Открытое сердце, ясный ум. | Путь Любви. Путь с Сердцем.

Открытое сердце, ясный ум.

Открытое сердце, ясный ум.

Часть I
БУДДИЙСКИЙ ПОДХОД

Буддийский подход

Основополагающее учение Гаутамы (Будды), как это нам стало понятно теперь, после изучения первоисточников, ясно и просто и находится в теснейшем согласии с современными идеями. Оно, бесспорно, является достижением одного из наиболее проницательных умов, известных миру.

Г. У. Уэллс, британский историк и писатель

Во время вводного занятия к первым буддийским курсам, которые я посетила, учитель сказал: "Будда наставлял своих учеников: "Не принимайте мое учение просто из уважения ко мне, но исследуйте и проверяйте его точно так же, как золотых дел мастер испытывает золото, растирая, разрезая и расплавляя его". Вы разумные люди и должны думать о том, что вы слышите на этих курсах. Не принимайте это слепо".

Я расслабилась. "Хорошо, — подумала я, — никто не будет на меня давить, чтобы я во что-то поверила, и не прогонит, если я верить не буду". Во время курсов нам предлагались обсуждение и споры по темам. Мне понравился этот подход, так как он соответствовал моей склонности анализировать и исследовать предмет с разных точек зрения.

Таков буддийский подход. Наша разумность уважается и поощряется. Нет догм, чтобы слепо им следовать. В действительности мы вольны выбирать, какое из учений Будды подходит нам сейчас, и отложить остальные в сторонку, не критикуя их. Учение Будды похоже на огромный шведский стол. Тебе может нравиться одно блюдо, другому — другое. Никто не обязан есть все, как и не обязаны мы выбирать то, что выбирают наши друзья.

Точно так же одна тема или медитативная техника в учении Будды может подходить нам, тогда как другая — быть важной для нашего друга. Мы должны учиться и практиковать согласно нашим нынешним способностям, чтобы улучшать качество своей жизни. Таким образом мы постепенно придем к тому, "что поймем и оценим те части учения, которые поначалу казались нам трудными или неважными.

Такой открытый подход возможен потому, что Будда описал наши человеческие переживания и то, как их улучшить. Он не создавал нашу ситуацию, равно как и не изобретал путь к пробуждению. Он обсуждал наши переживания, работу нашего ума, а также реальные способы решения повседневных проблем. Описывая наши трудности и их причины, Будда также объяснил и путь их устранения. Он говорил о наших великих человеческих возможностях и о том, как их развить. И это уже наше дело — удостовериться посредством логики и собственного опыта в истине того, чему он учил. Тогда наши убеждения будут хорошо обоснованы и устойчивы.

Буддизм сосредоточен не столько на Будде как на человеке или на его последователях, на Сангхе, сколько на Дхарме — учениях и постижениях. Будда Шакьямуни, живший в Индии 2500 лет назад, не всегда был полностью пробужденным существом. Когда-то он был обычным человеком, как и мы, с теми же проблемами и сомнениями, что и у нас. Следуя пути к пробуждению, он стал Буддой.

Точно так же каждый из нас обладает способностью стать в полной мере сострадательным, мудрым и умелым. Пропасть между нами и Буддой не является непреодолимой, поскольку мы тоже можем стать буддами. Создав причины пробуждения, накопив положительный потенциал и мудрость, мы автоматически становимся пробужденными. Многие уже сделали это. Хотя мы часто говорим о Будде, имея в виду Будду Шакьямуни, в действительности существует много пробужденных.

Будда Шакьямуни почитаем нами за то, что он очистил свой мыслепоток от всех омрачений и в полной мере развил все благие качества. Будда совершил то, что надеемся сделать мы, а его учение, как описано в этой книге, указывает путь к преодолению наших ограничений и полному развитию наших возможностей. Он преподнес нам свою мудрость, и мы свободны в том, чтобы принять ее или нет. Будда не требует от нас веры и преданности, и мы не подвергаемся проклятию, если придерживаемся других взглядов.

Будда советовал нам быть практичными по существу, не отвлекаясь на бесполезные рассуждения. Он привел пример человека, раненного отравленной стрелой. Если бы прежде, чем позволить извлечь стрелу, человек захотел узнать имя и занятие того, кто ее пустил, место, где ее сделали, и какой был использован лук, он умер бы, не дождавшись ответов. Главное — это обработать нынешнюю рану и предотвратить будущие осложнения.

Точно так же, если мы захвачены круговоротом телесных и умственных проблем, если нас уводят в сторону бесполезные интеллектуальные рассуждения по досужим вопросам, ответить на которые для нас сейчас просто невозможно, — значит, мы глупы. Намного мудрее будет заняться тем, что важно.

Чтобы преодолеть свои ограничения и развить внутреннюю красоту, существует процесс следования шаг за шагом. Сперва мы слушаем или читаем с целью изучить предмет. Затем размышляем о нем. Мы используем логику, чтобы его анализировать, и исследуем, насколько он согласуется с нашим собственным жизненным опытом и с тем, что мы наблюдаем в жизни окружающих. Наконец, мы объединяем это новое понимание с нашим существованием так, что оно становится частью нас самих.

Суть учения Будды проста, и ее можно практиковать в повседневной жизни: мы должны помогать другим, чем можем, а когда это невозможно, избегать причинения им вреда.

Таковы сострадание и мудрость. Таков здравый смысл. В этом нет мистики или волшебства, это также и не иррационально или догматично. Все учения Будды направлены на то, чтобы мы смогли развить мудрость и сострадание и ввести их в свою повседневную жизнь. Здравый смысл не просто интеллектуально обсуждается — он воплощается в жизнь.

Учение Будды называется "срединным путем", потому что оно свободно от крайностей. Равно как и самопотакание, самоумерщвление также является крайностью. Цель Дхармы в том, чтобы помочь нам расслабиться и насладиться жизнью, хотя и не в обычном смысле того, чтобы поспать и прогуляться по вечеринкам. Мы учимся тому, как ослабить разрушительные эмоции и установки, которые не позволяют нам быть счастливыми. Мы учимся понимать, как наслаждаться жизнью без цепляния, одержимости и забот.

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 »

« Путь к совершенному самопознанию (Атмаджнянопадешавидхих). | Что такое Адвайта-веданта. »