Открытое сердце, ясный ум.
Открытое сердце, ясный ум.
Обзор
Кто-то из вас прочитает эту книгу от начала до конца, другие же выберут разделы, представляющие для них особый интерес. Если вы в числе последних, то ясные названия глав помогут вам найти то, что вас интересует.
Относительно тех, кто читает "от корки до корки": последовательность глав предназначена для того, чтобы направлять вас. В первой излагается буддийский подход к поиску истины. Второй раздел, "Как работать с эмоциями", описывает наши повседневные переживания и дает несколько новый взгляд на них. Это включает много практических техник улучшения наших взаимоотношений с людьми.
Третий раздел, "Наша нынешняя ситуация", рассматривает нашу жизнь в другой перспективе, подводя к теме перерождений и кармы. Поняв нашу нынешнюю ситуацию, мы исследуем возможности своего роста — наше врожденное добро и нашу драгоценную человеческую жизнь — в четвертом разделе.
Раздел пятый объясняет, как развить свои возможности, следуя пути к пробуждению. Четыре Благородные Истины были первым учением, которое дал Будда. Когда мы поймем недостатки нашей нынешней ситуации и наши потрясающие возможности, в нас возрастет решимость освободиться от всех неудовлетворительных жизненных обстоятельств. Это приведет нас к практике нравственности с целью заложить прочную основу своего будущего развития. В результате мы сможем расширить поле зрения и различить чужую доброту, развивая тем самым любовь, сострадание и самоотверженную устремленность. Чтобы осуществить свои возможности и лучше служить другим, необходима мудрость, в частности мудрость в отношении высшей природы бытия. Сострадание, самоотверженность и мудрость ведут нас к открытому сердцу и ясному уму.
Все эти темы дают пищу для медитации, которая и обсуждается следующей. Имея общий обзор пути к пробуждению, мы уже можем оценить качества будд (пробужденных существ), Дхармы (духовных постижений и учения) и Сангхи (тех, кто помогает нам на пути). Это объясняется в главе о принятии прибежища.
Кому-то из вас может быть интересна жизнь Будды Шакьямуни, основоположника буддийской философии и психологии. В шестом разделе говорится об этом, а также описываются некоторые важнейшие буддийские традиции, практикуемые сегодня. "Сострадание в действии" предлагает практические пути применения учения Будды в нашей повседневной жизни.
Моей задачей является дать вам доступ к сути учения Будды. Таким образом, большой материал был сжат в несколько страниц. Я постаралась дать вам достаточно, однако, поскольку у каждого свой аппетит, сделать это трудно! Если вы ищете больше информации, читайте, пожалуйста, другие книги, посещайте буддийские лекции или беседуйте с практиками буддизма. Я приглашаю вас также писать мне. В конце книги есть краткий список источников.
Следует объяснить несколько лингвистических и стилистических моментов. Во-первых, в буддийской терминологии не проводится различий между сердцем и умом, одно слово используется для обоих. Ради удобства здесь использовано слово "ум", хотя этот термин не относится только к нашему мозгу или интеллекту. Ум есть то, что воспринимает и переживает наш внутренний и внешний мир. Он не имеет формы и включает наше чувственное сознание, умственное сознание, эмоции, рассудочность и так далее. Это будет объяснено позже.
Во-вторых, "Будда" относится к Будде Шакьямуни, жившем в Индии 2500 лет назад. Однако есть много существ, которые достигли пробуждения и стали буддами.
В-третьих, выражения типа "он/она" или "он/а" неуклюжи при использовании их в качестве неопределенного местоимения третьего лица. Вместо этого, я попеременно использую местоимения "он", "она" и "он или она".
И, наконец, некоторые слова могут быть незнакомыми или иметь значение, несколько отличное от обычного словоупотребления. Краткий вспомогательный словарь прилагается в конце этой книги.
Выражение признательности
Моя искренняя благодарность всем тем людям, которые сделали меня способной написать эту книгу. Невозможно в словах выразить признательность всем моим учителям — особенно Его Святейшеству Далай-ламе, Ценшаб Серкону Ринпоче и Сопе Ринпоче. Вдохновение к написанию этой книги пришло от студентов в Сингапуре и от людей, которые посещали мои беседы во время лекционного тура по США и Канаде. Поддержка приходила от разного рода благодетелей, которые кормили меня и давали мне кров, в частности от Буддийского центра Амитабхи (Amitabha Buddhist Center) в Сингапуре, О-Сел Шенпен Лин в Монтане и Фонда дружбы Дхармы (Dharma Friendshop Foundation) в Сиэтле. Особая благодарность Стиву Вильгельму и Синди Лот за редактирование рукописи, Лесли Локвуд и Гэри Лоту за прочтение ее и ценные предложения, а также геше Туптен Чжинпе за проверку трудных разделов. Рисунки сделали Сонам Чжигме и Чжанчуб Наван.*
Хотя у меня и небольшое понимание пути к пробуждению, я попыталась повторить здесь то, чему меня научили мои добрые учителя. Все ошибки — мои.
__________
* В этой электронной версии нет рисунков, но книга от этого нисколько не теряет, поскольку они не были связаны с текстом и имели в основном декоративный характер.
« Путь к совершенному самопознанию (Атмаджнянопадешавидхих). | Что такое Адвайта-веданта. »