Роберт Боснак. В мире сновидений. | Путь Любви. Путь с Сердцем.

Роберт Боснак. В мире сновидений.

Роберт Боснак. В мире сновидений.

"Да, - говорит Стелла, развивая ассоциацию со своим спокойным "Я", - смерть нисколько меня не пугает. Этот элемент постоянно присутствует в моих медитациях".

В данном случае сознательная реакция Стеллы и реакция образа "Я" совпадают.

Вместе с тем сновидение рисует многозначную картину. Взять, к примеру, два женских образа, с которыми образ "Я" Стеллы хочет установить связь. В момент падения, перед лицом стремительно приближающейся смерти, когда Стелла пытается раствориться в космосе, ей удается войти в контакт лишь с одной из них (они берутся за руки). Вторая Женщина подчеркивает свою независимость тем, что своей руки не подает. Важность этого момента раскрывается позже, когда оказывается, что Вторая Женщина знает, как вести себя в "нижнем" мире.

Мы приземляемся и оказываемся в Стране Толпы - людей в собирательном смысле слова. Попадаем в мир жалких и потрепанных существ. Разношерстного сброда. Мир пьяниц и наглых, развязных типов. Опустившиеся люди. Полный упадок. Здесь все принижается, вываливается в грязи. Мир как куча навоза, грязный мир. (Теперь я понимаю, почему даже в полете на большой высоте ее защищало стекло.) Смешение всевозможных отбросов и мерзости, непристойности и грязи, завершающееся половым актом.

Описывая образ изнутри, Стелла рисует картину полуразвалившихся трущоб, грязи на улицах, небритых полупьяных мужчин, которые, пошатываясь, бродят по узким кривым переулкам.

Вот еще человек, который кивает. Она не может вспомнить его четко. Только кивок.

Кивок по-гречески "numen". Второе значение этого слова "сон". Боги Древней Греции, как правило, возвещали людям грядущее, приходя к ним во сне. От греческого "numen" происходит английское слово "numinous", обозначающее загадочное божественное начало, которое мы воспринимаем с суеверным страхом и дрожью.

Недоступная понманию материя, которая приводит в дрожь Стеллу, - это плотская любовь. "Мы им нужны как женщины". Нас хотят. Хотят - и возьмут! Здесь воображается захват в сексуальном плане. Перед таким захватом образ "Я" бессилен. Противопоставить ему нечего. Возвышенное повседневное "Я" безоружно перед миром сексуального порабощения в его низменном проявлении. Здесь все грязно и непристойно, убого и приземленно, все пьянит и дурманит. Это - часто описываемый прообраз ничем не ограниченной стихии страстей. Затем начинается поиск достойного человека, поиск чистоты в отвратительном мире похоти. Независимая Вторая Женщина чувствует себя в этом зловещем мире как дома. Она сразу же находит партнера. В отношении военного у Стеллы не возникает практически никаких ассоциаций. Все, что она говорит: "Война, воин, способный сражаться. Рыцарь, который защитит ее". Такой же кавалер появляется и у Стеллы - это Доктор в Белом.

Любовный акт с Доктором в Белом. Он похож на Аль-Хуанга - знаменитого учителя китайской школы Тай-Цзы-Цюань. На одном из сеансов, при толковании этого сновидения, у тех, кто с ним работал, имя Аль-Хуанг ассоциировалось со словом "ванг", что означает "пенис". Эль-Ванг. Исцеляющий фаллос.

Усцеляющее совокупление, сексуальное врачевание, в котором участвует доктор, так не похожий на других. Ему удается избавить физическую любовь от элемента угрозы и страха и превратить ее в нечто чистое, светлое и привлекательное.

Таким образом, Вторая Женщина способствует тому, что сексуальное восприятие Стеллы меняется. Теперь все можно исправить.

На этой стадии становится ясно, что данный сон содержит элемент трансференции. Поскольку Рыцарь и Доктор ощущаются как целители, они идентифицируются с личностью исцелителя-психоаналитика. Отсюда может развиться подсознательное перевоплощение в другой образ. На языке психоанализа такие перевоплощения называются трансференция или контртрансференция. Нередко подобные воображаемые отношения принимают сексуальный характер.

А вот теперь начинается нечто невообразимое: феерия страстей. Бьющее через край либидо, для которого нет преград. Открываются краны. Поток невозможно остановить. Стелла хочет очистить тело и душу. Исцеление любовью должно свершиться в обстановке полной и соответствующей моменту чистоты. Но бурлящие страсти сдержать невозможно. Их волна настолько сильна, что Стелла мочится на деревянный пол. Она полна жизненных соков. В слове "мочиться" Стелла делает описку: она пишет "реа" (горошина) вместо "рее" (мочиться). А Фрейд научил нас обращать особое внимание на описки и оговорки. Что же означает образ горошины в данном случае? Вспомните сказку о принцессе на горошине. Принцесса была настолько чувствительна, что даже небольшая горошина, лежащая под двенадцатью матрацами, мешала ей спать всю ночь. Низменный мир горошины раздражает возвышенный мир принцессы.

Образ горошины придает оттенок сверхчувствительности тому образу хрупкой возвышенности, в который Стелла была заключена в самолете. Возвышенная, нежная натура принцессы отчуждена от мира мелких раздражителей - низменного, но притягательного.

Кто же тот доктор с Востока, с которым Стелла должна лечь в постель?

Доктор живет на третьем или четвертом этаже. На три-четыре этажа выше. В этих низменностях плотской любви он - на высоте. Он существует на границе между возвышенным и приземленным, присутствует в обеих реальностях одновременно. Его сексуальное проникновение возродит в ней желание физической близости. Действуя по принципу "подобное лечится подобным", он примирит Стеллу с миром, в который та попала, не позволив ему при этом ни надругаться над ней, ни уничтожить ее. Он - луч света в мире мрака. ("Мы видим, что там горит свет".) Восток (Orient) - ориентирование в пространстве; выбор правильного пути в темном мире сексуальных страстей. После долгого периода отчужденности опять становится возможной половая близость.

ГЛАВА 3

КАК СЛУШАТЬ СНОВИДЕНИЯ

Моя первая реакция на только что рассказанный сон обычно выглядит так: "Понятия не имею, о чем все это. Одно из двух - или все сны и в самом деле сплошная бессмыслица, или я просто не настолько умен, чтобы постичь всю сложность мира сновидений". В такие моменты я чувствую себя шарлатаном, переводчиком, который не знает иностранных языков, мошенником, морочашим людям голову. Иначе говоря, развивается комплекс ужасающей неполноценности. Мне кажется, что сны недоступны пониманию по самой своей природе, что смысла в них нет вовсе, а "здравого смысла" - тем более. Бывает, однако, и прямо противоположная реакция: я четко знаю, с чем связано сновидение. В таком случае я делаю вывод, что в моем сознании образовалось сопротивление, и якобы понимая сон с самого начала, я пытаюсь нейтрализовать его значение, превратить в нечто безопасное. Сновидение довольно неуютно чувствует себя в нашем дневном сознании, когда подобно Меркурию, покровителю воров, мы похищаеи его из его ночной обители. И для того, чтобы ориентироваться в мире сновидений, необходимо переключить сознание на соответствующий уровень. Этот переход всегда сопровождается шоком - дневное сознание не в силах совладать с типом логики, которая по сути своей несовместима с ним.

Шок, который испытывает рациональное сознание, - явление болезненное. В связи с ним возникают многочисленные сопротивления. Спотыкаться всегда неприятно, а сновидение ставит нам подножку. Поэтому нельзя переводить сновидение в плоскость дневной логики, используя готовые (заранее составленные) параллели. Этот метод не принимает во внимание несоответствия между реальностью сновидения и реальностью бодрствования, и посему он в корне неверен.

Работая со сновидениями, мы должны еще и еще раз "подставлять подножку" своему дневному сознанию, стремясь расшатать устоявшиеся стереотипы мышления. Это не очень приятное занятие зачастую превращается для дневного сознания в настоящую пытку.

По этой причине, когда слушаешь пересказ сновидения, чрезвычайно важно держаться подальше от сиюминутных выводов (вроде "Ага, все ясно") и быть готовым к тому, что оно будет абсолютно недоступно пониманию. Если смысл сновидения кажется ясным с самого начала, это чаще всего означает, что реальность сновидения пытаются втиснуть в заранее подготовленные рамки концептуальных форм. А это ведет скорее к потере способности анализировать, чем к действительному саморазвертыванию образа.

Итак, перед вами сновидение, которое приводит вас в полнейшую растерянность. Это хорошее начало. Пусть вам перескажут его два раза.

Перед тем, как прослушать сон в первый раз, попытайтесь проанализировать ощущения собственного тела. Определите точки, где блокируется энергия, где болит, а где, наоборот, ощущения приятные. Начинайте с ног и медленно продвигайтесь вверх. Так вы сможете почувствовать, менются ли ощущения во время рассказа, и если да, то каким образом.

Обратите внимание и на настроение. Чем заняты мысли? Какие комплексы наиболее активны? Во время рассказа это поможет отметить соответствующие изменения, если такие будут.

И вот, рассказ начинается.

Слушайте вполуха, сосредоточив внимание на том, где блуждают ваши мысли. Сначала кажется, что все это полнейший вздор. Или вдруг вы задумались о предмете, никак не связанном с тем, о чем вам рассказывают. Или совергшенно неожиданно перед глазами возникает образ из прошлого, уже почти забытый.

Иногда вы замечаете, что рассказ о сновидении разворачивается на фоне ваших воспоминаний о друге или подруге детства: В мире вашего сознания действие сна происходит у его или ее крыльца. Или внезапно возникает желание половой близости, А в голове одна за другой сменяются эротические картинки. Или вы вдруг разозлились. Или появилось чувство отвращения. И так далее.

Когда я слушал сон Стеллы о самолете, не переставал думать о мальчике по имени Джимми, который жил по соседству с нами в Голландии. Вот я отчетливо вижу, как он идет вдоль канала. Со сновидением Стеллы это не имеет ничего общего. После того, как работа с ней закончена, я обязательно вспоминаю этот образ еще раз и вижу его как свой собственный сон, находящийся в связи со сновидением, только что мне рассказанным. Неожиданно я вспоминаю, что Джимми умер от гриппа и что последними его словами были: "Теперь я отправлюсь к ангелам". Тогда я впервые увидел настоящую смерть. Очевидно, сновидение усугубило (возбудило) примитивный страх смерти и привело к образованию структурной связи в моем мире между смертью и летающими ангелами. У меня, должно быть, подсознательно сформировалась ассоциация: самолет - небо - небеса (как место обитания наших душ и обитель смерти).

Таким образом я установил связь со сновидением Стеллы посредством собственного образного материала.

Короче говоря, если вы слушаете чей-либо рассказ о сновидении и перед глазами возникает какой-нибудь собственный образ, причем образ, который заведомо не имеет ничего общего со сновидением, пусть он на некоторое время зажержится в вашем сознании: не исключено, что между ним и сном, который вы слушаете, может проявиться та или иная внутренняя параллельная связь.

Если в сознании всплывает несколько таких "независимых" образов, делайте выборочную проверку, взяв для этого либо тот из них, который кажется наиболее важным, либо, наоборот, совершенно незначительный.

Если та или иная часть сновидения показалась особенно скучной и чуть не усыпила вас, это означает, что в связи с ней у вас появились внутренние сопротивления. Внутренние сопротивления у рассказчика сновидения, как правило, образовываются подсознательно и подсознательно же передаются слушателю. Иногда очень важным может оказаться тот факт, что, слушая рассказ о сновидении, вы действительно засыпаете. Позвольте сонливости овладеть вами и отметьте, на какой стадии рассказа захотелось спать. Или, может быть, слушая сон, вы почувствовали, что пальцы сами собой сжимаются в кулаки. До начала рассказа настроение у вас было достаточно мирное, и вот - такое. Вы еле сдерживаетесь, чтобы не ударить рассказчика. В чем дело? Ведь никакой сознательной агрессивности и неприязни к нему нет и в помине. И тут вы отмечаете про себя, что всегда испытываете аналогичное желание хорошенько наподдать тому, кто пытается водить вас за нос (да и себе заодно).

Предположим, у вас закололо в груди. Проанализировав ситуацию, вы понимаете, что слушали весь рассказ, затаив дыхание, а вся атмосфера сновидения привела к появлению такого ощущения, будто вас заперли в темном шкафу. (Каждый сон, точно так же, как и небесные тела, имеет собственную атмосферу. Часто случается, что такая атмосфера - единственное, что остается от сновидения.) Или у вас вдруг зачесалась голова. Что-то вроде раздражения. Это значит, что микрораздражениям подвергается непосредственно сам мозг. Метафорические образы часто превращаются в нашем теле в физические ощущения.

Перед тем, как человек начнет рассказывать свой сон, ему необходимо объяснить, что делать это он должен не как сторонний наблюдатель, а как непосредственный участник событий, и что события эти как бы происходят в момент рассказа. Это позволит рассказчику наиболее полно восстановить детали событий и атмосферу в собственном сознании. Пусть рассказчик выступит в роли гида, знакомящего экскурсантов со сновидением.

Теперь сновидение рассказывают второй раз.

Первый рассказ отражается во втором, возникают взаимосвязи. Постарайтесь сосредоточить все свое внимание на образах сновидения. Проанализируйте ритмическое построение повествования. В каких местах темп ускоряется? Когда замедляется? Вслушайтесь в интонации, обращая при этом внимание на выражение лица и жесты. Другими словами, понаблюдайте за человеком, который рассказывает сон. Я часто закрываю глаза и концентрирую внимание на голосе повествующего, стараясь видеть образы сновидения одновременно с рассказчиком. В сновидении Стеллы, например, вы замечаете присутствие темы возвышенного (приземленного). Подумайте, с чьей точки зрения вы смотрите на этот сон? Я, например, вижу его глазами Доктора в Белом.

« 1 2 3 4 5 6 7 »

« Дэвид Лофф. Из чего состоят сны. | Дэвид Лофф. Наиболее распространенные типы сновидений. »