Преобразование проблем в радость. Лама Сопа ринпоче.
Преобразование проблем в радость. Лама Сопа ринпоче.
Когда вы сталкиваетесь с неблагоприятными условиями, очень важно уметь применять искусные средства. Говоря другими словами, всегда существует медитация, которую можно соединить с переживаемым вами страданием. Для одной проблемы применяйте один метод, а для другой проблемы — другой. Если вы применяете учение таким образом, то в любом страдании сможете найти преимущество. Все страдания превращаются во благо.
Принятие трудностей взамен отвержения их совсем по-особенному влияет на ум, помогая временно избавиться от чувства обеспокоенности и страха. Если вы сможете на основании этого соединить ваши проблемы с совершенствованием, связать их с учением лам-рим и использовать для развития трех основных составляющих Пути (отвержение сансары, бодхичитта и пустотность), то все они станут для вас реальным опытом Дхармы. Сама проблема превратится в причину счастья. Столкновение с трудностями уничтожает предыдущую негативную карму и, превращая любой жизненный опыт в благо, имеет своим результатом счастье.
Усиленно и многократно размышляйте о великом благе, которое приносят вам страдания. Отмечайте каждую возможность для применения искусных средств. Такое отношение к проблемам оказывает схожее благоприятное влияние на выполнение предварительных практик, таких как подношение мандалы, выполнение простираний и медитация бодхичитты. Очень важно в деталях размышлять о благотворности трудностей, поскольку это главный метод выработки все большей любви к неблагоприятным условиям существования. Научиться прозревать желанное в нежелательных ситуациях — одно из самых мощных упражнений по тренировке ума. Это способ преобразовать свои страдания в счастье.
Использование трудностей для тренировки ума в отречении
Трудности как раз и являются той формой учения, которая дает ясное понимание Дхармы отречения от сансары. Здесь вы можете легко и быстро развить отрешенность, поскольку наличие проблем ясно показывает, что сансара по своей природе есть только страдание.
Встречаясь с трудностью, думайте так: "Пока я еще блуждаю в сансаре, не имея свободы и находясь под властью кармы и заблуждений, все испытываемые мною страдания не есть нечто, не заслуженное мною. Такова природа сансары." Когда вы размышляете подобным образом обо всех встречаемых вами проблемах — о падениях во время проведения затворничества, о болезнях, и в особенности о проблемах взаимоотношений с другими людьми, — все страхи и сожаления немедленно исчезают или, по меньшей мере, уменьшаются. Вы начинаете чувствовать себя гораздо менее раздражительным и более мягким. Ваши проблемы перестают казаться непереносимыми или огромными. Из невыносимых они превращаются во вполне сносные.
Затем думайте так: "Если даже эти обычные страдания счастливых сансарических существ кажутся мне невыносимыми, то как же я смогу вынести страдания несчастных сансарических существ?" По сравнению со страданиями существ, живущих в аду, которые терпят тяжелейшие мучения от жара и холода, страдания счастливых сансарических существ столь подобны огромному наслаждению. Даже единая искра адского огня в сто тысяч раз горячее, чем весь огонь на земле, собранный вместе. "Если даже эти незначительные трудности счастливых сансарических существ невыносимы для меня, то, несомненно, я не смогу перенести мучений, существующих в аду." Очень полезно размышлять таким образом о тяжелейших страданиях существ ада.
Сталкиваясь с трудностями, размышляйте о страданиях, существующих в мире людей. Подумайте о тех, чьи проблемы больше и хуже ваших. Некоторые люди имеют не просто болезни, но трудноизлечимые или просто неизлечимые заболевания, такие как рак или СПИД. Подумайте о людях, которые не могут найти работу; о беременных женщинах, оставшихся в одиночестве; о покинутых мужьях и женах; о детях, страдающих от своих родителей; о людях, имеющих проблемы личных отношений; о таких проблемах, как алкоголизм или наркомания. Даже внутри одной семьи существует множество проблем. И каждый человек имеет свою собственную отдельную проблему.
Подумайте также о тех, кто не встретил Дхарму, кто вовсе не способен практиковать Дхарму, чтобы создать причины счастья и избежать причин страдания.
Когда вы подумаете о людях с более значительными трудностями, то ваши собственные проблемы покажутся вам небольшими и вполне сносными — даже приятными. А когда вы сравните их с проблемами, переживаемыми в адских мирах, ваши проблемы покажутся вам настоящим наслаждением. Научившись думать таким образом, вы перестанете пугаться ужасных условий существования. Такое чувство исчезнет.
Затем помыслите в себе: "Эта сансара есть бездонный океан страданий". Слова "эта сансара" не обозначают данное место; они означают пять скандх, которые заражены семенами кармы и заблуждений. Поскольку вы еще не породили в своей душе противоядие, каковым является истинный путь и истинное прекращение страданий, то вы еще и не стерли отпечатки, оставленные кармой и заблуждениями в вашей душе. По причине этих отпечатков и по причине того, что вы не практикуете учение лам-рим, привязанность возникает сразу же, как только вы встречаетесь с объектом вожделения; гнев возникает при встрече с нежелательным объектом и неведение возникает при встрече с безразличным (нейтральным) объектом.
Эти омрачения возникают прежде всего от того, что вы не устранили их отпечатки посредством соответствующего лекарства; а во-вторых, вы не применяете учение, не медитируете на постепенном пути для того, чтобы добиться контроля над своим умом. Отрицательные эмоции, возникая, становятся мотивацией для кармически обусловленных действий, сложных поступков, которые накладывают свой отпечаток на ваше душевное пространство, что становится причиной будущего сансарического существования. Результатом отрицательных эмоций является не только возникновение скандх, но и накапливание дальнейшей негативной кармы. Таким образом скандхи, это сансарическое бытие, становятся связью между этой и следующей жизнью. Пока вы не пресечете карму и отрицательные эмоции, которые привязывают вас к сансаре, эти скандхи будут постоянно переходить из одной жизни в другую.
Не ищите какой-либо внешней сансары; укажите на свои собственные скандхи и скажите: "Именно эта сансара есть бездонный океан страданий". Думая так, развивайте в себе отвращение к сансаре и направьте ум к освобождению. Совместите переживаемые вами трудности с постепенным путем к просветлению, со святой Дхармой. Размышление о том, что сама природа сансары есть страдание, является причиной развития мысли об отречении от сансары. Отвергнув сансару, направьте свой ум к совершенствованию.
Сталкиваясь с трудностью, хорошо также подумать: "Ничего. Эта проблема — просто детская игра." Какие бы беды ни обрушились на вас — даже если кто-нибудь украдет всё ваше имущество: одежду, деньги, всё полностью; даже если у вас начнется сердечный приступ; даже если ваша жена, муж или друзья покинут вас, — думайте: "Ничего, это детская игра, я накопил в прошлом столько негативной кармы, что, конечно, имею проблемы. Поскольку я создал для этого причины, проблемы просто должны появляться. Я сталкиваюсь с результатами моей негативной кармы; это не есть нечто, не заслуженное мною. Поскольку это является природой сансары, то не о чем печалиться. И поскольку я создал гораздо более тяжелую карму, то эти трудности для меня — просто удовольствие. В будущем возникнут гораздо более тяжелые проблемы."
Ожидание более тяжелых проблем в будущем заставляет ваши нынешние трудности казаться меньше. Это психология. В действительности все учения постепенного пути Махаяны о преобразовании мышления — это очень глубокие психологические методы для полного уничтожения самих причин страдания. Когда вы практикуете учение лам-рим, оно не только полностью устраняет карму и отрицательные эмоции, но даже те тончайшие отпечатки, которые они оставляют в вашей душе, — и приводят вас к несравненному счастью просветления. Лам-рим содержит в себе мастерские средства буддийской психологии, которые приводят живых существ к всеведению.
« ‹ … 3 4 5 6 7 8 9 10 11 › »