Роберт Боснак. В мире сновидений.
Роберт Боснак. В мире сновидений.
Эта тирада вырывается у меня совершенно неожиданно. В изумлении глядя друг на друга мы обмениваемся нервными смешками, как если бы нас поймали на чем-нибудь неприличном. Потом у обоих появляется чувство отвращения. Мы начинаем размышлять.
С каждой из близких женщин, включая мать, у него было то же самое. Чувство ревности усиливалось, когда случался застой в работе. Он - писатель. Заходя в тупик, он пытается любыми путями оседлать свое вдохновение и приходит в ярость, когда ничего из этого не выходит. К тому же вот уже несколько месяцев у него нет работы. Кончаются деньги, и секс уже не доставляет такого удовольствия, как прежде. Его раздирают бессилие и ярость, чувствует, что теряет потенцию. Чей же это был сон о собаках? Мой или его?
Начался новый день. Начался со сна о строящемся доме. Или этот дом рушится? Я вдруг ощущаю, что уже не помню его во всех подробностях. Мои собственные образы все больше теряют ясность, когда я, захваченный силами притяжения и отталкивания, подобно камню, выпущенному из пращи, со страшной силой врываюсь в душу другого человека.
ГЛАВА 1
УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ
Сновидение - это не рассказ, не повесть, не кинофильм и не пьеса. Это нечто, происходящее в пространстве. Некое проявление пространства.
Мы попадаем в пространство, которое называем "сновидением", сразу же после пробуждения (засыпания???). В нем мы ощущаем те предметы и явления, которые, проснувшись, называем предметом сновидения. Сновидения как таковое - это субстанция, сотканная из времени и пространства, в которой находимся мы с вами. Когда мы видим сны, то считаем, что бодрствуем, точно так же, как и когда бодрствуем на самом деле. Поэтому чтобы как можно точнее воспроизвести все, что происходило с нами в мире сновидений, важно запомнить их в виде пространственных структур.
Память существовала задолго до того, как ее стали измерять в килобайтах. Во времена классической античности память рассматривалась, как пространственная реальность, и поэтому для хранения информации, которую необходимо было запомнить, отводили определенное пространство. Ораторы Древнего Рима учились развивать память, передвигаясь по своеобразной "кладовой" памяти. Такая "кладовая" строилась следующим образом.
Прохаживаясь по какому-нибудь пустому зданию, облаченный в длинную тогу оратор пытался сконцентрировать свое внимание на каждой особенности пространства, его окружавшего. Это продолжалось до тех пор, пока он не выучивал наизусть расположение каждого закоулка, каждой трещины в доме. После того, как это пространство твердо закреплялось в памяти, его можно было использовать как хранилище для запоминания различных фактов. Например, вам нужно запомнить поэму в 500 строк. Для этого, сделав первый шаг вправо, первую строчку поместите в том углу, где мрамор немного пожелтел; вторая строчка укладывается на третьем шагу направо; третья - у колонны (той, что отделана мрамором с красными прожилками) на верхней ступеньке лестницы. Таким образом все, что необходимо запомнить, можно расположить в определенных местах здания. А мысленно прогуливаясь по этому зданию - развить в себе как раз такую способность восстанавливать пространственно-объектные отношения.
Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений, разработанных с применением древнего искусства мнемоники (искусства развития памяти).
Упражнение 1
ОРИЕНТИРОВАНИЕ В МИРЕ СНОВИДЕНИЙ
Оглянитесь вокруг, определитесь в пространстве, окружающем вас, и убедитесь, что находитесь в состоянии бодрствования. Теперь постарайтесь понять, что, когда вам снится сон, вы точно так же считаете, что бодрствуете. Затем убедитесь, что вы бодрствуете, но это не означает, что вам не снится сон.
Когда это понимание проникает в ваше сознание, начинайте исходить из того, что вам в самом деле снится сон.
Вы оказываетесь в мире сновидений, который окружает вас со всех сторон, как это и происходит ночью. Этот мир полностью реален. Дотроньтесь до земли - она твердая. Ущипните себя за руку. Чувствуете?
Теперь начинайте передвигаться в пространстве, в которое попали. Вы продолжаете осознавать, что передвигаетесь внутри обыкновенного сновидения. При этом не забывайте, что все происходящее вокруг - реальность. Внимательно изучайте каждый объект этого пространства.
Повторяйте это упражнение как можно чаще.
Упражнение 2
ВОССТАНАВЛИВАЕМ В ПАМЯТИ ОБЪЕКТЫ СНОВИДЕНИЯ
Вам снится, что вы делаете упражнение на развитие памяти из книги под названием "Краткий курс сновидений". Вот вы аккуратно берете ее в обе руки и внимательно рассматриваете. Затем медленно ее поворачиваете один раз, воспринимая эту книгу как медленно вращающийся объект.
Закройте глаза.
Теперь обратитесь к своей памяти и восстановите образ книги, как объект сновидения. Попытайтесь вспомнить, как она вращалась и как выглядела под разными углами зрения.
Повторите это упражнение с несколькими различными предметами.
Упражнение 3
СОЗДАНИЕ "КЛАДОВОЙ" ПАМЯТИ
Выберите какое-либо пространство площадью несколько квадратных метров, по которому вы можете свободно передвигаться, например комнату, в которой стоит несколько предметов. Запомните расположение предметов в ней до мельчайших подробностей. Затем сядьте или лягте, закройте глаза и еще раз мысленно пройдите по комнате и внимательно "посмотрите" на ее содержимое. Если вы будете часто повторять это упражнение, то в дальнейшем сможете выполнять его без труда. Некоторые предметы легче запоминаются, если предварительно потрогать их руками или понюхать. При выполнении этого важного упражнения на "мысленное фотографирование" пытайтесь как можно лучше скоординировать работу всех органов чувств.
Теперь вы, подобно ораторам древности, имеете свою "кладовую" памяти.
Упражнение 4
ВООБРАЖАЕМЫЙ ОБХОД ЖИЛИЩА
Поройтесь в памяти и попробуйте определить, какой дом или квартиру вы знаете лучше всего. Пусть это будет дом ваших родителей или то помещение, в котором вы живете сейчас. Потратьте немного времени и вызовите в своем воображении несколько хорошо известных вам домов, чтобы решить, который из них вы можете вспомнить в данный момент.
Прочитав это упражнение до конца, закройте глаза и на минуту сосредоточьте внимание на своем дыхании. Почувствуйте, как воздух наполняет легкие и какие оттенки ощущений испытывает при этом ваше тело. Начинайте с ощущений в ногах, мысленно передвигайтесь вверх. Не спешите. Затем представьте себе тот дом, в который вы хотите мысленно войти. Посмотрите на его фасад или на любое другое место, где расположен вход. Смотрите внимательно. Обращайте внимание на все детали. Есть ли там окна? Какого цвета дерево, кирпич или другие строительные материалы, из которых он сделан? Обращайте внимание на мельчайшие детали. Затем повернитесь ко входу спиной и оглядитесь вокруг. Что вы видите? После этого начинайте медленно поворачиваться обратно, пока опять не окажетесь лицом к входу. Если там есть дверь, то какая - высокая? низкая? какого цвета? Где расположены дверная ручка и звонок?
Теперь откройте дверь и ступите на порог. Осмотритесь. Пусть глаза привыкнут к возможному изменению освещенности. Посмотрите на пол. Как он выглядит? Он - каменный? Деревянный? Может, он сделан из другого материала? Если отказывает память, используйте воображение. Какие в доме стены? Посмотрите вверх. А потолок? Теперь начинайте медленно передвигаться в том пространстве, в котором находитесь. Если с порога вы попали не на кухню, идите туда. Не забывайте, что вы идете медленно. Времени достаточно. Внимательно смотрите по сторонам, вверх, вниз, перед собой, вправо, влево, оглянитесь назад. Увидев интересный предмет, подойдите к нему и осмотрите.
Попав на кухню, подойдите к раковине. Есть ли там кран? Что это за кран? Что находится под раковиной? Есть ли плита или другие приспособления для приготовления пищи? На чем они работают - на газе, электричестве или на дровах? Что расположено между плитой и раковиной?
Внимательно все осмотрев, медленно идите к тому месту в доме, где стоит ваша кровать. Медленно, еще медленнее. Умение замедлять движения - один из труднейших моментов в искусстве восприятия зыбких образов сновидений.
Вот вы стоите перед своей кроватью. Посмотрите по сторонам, вверх, вниз. Внимательно рассмотрите саму кровать. Подойдите и сядьте на край. Затем лягте. Медленно! Если на постели лежит одеяло - укройтесь им. Теперь закройте глаза и вспомните все ощущения, которые вы когда-либо испытывали, лежа на этой кровати. Не меняйте положения тела до тех пор, пока точно их не воссоздадите. Теперь сядьте и осмотритесь. Изменилось ли что-нибудь в окружающем вас пространстве? Посмотрите по сторонам, вверх, вниз.
После этого не спеша встаньте и медленно подойдите к двери, через которую вошли. Посмотрите вокруг. Изменилось ли что-нибудь, пока вы были в доме? Теперь откройте дверь (если она была закрыта) и выйдите наружу. Остановитесь спиной к дому и медленно проснитесь там, где вы сидите, читая эту книгу. Внимательно следите за переходом сознания от фазы сновидения к фазе пробуждения.
Последующие упражнения связаны с записыванием снов. Записать сновидения на бумаге - это очень важно. Ведь только подумайте: как часто мы видим сны, которые, кажется, ничто не способно стереть из памяти! Но вот проходит несколько минут, а иногда даже секунд, и они бесследно исчезают из нашего сознания. Делая записи, мы препятствуем такому исчезновению и создаем опору памяти, позволяющую всегда вернуться в тот или иной сон. Записанный текст - это порой единственное, что остается от сновидения. Как иероглифы на руинах забытой культуры, как надписи на древнем надгробии.
Есть люди, которые говорят, что никогда не видят снов. Это неправильное утверждение. Им следовало бы говорить, что своих снов они не запоминают. Лабораторными исследованиями установлено, что у каждого из нас бывает в течение ночи около пяти периодов, когда нам снятся сны. Во время сновидения происходит быстрое движение глазных яблок за закрытыми веками. Эта фаза сна называется фазой быстрых сновидений. В связи с тем, что в течение ночи у каждого таких фаз бывает около пяти, все сны запомнить практически невозможно. Кроме того, переход сознания от фазы сновидений к фазе бодрствования сопровождается стиранием образов сновидения. Поэтому задача заключается в том, чтобы поймать сон до того, как он исчезнет навсегда.
« ‹ 1 2 3 4 5 6 7 › »« Дэвид Лофф. Из чего состоят сны. | Дэвид Лофф. Наиболее распространенные типы сновидений. »