Хатха-йога прадипика.
Хатха-йога прадипика.
Сватамарама
[самиздатский перевод]
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
1. Поклоняюсь Богу Единому, обучающему науке, Хатха Йоге, ступени к достижению вершин Раджа Йоги.
2. Святого наставника Господа, давшего Хатха Йогу лишь для достижения Раджа йоги, приветствует Сватамарама — йогин.
3. Погрязшим во мраке враждующих мнений и сект Свами Сватамарама с состраданием дает Великий Свет Хатха Йоги.
4. Горакша и Матсиендра хорошо знали Хатха Видью — Сватамарама у них перенял эту науку.
5. Шри Адинатха, Матсиендра, Шабара, Ананда, Бхайрава, Сауранги (Чороги?), Горакша, Вирупакша, Шилеша, Минанатха.
6. Маятхана, Бхайрава, Йогасиддхи, Будда, Кантхади, Капали, Биндунатха, Кака-Чандишвари,
7. Корентака, Сурананда, Сиддхананда, Чарпати, Канери, Пудкапеда (Пуджъянанда?), Нитьянатха, Ниранджапа.
8. Аллама, Прабхудэва, Гхода, Чоли (Тантини), Бхануки, Нарадэва, Кханда, Капалики.
9. И многие другие великие Сиддхи знали науку Хатха Йоги, победив пространство и время.
10. Хатха йога — монастырь для тех, кто обожжен тремя печалями, она подобна черепахе, поддерживающей мир для тех, кто практикует Йогу.
11. Хатха йога должна держаться в тайне стремящимся к достижению Сиддх: только в тайне она действенна и становится тщетной, если ее неразумно открыть.
12. Хатха йогин должен жить в маленьком матхе (обители), расположенном в месте, свободном от скал, сырости и огня в радиусе полета стрелы, в стране плодородной и управляемой мудрым владыкой, где его не потревожат.
13. Матха должен иметь маленькую дверь, быть без окон, невысоким и не длинным, ровным и без ям, и, будучи ежедневно обмазываемым коровьим пометом, свободным от всяких насекомых. Кроме того, здесь должен быть маленький двор, окруженный стеной, с возвышением для сидения и водоем. Таким должен быть Матха, сложенный Сиддхами для тех, кто практикует Хатха йогу.
14. Живя в таком месте, йогин должен освободится от всех забот и практиковать Йогу согласно наставлениям Гуру.
15. Йогины губятся алчным желудком, непостоянством, несоблюдением обетов, тяжелым трудом, распутной компанией и пустыми разговорами.
16. Йогины преуспевают веселостью, настойчивостью, мужеством, истинным знанием, хорошей компанией и непоколебимой верой в слова Гуру.
17. Вот правила Йамы и Ниямы: Ахимса (непричинение вреда), Сатья (правдивость), Астейя (неприсвоение чужого), Брахмачарья (целибат), благословение всего, терпение, сострадание, прямота, умеренность в пище, очищение — таковы правила Йамы. Тапас (аскеза, эпитимья), поклонение и вера в бога, почитание учения Веданты, стыдливость, Мати (заучение мысли), Джапа (повторение мантр) молитва, соблюдение обетов — таковы правила Ниямы, согласно "Йогашастре". (Тапас, поконение и вера в Бога, рассуждение о принципах религии, скромность, милосердие, довольство малым, развитие интеллекта, медитация и самопожертвование (Яджна)).
18. В Хатха йоге на первом месте находятся Асаны, это первая ступень Хатха Видьи. Нужно практиковать асаны, которые сделают йогина стойким, свободным от недугов и придадут его телу легкость. Шасиштха и другие мудрецы-отшельники, Матсиендра и другие йогины выполняли асаны. Я приступаю к изложением Асан.
19. Твердо помести обе стопы между бедрами и икрами ног. Сядь прямо и на ровном месте. Это Свастикасана.
20. Положи правую голень на левую сторону, а левую голень на правую сторону. Получится Гомукхасана, напоминающая рот коровы.
21. Положи стопу на бедро противоположной ноги, а второе бедро на другую стопу. Это Вирасана, поза воина и героя.
22. Положи правую голень на (под?) левую ягодицу, левую голень под правую и осторожно прижми йони (место между гениталиями и анусом). Эту позу йогины называют Курмасана.
23. Прими Падмасану, просунь руки между бедрами и икрами, твердо помести ладони на земле и поднимись над землей. Это Куккутасана.
24. Прими Куккутасану, обхвати шею руками и останься поднятым подобно черепахе, это Уттанакурмасана.
25. Возьми в руки носки обеих ног, подтяни их ушам, прогнувшись на подобие лука. Это — Дханурасана.
26. Помести правую стопу за стопу левой, согнутой в бедре, а левую стопу за правое колено. Держи правую стопу в левой руке, а левую стопу в правой, полностью поверни голову влево. Это Матсиендрасана.
27. Матсиендрасана увеличивает аппетит, разжигает желудочный огонь, разрушает страшные недуги тела. Она пробуждает Кундалини и останавливает истечение нектара Сомы.
28. Выпрями обе ноги подобно палке, возьмись за колени (стопы?) пальцами рук и положи голову на колени. Это — Пасчимоттанасана.
29. Эта Пасчимоттанасана — одна из лучших асан, она заставляет течь Прану через Сушумну, разжигает желудочный огонь, строит поясницу и уничтожает все болезни.
30. Твердо положи на землю ладони и поддерживай тело на локтях, прижав их к пупу (пояснице). Подними ноги в воздух на уровень головы, вытянувшись, подобно палке. Это — Маюрасана.
31. Она уничтожает недуги живота (Гулму), водянку, болезни селезенки, все недуги, порожденные действием желчи, слизи и газов. Чрезмерная пища легко усваивается (переваривается), она переваривает в прах даже ужасный яд Калакута, яд которым Асуры хотели отравить Богов.
32. Ляг на спину, полностью вытянувшись, словно труп. Это — Шавасана. Она уничтожает полноту, снимает утомление, вызванное другими Асанами, успокаивает мысли.
33. 84 Асаны даны Шивой, я опишу четыре. Самая удобная и самая лучшая из них — Сиддхасана.
34. Сиддха, Падма, Симха и Бхадра — вот эти четыре Асаны.
З5. Крепко прижми йони пяткой одной ноги, вторую пятку помести над гениталиями. Подбородок прижми к груди. Держи свои чувства под контролем, устремив взгляд в пространство между бровями. Это — Сиддхасана, уничтожающая препятствия на Пути (Садхана).
36. Помести правую пятку над половыми органами, а левую над правой. Это также Сиддхасана.
1 2 3 4 5 6 7 8 › »« Преобразование проблем в радость. Лама Сопа ринпоче. | Шамбала Сияющая. Николай Рерих. »