Открытое сердце, ясный ум.
Открытое сердце, ясный ум.
Путь к удовлетворенности
Привязанность закладывает основу для неудовлетворенности, ведь неважно, сколько чего у нас есть, нам всегда хочется большего и лучшего. Наше общество эксплуатирует эту жадность и неудовлетворенность, и нам говорят, что мода прошлого года уже нехороша, а прошлогодние новинки техники устарели. Но лишь малое число людей способно позволить себе все то, что, как они думают, им следует иметь. Даже если мы можем купить много вещей, они потом стареют или ломаются, или же нам приходится приобретать что-то новое, потому что у остальных это уже есть. Это постоянно может выбивать опору из-под наших ног.
Если же, с другой стороны, мы думаем: "Того, что у меня есть, вполне достаточно", наш ум избавляется от напряжения. Это не означает, что мы никогда больше не будем покупать новые вещи или что наше общество не должно технологически развиваться. Если нам что-то нужно или же когда новая модель более эффективна, нет ничего плохого в том, чтобы это приобрести, если, конечно же, мы можем себе позволить! Но вне зависимости от того, удалось нам что-то приобрести или нет, в нашем уме не будет напряжения, поскольку мы довольны тем, что у нас есть. Будда сказал:
Если желаешь любого счастья,
Всецело оставь все привязанности.
Полным отказом от всех привязанностей
Обретается высочайший восторг.
Пока следуешь привязанности,
Никогда не обретешь удовлетворение.
Всякий, кто оставляет привязанность,
С мудростью достигает удовлетворения.
Пока мы жаждем большего, лучшего и нового, мы никогда не будем довольны, независимо от того, что у нас есть. С другой стороны, будучи довольными тем, что имеем, мы все же можем трудиться над тем, чтобы что-то улучшить, но в нашем уме не будет напряжения. Свободные от цепляния, мы можем развиваться экономически и технологически на благо каждого.
Сперва может показаться трудным думать таким образом, поскольку мы привыкли быть привязанными. Привязанность может быть такой сильной, что мы боимся потерять вещь или человека и паникуем. Эти страх и цепляние омрачают наши добрые чувства и не дают нам получить удовольствие от своих взаимоотношений и имущества.
Мы можем избавиться от этого страха. Сначала мы можем осознать, что это наш собственный ум создает проекцию красивой вещи или человека и что эта привязанность является ложной идеей. Это позволит нам стать реалистичнее. Затем мы можем вспомнить недостатки привязанности и оставить ее. Вместо этого мы можем позволить своему уму остаться в открытом состоянии удовлетворенности, зная, что, если у нас есть эта вещь или если мы находимся рядом с этим человеком, это хорошо, но, если это и не так, мы все равно можем быть счастливы.
Для некоторых людей слово "непривязанность" имеет отрицательный смысл, поскольку подразумевает аскетизм, бесстрастие и безразличие. Однако это не буддийское значение непривязанности. Это слово скорее относится к уравновешенному состоянию ума, когда мы не цепляемся за вещи и потому способны сосредоточить свое внимание на том, что действительно того стоит.
Быть непривязанным не означает, что мы раздаем все свое имущество и живем в пещере. Нет ничего плохого в том, чтобы иметь собственность. Нам нужно какое-то имущество для того, чтобы жить. Проблемы возникают только тогда, когда мы нереалистично преувеличиваем важность своего имущества. Это привязанность и цепляние вызывают проблемы, а не имущество. Будучи свободными от привязанности, мы можем получать от вещей удовольствие.
Когда мы пользуемся своим имуществом, полезно подумать: "Много людей трудилось, чтобы создать вещи, которые приносят мне удовольствие, и я благодарен им. Вместо того, чтобы пользоваться своим имуществом с эгоистичной привязанностью, я буду использовать его, стремясь улучшить свои качества так, чтобы я мог любить других и больше им помогать". Мы можем получать удовольствие от еды, одежды, дома или имущества, но исходя из иных, нежели ранее, побуждений. Поступая так, мы пребудем в мире и свободе от беспокойства.
Оставление привязанностей также не сделает нас безразличными и пассивными. На первый взгляд это может так показаться просто потому, что мы очень привыкли к привязанности. Однако есть множество других установок, которые могут служить нашими побуждениями. Искренняя забота о других — это одна из них. Желание принести другим счастье и предотвратить их страдания может быть могучей движущей силой нашей жизни. Таким образом, уход от привязанности открывает врата искреннему общению, любви и состраданию.
3. Любовь против привязанности:
Как отличить искреннюю заботу от нереалистичных проекций
Все мы хотели бы испытывать в отношении других положительные эмоции. Мы знаем, что любовь является основой мира на земле. Что же такое любовь и как нам ее развить? Какая разница между тем, чтобы любить и быть привязанным?
Любовь — это желание того, чтобы другие были счастливы и обладали причинами счастья. Реалистично осознав доброту других, равно как и их ошибки, мы сосредоточиваем любовь на благе других. У нас нет скрытых мотивов осуществления собственных интересов: мы любим других просто потому, что они существуют.
Привязанность, с другой стороны, — это преувеличение хороших качеств других и стремление быть рядом с ними. Когда мы с ними, то счастливы, когда нет — несчастны. Привязанность связана с ожиданиями того, какими другие должны быть или что они должны делать.
Является ли настоящей любовью любовь, как она обычно понимается в нашем обществе? Прежде чем мы познакомимся с людьми, они для нас незнакомцы, и мы чувствуем безразличие по отношению к ним. После того, как мы познакомились с ними, они могут стать дороги нам, мы можем испытывать к ним сильные чувства. Давайте поближе посмотрим на то, как люди становятся нашими друзьями.
Обычно люди привлекают нас либо потому, что у них есть качества, которые мы ценим, либо потому, что они помогают нам. Если понаблюдать свои собственные мысли, мы заметим, что ищем в других особые качества. Некоторые из этих качеств мы находим привлекательными, другие — это то, что ценится нашими родителями или обществом. Мы изучаем внешность человека, его образование, материальное благосостояние и общественное положение. Если мы ценим художественные или музыкальные способности, мы проверяем, есть ли они. Итак, для каждого из нас есть различные качества, которые мы ищем, и разные мерки, по которым мы их оцениваем.
Если людям присущи качества из нашего "внутреннего списка", мы ценим их. Мы думаем, что это хорошие и достойные люди. Нам представляется, будто это великие люди как они есть, независимо от нашей их оценки. Но в действительности, поскольку у нас есть определенные предрассудки по поводу того, какие качества желанны, а какие нет, мы и являемся теми, кто создает этих достойных людей.
Вдобавок, мы полагаем людей достойными, судя по тому как они к нам относятся. Если они помогают нам, хвалят нас, обеспечивают нам чувство безопасности, слушают то, что мы говорим, и заботятся о нас, когда мы больны или подавлены, мы считаем таких людей хорошими. Это весьма пристрастно, поскольку мы судим лишь согласно тому, как они к нам относятся, как если бы мы были самой важной персоной в мире.
Обычно мы думаем, что если люди нам помогают, то это хорошие люди, а если вредят, — плохие. Если люди подбадривают нас, они замечательны, а если они подбадривают наших соперников, они несносны. И мы ценим вовсе не их поддержку, но тот факт, что она направлена на нас. Точно так же, если люди порицают нас, значит, они ошибаются или поступают опрометчиво. Если же они ругают того, кто нам не нравится, они мудры. Мы не возражаем против их критического отношения, если только оно не направлено на нас.
Процесс, посредством которого мы различаем людей, не основан на объективных критериях. Он определяется нашими собственными предрассудками по поводу того, что является ценным, и тем, как данный человек к нам относится. В основе этого лежат наши предположения: что мы очень важны и что, если люди соглашаются с нашими предвзятыми идеями по поводу того, что хорошо, значит, это люди замечательные как таковые.
После того, как мы определили некоторых людей как хороших, всякий раз, при виде их, нам кажется, что добро рождается в них. Однако, будь мы проницательнее, то осознали бы, что сами спроецировали на них это добро.
Если бы какие-то люди были объективно достойны и хороши, то каждый видел бы их такими. Но тот, кто нравится нам, не нравится кому-то другому. Это происходит потому, что каждый из нас оценивает других, основываясь на собственных предрассудках и предпочтениях. Люди не являются замечательными как таковые, вне зависимости от нашего о них суждения.
« ‹ … 4 5 6 7 8 9 10 11 12 › »« Путь к совершенному самопознанию (Атмаджнянопадешавидхих). | Что такое Адвайта-веданта. »