Праздник Ивана Купалы.
Праздник Ивана Купалы.
Колдовская ночь.
Праздник Ивана Купалы сулит его участникам немало сюрпризов.
Купала - очень древнее языческое божество. До нас дошли только отголоски его культа. Так, в старину люди - как правило, из простонародья - собирались в праздничную ночь в лесу, плели ритуальные венки из съедобных трав или корений, опоясывались растениями и разжигали костер. Рядом с ним устанавливали зеленую ветвь и, взявшись за руки, водили вокруг костра хоровод, распевая специальные песни. Через точные промежутки времени, которые отмерялись длиной куплетов, участники обряда прыгали через пламя. Скорее всего, обряд означал, что люди передают себя под покровительство Купалы и одновременно приносят себя ему в жертву.
Святой вместо Купидона
Как и другие языческие обряды, купальский обряд строго порицался церковью. В XVII веке священники на исповеди обязаны были спрашивать, не ходил ли человек в ночь на Ивана Купалу в лес, не собирал ли там трав, не пел ли и не плясал.
Языческий праздник Ивана Купалы совпадает с христианским - Рождеством Иоанна Крестителя. Именно с принятием православной веры слово «Купала» стало ассоциироваться с глаголом «купаться» (так как крещение совершается трое-кратным погружением в воду). Христианский святой получил прозвище языческого божества, и люди, долго не разбираясь, что к чему, стали поклоняться Иоанну Крестителю.
Смысл праздника в народе стал пониматься как массовое ритуальное омовение, после которого разрешалось купаться в реках и открытых водоемах вплоть до дня святого Ильи (2 августа). Конечно, не слишком много времени на купальный сезон, но в те времена обустроенных пляжей не существовало и неприхотливых славян такое положение вещей устраивало. Купание до или после этих двух праздников считалось тяжким грехом. Интересно, что ставший христианским праздник объединил в себе чисто языческое поклонение двум противоположным стихиям - огню и воде.
Имя «Купала» очень древнее по происхождению. Оно восходит к индоевропейскому глаголу, имевшему значение «кипеть, вскипать, страстно желать», и родственно имени римского бога любви Купидона. В русском языке этот корень сохранился в слове «кипеть» до сих пор. Таким образом, значение имени божества говорит о его связи с плодородными и производительными силами природы и с горячим солнцем, источником жизни. Об этом же свидетельствует и время, на которое приходится праздник Купалы, - дни летнего солнцестояния (праздник Ивана Купалы по старому стилю - 24 июня; день летнего солнцестояния - 22 июня), когда цветение природы достигает своего пика.
Венки на счастье
На Украине праздник Ивана Купалы активно отмечают и по сей день. Действо очень колоритное: в маленьких городах украшают улицы, устраивают всевозможные аттракционы и ярмарки, концерты в национально-патриотическом духе и, конечно, всенародные купания. Кое-где существует обычай обливать всех прохожих водой, особенно соседей. С утра пораньше молодежь устраивает засады у подъездов и радостно окатывает их из ведра - своеобразный час расплаты за придирки вроде «Что у вас музыка орет как резаная!» и «Вот мы в ваши годы...».
Почему бы и нам, россиянам, не попробовать возродить веселое празднование Ивана Купалы? Тем более что в этом году купальская ночь приходится с пятницы на субботу. Так что отоспаться после отмечания время будет.
Главное обрядовое действо ночи на Ивана Купалу - разжигание костров и прыжки через них. В народе считали, что чем выше будут прыгать участники праздника, тем выше уродятся хлеб и лен (теперь, наверное, тем выше будут оценки или зарплата). Этот обряд вдобавок помогает отгонять нечистую силу, которая особенно активна в купальскую ночь.
В некоторых местах до сих пор ритуальные купальские костры разжигают древним способом: трением одного куска дерева о другой добывают «живой огонь», который, по поверьям, имеет особую магическую силу. В центре костров обычно ставили высокие шесты, к которым прикрепляли старые колеса или пучки соломы. Горящее колесо, безусловно, символ солнца. Их, а также горящие бочки и другие круглые предметы положено скатывать с холмов и пригорков. Все эти ритуальные действия призваны убедить солнце светить ярче, дать больше тепла для отличного урожая.
Иногда рядом с костром ставили ритуальное деревце, чаще всего березку, которая называлась «купало». Ее украшали бумажными и живыми цветами, пестрыми платками и яркими лентами, венками из веток, трав и колосьев. В районах, где купальские обряды живы по сей день, на деревце вешают постеры, заколки для волос и дешевую бижутерию.
Вокруг этой березы в старину пели, танцевали и веселились. По окончании праздника девушки ломали ее ветки и несли домой - считалось, что так они скорее выйдут замуж (помните, «Я пойду, пойду погуляю, белую березу заломаю...»?).
Существует обычай из ветвей деревца-«купалы» плести венки. Для того чтобы счастье не прошло мимо вашего дома, по окончании праздника надо взять один из них домой и повесить над дверью - чтобы вплоть до следующего дня Ивана Купалы никакая нечисть не посмела сунуть нос к вам за порог. Желательно, чтобы это был именно тот венок, который вы плели собственноручно.
Если вы хотите подправить свои финансовые дела, лучше положить венок в сундук (шкаф или тумбочка тоже вполне подойдут). Если же вы хотите подтянуть ваше здоровье, то повесьте венок в головах кровати или рядом с ней. Ну, а для мира во всем мире (то есть хотя бы в вашем подъезде, чтобы стены перестали сотрясаться от бурных выяснений, кто кого и зачем залил) надо просто оставить его в каком-нибудь темном и неприметном углу лестничной площадки. Девушки - опять-таки с неизменной целью выйти замуж - кладут свои венки под подушку.
Репетиция свадьбы
В празднике Ивана Купалы во многом заметны остатки поклонения солнцу, с чем и связан обычай обязательно встречать рассвет
после купальской ночи. Считалось, что этим утром солнце особенно радуется и играет в небе, переливаясь разными цветами до тех пор, пока полностью не взойдет на небосклоне. Такое веселье светила, наверное, вызвано тем, что оно наконец-то искупалось (славяне, по крайней мере, были в этом уверены). Так как солнце знаменует собой и начало новой жизни, то в некоторых областях было принято перед рассветом сажать парня и девушку верхом на два колеса, и они изображали жениха и невесту. На эту роль выбирали по жребию, поэтому никакие симпатии (или их отсутствие) в расчет не принимали. Затем разыгрывался полностью свадебный обряд - от сватовства до венчания. Словом, своеобразная генеральная репетиция будущего бракосочетания. Когда же солнце всходило, «молодожены» разбегались по своим настоящим возлюбленным.
Начиналось новое веселье: женщины скидывали сарафаны, распускали волосы и в одних сорочках разбегались по селу, а парни их преследовали. Получался аналог детской игры в салки. Причем у тех, кто одежду не снял, разрывали вороты рубах и сдергивали пояса, а тем, кто пытался отсидеться дома, ломали забор и били окна, да вдобавок еще пели непристойные песенки. Девушки в это время, чтобы не отстать от компании, тоже бегали по селу, смеялись, пели, свистели, кричали (кто что умел) и непременно танцевали.
Мокрое веселье
Одна из наиболее важных частей праздника, конечно, связана с водой. Не зря же мы теперь понимаем Ивана Купалу как Ивана, который купается. В эту ночь девушки и парни «играли в воду»: девушки всячески скрывались и прятались, стремясь убежать и не попасть под душ из ведра, а по возможности сами исподтишка обливали ребят.
Считалось: какую девушку парню удастся окатить водой, та и выйдет за него замуж. Поэтому с ведрами бегали не за всеми подряд, а каждый за своей определенной девушкой. Представьте, что получалось, если несколько ребят носились за одной особой и вдобавок ее догоняли: все мокрые, обвязанные травой, вооруженные ведрами с водой... Живописная, должно быть, выходила картинка.
В некоторых местах было принято делать куклу из соломы. Ее называли по-разному, кто - Купалой, кто - Костромой, а кто - и вовсе Бабой-ягой. Эту куклу наши предки с пением и плясками несли к реке и на радостях топили. Сложно сказать, что символизировал такой обряд: зиму уже сто лет назад на Масленицу проводили, работа в поле в самом разгаре, мошкара - и та еще пару месяцев полетает...
Преобладает следующая версия: так как нечистая сила в эту ночь набирает силу, эта соломенная дама могла быть чучелом
ведьмы, которую топили или сжигали, чтобы уничтожить нечисть. Потому-то во многих районах ее и прозвали Бабой-ягой, которая, как известно, была ведьмой хоть куда. В этом был еще один смысл: ее сажали на шест, который втыкали рядом с костром, и пугали ею детей, чтобы они к огню не подходили и не мешали взрослым праздновать.
Чудо-травы
На Ивана Купалу обязательно собирали цветы и травы в надежде на их особые лекарственные и чудодейственные силы, которыми нечисть в эту ночь наделяла все растения. В лес устраивались целые паломничества, а так как волшебные травы желательно собирать в одиночку или, в крайнем случае, вдвоем, то приходилось прятаться по кустам от соседей.
Растения собирали до восхода солнца, причем строго нечетное количество - иначе не подействуют. Из них свивали венки, которые затем хранили в доме и использовали для лечения. Особые магические свойства обретает в эту ночь подорожник, только его надо срывать... зубами. Девушки клали его листочки под подушку и загадывали о женихе, веря, что суженый никуда не денется и приснится.
Особого отношения требовал к себе и чертополох - известно, что он в любой день служит защитой от сглаза и колдунов, так что уж говорить о растении, попавшем в руки в купальскую ночь! Вырывать чертополох с корнем из земли нельзя - слишком непочтительно, да и тяжело. Его разрешено только срезать, причем обязательно ножом, а не ножницами. Для этого надо сесть к нему спиной, очертить, глядя на небо, ножом круг на земле (вокруг себя и чертополоха), правой рукой обнять себя за левое плечо, и левой рукой, прижав кустик к земле, его отрезать. Дело нелегкое, так что, если вы хотите обзавестись этим могучим оружием против нечисти, имеет смысл предварительно потренироваться.
Всем известно самое живучее поверье праздника: в купальскую ночь, единственную в году, цветет папоротник. Сорвавший его цветок получает способность понимать язык животных и отыскивать клады. Вы желаете побеседовать со своей кошкой (сколько, наверное, можно узнать о себе нового!) или отыскать давно забытую заначку? Отправляйтесь в лес незадолго до полуночи, найдите папоротник, очертите вокруг себя руками круг, предохраняющий от разгулявшейся нечистой силы, садитесь внутри него и наберитесь храбрости. Нечисть будет кричать над ухом, истерично хохотать, строить рожицы, свистеть, может даже кидаться в вас шишками. В принципе ничего опасного в ее наскоках нет - ей просто нужно вас прогнать.
Нечисть может не только элементарно запугивать, но и соблазнять, вызывая галлюцинации. Вам могут посулить райские кущи, «Мерседесы» и виллу, могут явиться в образе людей, которые поклянутся здесь, за деревом, дать вам миллион любой валютой - не верьте! Чем (или кем) бы вас ни прельщали или ни устрашали, сидите смирно в своем кругу. В полночь на папоротнике должен распуститься цветок. Надо быстро сорвать его, спрятать на себе и, не оглядываясь ни в коем случае, уйти из леса, иначе нечистая сила и цветок отнимет, и человеку навредит (считается, что может даже насмерть разорвать).
Впрочем, считалось, что цветок иногда сам находит себе владельца. Скажем, собирает человек травку, грызет подорожник и отпиливает чертополох, а цветок неизвестного происхождения берет да и падает прямо на него. Для этого, правда, надо находиться в хороших отношениях с римлянкой Фортуной, которая иногда заглядывает и в наши места. Обнаружив неизвестный цветок (учтите, на нем не написано, что он волшебный - вполне может оказаться очень невзрачным), его надо спрятать и быстро уходить из леса, ни с кем по пути не заговаривая и назад не оглядываясь.
* * *
Если все эти забавы кажутся вам слишком экстравагантными, да и в лес нет никакой возможности выбраться, сделайте хотя бы одну вещь - полейте на рассвете все свои домашние или огородные растения собранной до полуночи водой. Считается, что это придаст им силу и защитит от многих вредителей. А если ночь случится дождливой, не прячьтесь от небесных струй. Постойте у порога - пусть они оросят вас, подарив жизненный тонус на целый год.
Юлия ВЕРЕВКИНА
‹ АЛХИМИЯ Игры в смерть. ›« Всевидящее око. | АНКХ »