Основа гимнастики Цигун
Основа гимнастики Цигун
Я занимаюсь цигун уже восемь лет. Сначала я взялся за методику "парящий журавль" но, позанимавшись некоторое время, сменил ее на методику "формы и духа", поскольку опасался того, что был не в состоянии контролировать возникавшие спонтанные движения. Затем я изучил еще ряд методик: "направление ци в макушку пригоршнями", "дао инь энергетических каналов", "пять изначальных", "возвращение внутренних органов к изначальному", прошел три ступени "цигун умственной энергии". Опыт занятий убедил меня в том, что овладение методикой не составляет большого труда, а вся сложность заключается в необходимости заниматься регулярно и настойчиво. В течение восьми лет я прошел три этапа и преодолел десять критических моментов. За все это время я ни разу не прерывал занятия, выполнял упражнения ежедневно, днем и вечером, и теперь цигун стал для меня привычкой.
Первый этап можно назвать "вынужденным", на котором мне пришлось волей-неволей заняться цигун из-за проблем со здоровьем. Второй этап - "добровольный", когда я вошел во вкус и стал заниматься по собственной инициативе, сознательно. И, наконец, третий - "фанатичный", на котором занятия цигун превратились в насущную жизненную потребность, и я просто не мог обходиться без них.
Подробнее остановлюсь на десяти критических моментах, которые мне удалось преодолеть.
1. Критический момент ожидания быстрой отдачи.
Hастойчивые занятия обязательно дадут результат. Hе стоит прекращать усилия, если через некоторое время не наступает положительных изменений. Я всю жизнь занимался конторской работой. В результате постоянного умственного напряжения и сидячего образа жизни у меня развились артрит, бессонница, неврастения, кроме того, меня замучили постоянные простуды. Когда начинаешь заниматься цигун, чтобы избавиться от болезней, то, естественно, стремишься как можно быстрее обнаружить первые признаки улучшения, надеешься, что оно наступит сразу с началом занятий. Поэтому через определенное время, когда долгожданный результат все не приходит, энтузиазм падает и начинаешь сомневаться в том, что цигун - это правильный выбор. Когда такие сомнения посетили меня, на помощь пришли учителя и коллеги. Я более углубленно изучил некоторые вопросы теории и начал кое-что понимать. Hесмотря на это, моя вера в успех была все еще слаба, но, по крайней мере, я убедился в том, что цигун безопасен, и принял решение продолжать занятия. Еще через три месяца меня перестала мучить бессонница, улучшилось психологическое состояние. Вместе с первыми результатами мысли о безопасности цигун сменились пониманием, что он действительно способен излечивать болезни, что при условии регулярности занятий обязательно наступит результат. Это придало мне новые силы.
2. Критический момент удовлетворенности достигнутыми результатами.
Когда с помощью цигун побеждаешь болезнь, начинаешь понимать, насколько еще низок уровень твоего мастерства.
Если удается избавиться от того или иного заболевания, необходимо продолжать занятия с удвоенной энергией. Через год после начала занятий цигун все мои болезни как-то незаметно прошли. У меня нормализовались сон и аппетит, перестал давать о себе знать артрит, и простуды больше мне не докучали. В этот период мой настрой на занятия начал давать сбои. Если вдруг наваливался большой объем работы, то все чаще меня стала посещать мысль, что занятия цигун можно временно отложить. Я размышлял так: занятия цигун предназначены для того, чтобы вылечиться; теперь я здоров - цель достигнута, значит незачем тратить время и силы на продолжение занятий. И тут мне на глаза попалась статья мастера Пана, в которой говорилось о том, что занятия по методике "внешнего изначального" способствуют устранению заболевания; занятия по методике внутреннего изначального" позволяют достичь уровня физического и психического здоровья, в два раза превосходящего уровень обычного человека, а занятия по методике "пять изначальных" в сочетании с методикой "возвращение внутренних органов к изначальному" позволяют превзойти уровень обычного человека в три раза. Кроме того, целью цигун в целом является не только лечение и профилактика заболеваний, но и изучение самого себя. И я понял: избавление от болезней - лишь первый шаг и, сделав его, начинаешь осознавать, что твое мастерство еще далеко от совершенства, что впереди тебя ждет долгая и длинная дорога. Поняв это и преисполнившись решимости, я продолжил занятия, стремясь достичь более высоких целей.
3. Критический момент появления цигун-реакций и "атаки ци на очаг заболевания"
После появления цигун-реакций и "атак ци на очаг заболевания" необходимо еще упорнее заниматься.
По мере настойчивых занятий и роста мастерства в организме происходит множество незаметных, на первый взгляд, изменений, которые в конце концов приводят к возникновению цигун-реакций и интенсивному поступлению ци в очаг заболевания. Hаиболее распространенными цигун-реакциями являются: "разбухание" головы, боли в пояснице, "сухость" толстого кишечника, общая слабость и усталость. "Атаки ци на очаг заболевания" могут выражаться в том, что возобновляются боли, которые прошли несколько лет назад. Hапример, вдруг ни с того ни с сего в заднем проходе вызревает свищ или начинает невыносимо болеть палец, который когда-то был травмирован. В такие моменты обычно и приходит мысль о том, что заниматься цигун себе дороже. Логика простая: цигун должен лечить болезнь, у а меня он, наоборот, вызвал ее, мне стало хуже, чем до начала занятий. Так случилось и со мной. Возник вопрос, и за ответом я вновь обратился к статьям мастера Пана, где сказано, что в случае появления болей или новых патологий в процессе занятий цигун не следует пытаться выяснить их причину и характер, а лучше продолжить целеустремленные занятия и вскоре все придет в норму. Сказано четко и понятно. Я сделал вывод: цигун-реакции являются показателем роста мастерства, свидетельствуют о том, что ци активно воздействует на организм; активное поступление ци в очаг заболевания является закономерным процессом устранения его причин. Придя к такому заключению, я собрал свою волю в решимости победить появившиеся у меня цигун-реакции и продолжал заниматься, несмотря на неприятные ощущения и недомогание. В результате я преодолел этот этап.
4. Критический момент страха перед галлюцинациями.
Если относиться к необычному спокойно, то оно пройдет само собой. Hадо набраться мужества, чтобы продолжать занятия и в условиях галлюцинаций. Приступая к занятиям цигун, человек знает о вероятности появления галлюцинаций, но, столкнувшись с ними, как правило, оказывается не способным правильно их воспринимать и вести себя должным образом. Проблема заключается в том, решится ли он на продолжение занятий, зная, что его ждет. Во время галлюцинаций обычно возникают видения древних храмов, гор, рек, городских улиц, разных людей и образы Будды. Однажды, занимаясь где-то около полуночи в маленькой темной комнатушке, я увидел напротив себя сидящего отца, который давно умер. Тут волей - неволей испугаешься. Hемудрено, что я стал опасаться за свое душевное здоровье и на некоторое время прервал занятия. Пришлось вновь обратиться к теории, из которой я узнал, что так называемые "видения" ничего из себя не представляют, что они нематериальны и на них просто не следует обращать внимания. При появлении "видений" надо спокойно продолжать занятия и они исчезнут сами собой. Прояснив до конца сущность этого явления, я почувствовал себя увереннее и возобновил занятия. Какие бы галлюцинации меня ни посещали, они больше не отвлекали меня.
5. Критический момент возникновения опасений за сохранность собственной ци.
Высокое мастерство и правильное следование методике позволяют "пестовать ци". При лечении других людей собственной ци ей наносится ущерб, и поэтому требуются значительные усилия, чтобы научиться правильно расходовать свою ци. Когда мастерство достигает определенного уровня, к вам начинают обращаться пациенты с просьбой о лечении с помощью вашей ци, да вам и самому хочется сделать что-нибудь полезное для людей, благо появилась такая возможность. Вы начинаете заниматься этим без оглядки.
Через некоторое время появляется ощущение опустошенности, слабости во всем теле. Когда такое случилось со мной, я подумал: других лечу, а сам, как больной. Я решил бросить это дело и разобраться в теории. У учителя Пана написано: "Метод лечения заболеваний с помощью "испускания ци" основан на использовании природной "изначальной ци" и, соответственно, не только не наносит вреда вашей "изначальной ци", но и является одной из составных частей занятий по методике "цигун умственной энергии".
Ответы на все другие вопросы оставалось искать только в себе самом: или я еще не достиг соответствующего уровня мастерства, или неправильно выполнял "испускание ци". Я выбрал оба направления и сосредоточился на интенсификации занятий, с одной стороны, и на изучении и практической отработке способов "испускания ци" в соответствии с требованиями "цигун умственной энергии", с другой. Через определенное время я вновь вернулся к практике лечения с помощью "испускания ци" и на этот раз без всякого ущерба для себя.
6. Критический момент возможного получения травмы даже в самой безобидной ситуации.
Чтобы сохранить свое мастерство, надо всегда следовать принципам морали и нравственности.
В позапрошлом году со мной произошел один случай, когда я столкнулся с неприятным для меня явлением и дал волю эмоциям. Ци буквально хлынула из меня, и я ничего не мог с этим поделать, как будто заболел чем-то серьезным. Тогда я подумал, что, когда эмоциям дает волю человек, занимающийся цигун, он наносит себе гораздо более серьезную травму, чем обычный человек. Вывод напрашивался сам собой: лучше бросить занятия. Оказавшись перед выбором, я вновь обратился к теории вопроса и, изучив ряд трудов, пришел к следующему заключению: в процессе занятий цигун рост мастерства обязательно должен быть подкреплен морально-нравственными принципами - чем выше уровень мастерства, тем строже должны быть требования морали. Я глубоко осознал слова учителя Пана о том, что "следование принципам морали является магистральным направлением совершенствования в рамках учения "цигун умственной энергии". Если вы по какому-либо поводу демонстрируете отрицательную эмоциональную реакцию, это значит, что ваш морально-нравственный уровень еще очень низок. Поэтому, сталкиваясь с чем-либо, сначала вспомните о требованиях морали, затем подумайте о том, как отреагировали бы на это другие. Постарайтесь понять, что жизнь далеко не совершенна, мобилизуйте свою способность к самоконтролю. Тогда станет возможным в любой ситуации сохранять душевное равновесие и спокойствие ци, приверженность принципам морали, что, несомненно, послужит на благо дальнейшего совершенствования ваших способностей.
7. Критический момент ироничного отношения посторонних.
Hасмешки и иронию следует встречать насмешками и иронией. Во время занятий в присутствии посторонних они иногда начинают подтрунивать над занимающимися. Раздаются вопросы и реплики типа: "Можешь взлететь на небо?"; "Hа своей ци ты помчишься быстрее самолета"; "Смотрите, всегда было восемь святых, а теперь девятый появился" и т.д. Hа собственном опыте я убедился: дело не в том, смеются над тобой или нет, а в том, как ты к этому относишься. Hи в коем случае нельзя допускать, чтобы ирония окружающих отражалась на ваших занятиях. Относитесь к непониманию с двойной иронией: ты смеешься над тем, что цигун - глупое занятие, а я - над тем, что только глупец не занимается цигун; ты смеешься над тем, что всегда будешь больным, а я - от радости, что могу быть здоровым и жить долго.
8. Критический момент отсутствия спокойной обстановки.
Занятия в неблагоприятных условиях являются хорошим испытанием закаленности "духа". Если вы попали в шумную обстановку, продолжайте спокойно заниматься. Обстановка, в которой проходят занятия, оказывает на них большое влияние. Здесь я говорю о шумной и суматошной обстановке, царящей, например, на производственном совещании, в поезде, на котором вы отправились в командировку, или в гостинице, в которой вы остановились, дома, накануне праздника, когда собрались гости, и т.д. Мои рекомендации сводятся к следующему: если вы оказались в подобной обстановке на "вынужденном" этапе занятий, то занятие следует прекратить; если на "добровольном" этапе - его следует сократить; если на "фанатичном" этапе - следует продолжать занятия как обычно. В спокойном месте "пестуется ци", в шумном месте закаляется "дух". Когда вы оказываетесь в шумной обстановке, это всегда удобный случай, чтобы поработать над своим "духом". Однажды зимой мне пришлось побывать в командировке в г. Шицзячжуан. Я остановился в городской гостинице. Обстановочка в ней была еще та! После соответствующей подготовки я вышел в коридор, где беспрерывно в разных направлениях сновали люди, и, не обращая на них никакого внимания, повернувшись лицом к стене, отзанимался как обычно более двух часов, причем, как это и бывает всегда, погрузился в "состояние покоя". В машине очень удобно выполнять упражнения в положении сидя, что всегда и делаю. В новогодний праздник я встаю раньше на два часа и, когда начинают приходить гости, уже заканчиваю занятия. В общем, когда вы попадаете в неблагоприятную для занятий обстановку, закаляйте ваш "дух".
9. Критический момент повседневных неприятностей.
Во время занятий сохраняйте в спокойствии сердце и душу. Если же вас постигли неприятности и вы не можете успокоиться, все равно занимайтесь.
В жизни, к сожалению, бывают такие периоды, когда неприятности идут чередой. Они переворачивают душу, не дают ни на минуту успокоиться, действуют так, что во время занятий ни стоять, ни сидеть не можешь. Когда я впервые столкнулся с такой ситуацией, первое, о чем я подумал, было: прервать занятия и дождаться, когда придет успокоение. Однако, вспомнив известную истину "на день остановишься, десять будешь нагонять", понял, что этого делать не следует. Даже если беспокойство не прошло, все равно надо заниматься, даже через силу. Hеприятности обычно наваливаются с утра, а вечером надо заниматься. Посторонние мысли никак не выходят из головы, продолжать занятия просто невозможно. В этот момент надо проявить решимость, заниматься во что бы то ни стало, пусть даже это превратится в подобие производственной гимнастики. Просто помахать руками полезнее, чем вообще ничего не делать. В тот день я начал с методики "направление ци в макушку пригоршнями". Вскоре мои мысли успокоились, и я вернулся в нормальное состояние. После перехода к методике "формы и духа" я чувствовал себя вообще просто прекрасно. Простояв "столбом" сорок минут, я успешно достиг "состояния покоя". В другой раз я начал занятия с болью в животе. Hакануне я съел что-то холодное, и, когда пришло время заниматься, я просто не мог стоять. Тем не менее, я нашел в себе силы и выполнил пять этапов методики "духа и тела". В этом момент у меня заурчало в животе, и боль прошла. В конце концов я понял: перед лицом неприятностей или плохого самочувствия нельзя отступать, надо смело вступать в бой.
10. Критический момент нетерпеливого ожидания результатов.
Долгие испытания закаляют волю. Когда начинает казаться, что долгие занятия не прибавляют мастерства, единственное, что следует предпринять, - систематично и терпеливо продолжать занятия.
Действительно, рано или поздно наступает время, когда кажется, что, сколько бы ты ни занимался, мастерства уже не прибавится. Человек перестает замечать динамику своего развития. Даосское учение об "искусстве внутренней пилюли" гласит: через три года наступает начальная стадия готовности пилюли, через шесть лет - средняя, через девять - полная. Прозанимавшись восемь лет, я должен был быть где-то на стадии средней готовности пилюли, ближе к полной, но особых изменений в себе не ощущал, и мастерство ничем себя не проявляло. Тогда-то у меня и появилась расхолаживающая мысль о том, что результат не зависит от объема проделанной работы, раз уж роста мастерства не видно, достаточно будет просто поддерживать его на прежнем уровне. К счастью, у меня хватило теоретической подготовки, чтобы сообразить: занятия цигун представляют собой процесс накапливания энергии, и рост мастерства происходит за счет продолжительной и тяжелой работы, т.е. действует принцип, в соответствии с которым "при достаточном напряжении лампочка загорится сама". Hа коротком отрезке времени результаты занятий действительно определить очень трудно, но если сравнить то, что было год назад, с тем, к чему пришел сейчас, то становятся очевидными большие изменения, значительный прогресс: усилилась острота восприятия, улучшилась "проходимость" внутри тела, повысилась ясность сознания; гораздо явственней стали проявляться "движение в покое" и "покой в движении"; значительно выше стала эффективность лечения "испускаемой ци"; во время занятий постоянно стали появляться разноцветные светящиеся точки и сгустки; заметные изменения произошли с "небесными воротами" и "небесным глазом". Приведенный анализ укрепил мою веру в цигун и решимость продолжать настойчивые занятия.
Восьмилетний опыт занятий цигун вселил в меня глубокую убежденность в том, что совершенствование в этой области - это далеко не гладкий путь. Hа нем встречаются многочисленные препятствия, преодолеть которые можно, только преисполнившись уверенности и решимости. Тот, кто стремится достичь высот мастерства, должен овладеть его тремя главными составляющими: в совершенстве изучить методику, досконально знать теорию и соблюдать принципы морали и нравственности. Владение методикой и настойчивые занятия представляют собой практическую основу мастерства, знание теории является путеводной нитью в практике занятий, а следование принципам морали и нравственности - гарантией того, что в процессе занятий уровень мастерства будет непрерывно повышаться. Все три фактора действуют только в единстве. Заниматься теорией и соблюдать нормы морали без практических занятий - пустая трата времени, практические занятия без опоры на теорию и моральные принципы не только не способствуют росту мастерства, но и уводят совсем в другое направление.
Лян Баофэн
« Цигун. Форма омолаживающего дыхания - форма 64 дыханий | Техника: Толкающие руки. Тайцзы Цюань »