Открытое сердце, ясный ум.
Открытое сердце, ясный ум.
Есть старая идея, что для того, чтобы быть религиозным или "святым", мы должны полностью отречься от собственного счастья. Это неверно. Каждый хочет быть счастливым, и было бы замечательно, если бы все мы такими и были. Но было бы полезно понять, что счастьем является, а что — нет.
В буддизме мы узнаем о различных видах счастья, которые способны испытывать. Затем мы ищем причины истинного счастья с тем, чтобы быть уверенными, что наши усилия принесут желаемый результат. Наконец, мы создаем причины счастья. Счастье — равно как и беда — не встает у нас на пути вдруг или по случаю, как и не вызвано оно тем, что мы заручились поддержкой какого-то высшего существа. Как и все во Вселенной, счастье возникает благодаря особым причинам. Если мы создаем причины счастья, в итоге наступит счастье. Таков систематический процесс причины и следствия, который будет изложен в последующих главах.
В буддизме целью являются простота, ясность и непосредственность. Тот, кто обладает этими качествами, необычаен. С простотой мы оставляем лицемерие и себялюбие, тем самым позволяя беспристрастным любви и состраданию взрасти в нашем уме. С ясностью мы покидаем заблуждения неведения, заменяя их на непосредственное восприятие действительности. С непосредственностью мы более не подвержены импульсивным мыслям, но естественно знаем наиболее приемлемые и действенные пути того, как принести пользу другим в любой ситуации.
Развивая мудрость и сострадание, мы будем более удовлетворенными и будем знать, что в нашей жизни важно. Вместо того, чтобы сражаться с миром под влиянием неудовлетворенного разума, который непрестанно хочет большего и лучшего, мы преображаем наше отношение так, чтобы быть счастливыми в любых обстоятельствах и сделать свою жизнь значимой.
Некоторые думают, что буддизм учит бездеятельности и отстранению от других людей. Это неверное понимание учения Будды. Хотя отдаление себя от ложных понятий и неверно направленных эмоций дает преимущества, это не означает, что мы живем без энергии и без цели. На самом деле все совсем наоборот! Свободные от заблуждений, мы будем ярче и бдительней. Мы воистину будем заботиться о других. Хотя и способные принять любую ситуацию, с какой только ни столкнемся, мы будем активно трудиться на благо тех, кто нас окружает.
Три ущербных сосуда
Будда пользовался сравнением с тремя ущербными сосудами, чтобы объяснить, как устранить препятствия к обучению. Первый сосуд перевернут вверх дном. В него ничего нельзя налить. Это похоже на то, когда читают книгу о Дхарме, смотря телевизор. Мы настолько отвлечены, что очень малая часть того, что читаем, достигает ума. У второго ущербного сосуда в дне дыра. Что-то может попасть внутрь, но оно там не задерживается. Мы можем внимательно читать книгу, но когда потом приятель спросит нас, о чем была эта глава, мы не помним. Третий негодный сосуд грязен. Даже если мы нальем в него свежее чистое молоко и оно там останется, пить его будет невозможно. Это похоже на просеивание того, что мы читаем, через наши собственные предубеждения и идеи. Мы не поймем предмет правильно, поскольку наше понимание загрязнено ложными истолкованиями.
Оставить в стороне наши предубеждения может оказаться трудно, поскольку мы не осознаем, что наши идеи являются предвзятыми. Можно предложить постараться понять каждое положение в его собственном контексте, без того, чтобы перетолковать его так, чтобы оно подошло к какой-то другой системе, которую мы уже изучили. Таким образом мы увидим его свежим взглядом, с открытым умом. Когда мы хорошо поймем Дхарму в ее собственном контексте, мы больше преуспеем в видении того, как она согласуется с психологией, естественными науками или с другими философиями или религиями.
Эта книга написана не ученым для группы интеллектуалов, но так, как один человек делится с другим. Мы исследуем не только то, чему учил Будда, но также и то, как это применить к нашей жизни. Чтобы делать это, не нужно называть себя "буддистами", так как поиски счастья путем проживания осмысленной жизни являются всеобщими. Мы постараемся взглянуть на свою жизнь со здравым смыслом и ясностью как человеческие существа, ищущие счастья и мудрости. Таков буддийский подход.
« ‹ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 … › »« Путь к совершенному самопознанию (Атмаджнянопадешавидхих). | Что такое Адвайта-веданта. »