Психоанализ.
Психоанализ.
Психоанализ (от психо… и анализ), метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Был разработан в конце 19 – начале 20 вв. австрийским врачом З. Фрейдом.
От психоанализа как конкретной теории и метода психотерапии следует отличать фрейдизм, возводящий положения психоанализ в ранг философско-антропологических принципов.
Отдельные положения психоанализа можно обнаружить у Ж. Шарко и П. Жане (психологическая теория неврозов); ещё в 1882 венский психиатр И. Брёйер показал, что можно достигнуть излечения тяжёлой формы истерии, если с помощью гипноза заставить пациента вспомнить и “отреагировать” забытую им травматическую ситуацию, послужившую источником невроза.
Позднее Фрейд заменил гипноз методом свободных ассоциации, который и лег в основу техники психоанализ Было обнаружено, что травматические события, аффективные переживания, неисполнившиеся желания и т.п. не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению – активному удалению из сознания в сферу бессознательного, где продолжают активно воздействовать на психическую жизнь, проявляясь часто в замаскированной, “зашифрованной” форме в виде невротических симптомов.
Последние рассматриваются в психоанализ как компромиссные психические образования, возникшие в результате столкновения вытесненных влечений с противостоящей им внутренней “цензурой”, представляющей собой механизм защиты сознательного “Я” против опасных влечений и импульсов. Такого же рода компромиссные образования психоанализ усмотрел в сновидениях, ошибочных действиях (оговорках, описках и т.д.), остротах. Эти наблюдения вывели психоанализ за пределы собственно психиатрии и позволили установить связь между нормальными и патологическими явлениями психики: в тех и других психоанализ обнаружил общие психические механизмы символизации, замещения, конденсации и прочее.
С точки зрения психоанализа каждое психическое явление должно быть раскрыто в трёх аспектах – динамическом (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил), энергетическом (распределение связанной и свободной энергии, вовлечённой в тот или иной процесс; по аналогии с физической энергией психоанализ вводит понятие о квантуме психической энергии, её “зарядах” – катексисах, способах её распределения и перемещения и т.п.) и структурном.
На первом этапе развития психоанализа (конец 90-х – начало 900-х гг.) было разработано учение о различных формах и проявлениях психической энергии с акцентом на сексуальных влечениях (либидо). Учение о психической структуре возникло в психоанализ позднее (З. Фрейд, “Я” и “Оно”, 1921). Наиболее архаическая, безличная, всецело бессознательная часть психического аппарата получила наименование “Оно”. Это резервуар психической энергии, “кипящий котёл” влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению. Эта часть психики связана с соматической областью, служащей для неё источником энергии влечений. Она лишена контактов с внешним миром и не знает различия между внешней реальностью и субъективной сферой.
Вторая психическая структура – сознательное “Я” формируется как “оттиск” внешней реальности на начальной массе влечений и импульсов. Среди факторов формирования “Я” особую роль психоанализ придаёт идентификации. “Я” – посредник между внешним миром и “Оно”, влечением и удовлетворением. “Я” руководствуется не принципом удовлетворения, а требованиями реальности, сдерживает иррациональные импульсы “Оно” с помощью различных защитных механизмов, основанных на вытеснении. К ним относятся проекция; реактивное образование, построенное на амбивалентности влечений, при котором какое-либо влечение заменяется в сознании на противоположное, сохраняя в бессознательном свой первоначальный характер (бессознательная любовь проявляется как сознательная ненависть, жестокость – как чрезмерная доброта и т.п.); инверсия – влечение, направленное первоначально на внешний объект, под действием страха обращается человеком на самого себя.
Третья психическая структура – “Сверх-Я” формируется в результате интроекции социальных норм, воспитательных запретов и поощрений и выступает как источник моральных установок индивида. “Сверх-Я” функционирует большей частью бессознательно, проявляясь в сознании как совесть; вызываемые им напряжения в психической структуре воспринимаются как чувства страха, вины, депрессии, неполноценности и т.п. После формирования “Сверх-Я” весь психический аппарат начинает функционировать как целое.
Распространение психоанализ в Европе началось после создания в 1908 Международной психоаналитической ассоциации (с 1912 издавался журнал “Imago”, с 1913 – “Internationale Zeitschrift fur Psychoanalyse”) и особенно интенсивно шло после 1-й мировой войны 1914-18. В 1920 был открыт Психоаналитический институт в Берлине, начавший выпускать профессиональных врачей-аналитиков. С приходом к власти фашизма в 1933 психоанализ подвергается запрету в Германии, с 1938 – в Австрии. С этого времени начинается быстрое развитие психоанализ в Великобритании и особенно в США, куда эмигрировало большинство психоаналитиков из Европы.
На США, где организовано свыше 20 учебных и исследовательских институтов психоанализа, приходится около 3/4 всей публикуемой литературы по психоанализу.
Психоанализ послужил отправным пунктом для развития многообразных течений глубинной психологии. Внутренние противоречия концепции психоанализа у Фрейда и его последователей привели к появлению новых школ и направлений – индивидуальной психологии А. Адлера, аналитической психологии К. Г. Юнга и др. В противовес односторонней ориентации на бессознательные процессы получила разработку т. н. эгопсихология (Х. Гартман и др.), утверждающая относительную автономию сознательного “Я”.
После 2-й мировой войны 1939-45 развитие психоанализа в Европе проходило в значительной мере под влиянием идеалистической философии экзистенциализма, феноменологии, неотомизма, в США – неофрейдизма.
Попытки применения метода психоанализа характерны для ряда модернистских направлений искусства и литературы 20 в.: школы “потока сознания”, сюрреализма и др.
1.Теория Зигмунда Фрейда
В одной из старых книг о психоанализе приводятся слова А.Шопенгауера о том, что человеческая душа это - тугой узел, который невозможно развязать, и Зигмунд Фрейд первый ученый, сделавший попытку распутать этот узел.
Психоанализ возник как метод лечения, но сразу же был воспринят как средство получения психологических фактов, которые и стали основой психологической системы.
Детские переживания по З.Фрейду имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре, что оказывает влияние на последующее поведение взрослого.
Личность, по Фрейду это взаимодействие взаимно пробуждающих и сдерживающих сил. В психоанализе изучается природа этих сил и структура в соответствии с которыми это взаимодействие осуществляется. По мнению Фрейда сексуальность - это все то, что доставляет телесное удовольствие. Таким образом, психоаналитические стадии (перемещение эрогенных зон) - это стадии генеза психического в течение жизни ребенка.
Оральная стадия (0-1 год) имеет две фазы: ранняя и поздняя. Сосание - это тип сексуальных проявлений ребенка. Ведущая эрогенная зона - рот. Во второй половине оральной стадии с появлением зубов, к сосанию добавляется укус. Мать не позволяет ребенку кусать грудь. Таким образом, стремление к наслаждению начинает вступать в конфликт с реальностью. На оральной стадии формируются черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность предлагаемым. Уже здесь люди делятся на оптимистов и писсимистов. Развивается дефференциация ”Я” и ”Оно”, которые находятся в конфликте.
Анальная стадия (1-3 года) имеет две фазы. Либидо концентрируется вокруг ануса. Особенности характера формирующиеся на анальной стадии: аккуратность, опрятность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность, накопительство, экономность, склонность к коллекционированию. Эти качества, следствие разного отношения ребенка к естественным процессам, которые были объектом его внимания во время приучения к опрятности. Начинает формироваться “Сверх-Я” как часть “Я”.
Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущая эрогенная зона - генитальные органы. Либидонозную привязанность к родителям противоположного пола Фрейд называл Эдиповым комплексом для мальчиков, и комплексом Электры для девочек. Освобождение от этого комплекса завершается в конце этой стадии. Самые важные периоды в жизни ребенка завершаются до пяти лет, формируются главные структуры личности. По мнению З.Фрейда, фаллической стадии совершенствуют зарождение таких черт личности, как самообладание, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.
Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция “Я” полностьюконтролирует потребности ”Оно”; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.
Генитальная стадия (12-18 лет) - характеризуется возвышением детских сексуальныхстремлений, теперь все эрогенные зоны объединяются, и подросток стремиться к одной цели - нормальному сексуальному общению. На этой стадии инстанция ”Я” должна бороться против агрессивных импульсов ”Оно”, которые вновь дают о себе знать. Например, на этом этапе может возникнуть Эдипов комплекс, который толкает юношу к гомосексуальности, предпочтительному выбору для общения лиц своего пола. Чтобы бороться против агрессивных импульсов “Оно”, инстанция ”Я” использует два новых механизма защиты. Это аскетизм и интеллектуализация.
Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии: психическая гомосексуальность и нарциссизм. В психоанализе психическую гомосексуальность не всегда рассматривают как грубое извращение. Это могут быть формы поведения, в которых любовь к другому полу замещается товарищеской привязанностью, дружбой… Второй тип - нарциссизм. Он характерен тем, что либидо личности как бы отнимается от объекта и направляется на самого себя.
2.Развитие классического психоанализа в работах Анны Фрейд
Анна - дочь З.Фрейда - продолжала и развила теорию и практику психоанализа. Начала свою психоаналитическую практику в 1923 году. Признанной ее заслугой считается описание ею линии развития кормления от младенческой стадии до разумных привычек питания взрослых; линии развития опрятности от первоначальной воспитательной программы взрослого до автоматического овладения функциями выделения; отношения к старшим и т.п. Дети в ходе своего развития делают как бы два шага вперед и один назад.
Новорожденный, по ее мнению, знает лишь один закон, а именно - принцип удовольствия, которому слепо подчинены все его проявления. Однако, для употребления своих потребностей ребенок полностью предоставлен матери, которая исполняет или отвергает желания ребенка и благодаря этой роли становится не только первым объектом любви, но также и первым законодателем для ребенка. Индивидуальные пристрастия и антипатии матери оказывают существенное влияние на развитие ребенка.
Подражание, идентификация, интроекция - необходимые предварительные условия для последующего вступления в социальное общество взрослых. Люди, чьи идеалы исходят из идентификации не с реальными родителями, а с идеализированным образом родителя, ведут себя самоуверенно и морально превосходят своих ближних.
Игры, учение, свободная деятельность фантазии, тепло объективных отношений - все являются важными для ребенка.
3. Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона
Теория Эриксона так же, как и теория А.Фрейд возникла из практики психоанализа. По его мнению основы человеческого ”Я” коренятся в социальной организации общества. Создал психоаналитическую концепцию об отношениях “Я” и общества. Создал психоисторический метод, который представляет собой применение психоанализа к истории. Два наиболее важных понятия концепции: - групповая идентичность и эгоидентичность. Групповая формируется тем, что с первого дня воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную соцгруппу. Эгоидентичность - целостность личности продолжается на протяжении всей жизни. Для каждой стадии жизненного цикла характерна задача, которую выдвигает общество. Так задача младенческого возраста - формирование доверия к миру.
Стадии жизненного пути:
младенчество (оральная ст.);
ранний возраст ( анальная ст.), появление чувства стыда связано с возникновением самосознания. Социальное неодобрение его поступков формирует у ребенка “внутренние глаза мира” - стыд за свои ошибки. Складывается конфликт между свободой самовыражения и ее ограничением. Нельзя подавлять стремление ребенка к автономии;
возраст игры ( фаллическая ст. (здесь развивается инициативность )), агрессивное поведение ребенка влечет за собой ограничение инициативности и появление чувства вины. Так по Эриксону закладываются совесть и моральная ответственность;
школьный возраст ( латентная ст. ( контраст новых достижений и осознание своей неумелости ));
подростковый возраст ( латентная ст. ( цельное осознание себя и неуверенность в понимании ”Я”)), характеризует самый глубокий жизненный кризис. На него приходится основной кризис идентичности. Интервал между юностью и взрослым состоянием Эриксон назвал психическим мораторием. Синдром патологии идентичности - это желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса. Имеет место поиск негативной идентичности;
молодость, опасность представляет одиночество, избегание контактов. Такое нарушение может привести к психопатологии;
зрелость ( борьба творческих сил против застоя );
старость ( цельное представление о себе и разочарование в жизни ).
На всех уровнях человеческих отношений, где поведение стереотипизировано, т.е. осуществляется по определенным образцам, ритуализуция отношений между ребенком и взрослым позволяет ребенку следовать определенным правилам. Драматический элемент ритуала формируется в игровой период, в котором ребенок готовится к роли создателя ритуалов. Школьный возраст добавляет новый элемент к ритуализации, совершенство исполнения.