тот не мешал ему заниматься любимым делом. Другие же ищут в "легкомысленных" стихах глубокий смысл, связанный с учениями суфиев, а ткже имея в виду его бунт против святош, против подавления природы и разума религиозными догмами. И тогда опьянение - не более чем символ освободившегося человека.

Сбрось обузу корысти, тщеславия гнет,
Злом опутанный, вырвись из этих тенет,
Пей вино и расчесывай локоны милой:
День пройдет незаметно, и жизнь промелькнет.

После гибели Малик-шаха Хайяму пришлось покинуть Исфахан. Он остался без всяких средств к существованию. Говорили, что у него "не было даже вздоха, чтобы обменять его на стон".

Омар Хайям совершает паломничество в Мекку и возвращается в город, где родился, став здесь одновременно и высочайшим научным авторитетом, и мишенью для насмешек и клеветы со стороны врагов и завистников.

1 2 »

« ЙОГА и ПИТАНИЕ | ВОСЕМЬ БЕССМЕРТНЫХ »