Секс, любовь и сердце.
Секс, любовь и сердце.
* В сущности, в результате утраты любви, все тело человека находится в состоянии спазма, зажатости. Это состояние противоположно движению вовне в состоянии любви. В большинстве случаев человек взрывается рыданием или криком. Такая реакция часто бывает после смерти любимого человека. Крик и плач настолько сильны, что возникает впечатление, что человек плачет так, как будто у него в буквальном смысле "разбилось сердце". Это ослабляет жесткость, которая возникла сейчас же после утраты. Можно наблюдать этот процесс, когда младенец начинает плакать в результате чего-то неприятного или в результате разочарования. Его первой реакцией на неприятность является мышечная жесткость. Взрослый способен находиться в таком состоянии, но не ребенок. Через несколько минут после возникновения шока подбородок младенца начинает дрожать, и он тут же начинает плакать. Плач младенца — это конвульсивная реакция, которая охватывает все тело, он сопровождается громкими криками отчаяния, когда воздух удаляется из легких. Плач — основная форма освобождения энергии, которой располагает человеческий организм с целью разрядки напряжения, возникающего в результате боли.
* Для младенца мать является как бы землей. Если ее опека недостаточна, ребенок чувствует, что он не может рассчитывать ни на кого, кроме самого себя, и должен держаться силон воли. В конце концов, это усилие становится неосознанным. На протяжение всего времени ребенок, а позже взрослый, напрягает руки и ноги, он будет страдать недостатком чувства безопасности. Какая-либо утрата любви, угроза или страх, делают активным этот первичный недостаток чувства безопасности, вызывая панику. Многие женщины страдают агорафобией, страхом пребывания в одиночестве на открытой площади. То, что выход из дома вызывает ту же самую реакцию у женщины, связано с подсознательным страхом отвержения. Лечение этого достаточно трудно, так как страдающий агорафобией редко осознает, что его паника имеет корни в ранних отношениях с матерью. Другим симптомом, связанным с утратой любви и страхом отвержения, является мигрень.
* Невозможно переоценить ту роль, которую играет плач в снятии напряжения и смягчения боли "разбитого сердца". Утрата любимого человека должна быль выплакана, если человек хочет вернуться после утраты к нормальной жизни. Со времен Фрейда психологи знают, что неспособность реагировать плачем в ситуации утраты вызывает депрессию пли меланхолию. Все депрессивные реакции имеют источник в утрате любви, которая была недостаточно оплакана. Депрессия возникает из иллюзии, что хорошим поведением можно получить любовь.
* Немного людей в состоянии признать, что они не были любимы в детстве. Даже пациенты в процессе терапии имеют серьезные трудности в принятии такой возможности. Лишь в то время, когда они переживают боль, связанную с "разбитым сердцем", они в состоянии осознать, что один или оба родителя относились к ним враждебно. Если они описывают недостаток сердечности или жестокость со стороны родителей, они оправдывают такое поведение, обвиняя себя, или сочувствуя боли и страданиям родителей. Часто чем хуже к ребенку относились, тем менее он склонен и способен это осознать. Для ребенка принятие факта ненависти родителя равнозначно постановке базисного вопроса о порядке вещей. Однако реальность такова, что родители относятся к своим детям амбивалентно. С одной стороны они желают им наилучшего, с другой - отвергают их стремления. Они также ревнивы по отношению к ребенку, который имеет больше, чем имели они сами.
* Амбивалентность проявляется в такой степени, в которой родительская любовь зависима от достижений и успехов ребенка. В нашей культуре, где успех является "важнейшей добродетелью", многие родители рассматривают достижения ребенка как свидетельство своей собственной ценности. Очень часто их эго вовлекается в престиж ребенка и его функционирование в школе и вне ее. Но любовь, зависящая от функционирования - не настоящая любовь. Настоящая любовь жертвует человеку тепло и сердечность за то, кто он есть, а не за то, что он делает. Невинная на первый взгляд фраза: "Мама будет тебя любить, если съешь кашку" — является проявлением не любви, а отвержения. То же самое относится к таким фразам, как: "Ты такой трудный. Как кто-нибудь может тебя любить". Ребенок рождается как маленький звереныш, и если любовь матери зависит от его способности вести цивилизованную жизнь, тем самым отрицается его первичная природа. Все дети должны приспособиться к социальной жизни, и этот процесс не требует угроз или наказании. Как дети спонтанно и естественно учатся говорить, так же в свое время они приобретут способность хорошего поведения. Это правда, что не всегда они тихие и спокойные, это беспокоит родителей, не способных вынести их естественность.
* Психологи знают, что современные дети находятся под огромным давлением требований быстрого развития, что приписывается соперничающему характеру нашей культуры. Другая причина давления, требующая от детей, чтобы они быстро вырастали — желание родителей освободиться от стресса, связанного с необходимостью посвящать время и энергию потребностям детей. Сколько матерей находят удовлетворение в опеке над собственными детьми? Сколько отцов имеют время, терпение и энергию для того, чтобы убаюкать ребенка? "Разбитое сердце" может возникнуть уже тогда, когда младенец чувствует, что его стремления и потребности являются вторичными, и независимо от того, много ли он плачет, ребенок не получит внимания и опеки, в которых нуждается.
* Дети быстро учатся тому, что если они эмоционально поддерживают родителей, они получат их одобрение и сердечность. "Я должна была быть матерью для моей матери", - это замечание, которое можно часто услышать в процессе терапии. Дети впечатлительны к страданиям родителей и делают все, чтобы их уменьшить. Как сказал один из пациентов: "Я не мог плакать, чтобы не отягощать мать своей печалью, у неё было достаточно своей печали". Ребенок подавляет собственные устремления и старается стать кем-то, способным осчастливить родителя. Сначала это означает быть хорошим и послушным, что является позицией, усиливаемой школой. Нетрудно заметить переход от желания понравиться родителям к хорошему функционированию в школе и достижению успехов в профессиональной карьере. Это желание понравиться другим возникает из надежды, что такие поступки гарантируют нам чью-то любовь и победят опыт "разбитого сердца", являющийся нашей мукой с детства пли младенчества.
* Однако такое поведение не более успешно у взрослого, как и у ребенка. Конечно, взрослый не осознает того, что своими действиями хочет заслужить любовь, так как подавил потребность в любви. Но эта потребность время от времени проявляется, и ее сопровождает чувство пойманности в ловушку, нахождения в безнадежной ситуации. Чувства потребности и безнадежности угрожают сломить защиту человека от осознания "разбитого сердца" и открыть путь к изливанию печали, в которой он боится утонуть. Кроме этого появляется, несмотря на то, что оно болезненно, стремление к освобождению и нахождению любви, а вместе с ним чувство паники от мысли об очередном отвержении.
* Амбивалентность родителей по отношению к детям проявляется не только в виде прохладности или надлежащей опеке. Некоторые родители испытывают настоящую враждебность по отношению к собственному потомству. Ее влияние на ребенка иное, чем описанное выше влияние родительского нарциссизма. Другим переживанием является паника от мысли об отвержении, и страх или ужас в связи с враждебностью родителей. Дети, к которым плохо относились - явление ныне хорошо известное, может заключаться в битье, которое временами угрожает жизни ребенка, или в иных, психологических формах наказания.
* Дети, испытывая ужас по отношению к родителям, утрачивают способность к защите и бессильно поддаются ситуации. Они перестают что-либо чувствовать, так как исчезает всяческое спонтанное движение "к" и "от" родителей. Такой ребенок может стать по рабски привязанным к враждебному родителю, но источником его привязанности является не любовь, а страх. Влияние ужаса на тело, так же иное, чем при панике. Вместо жесткости появляется тенденция к дряблости; вместо раздутой груди мы наблюдаем впалость; вместо агрессивности, связанной с поведением типа А, мы находим выраженную пассивность личности. Поведение родителей редко является конгруэнтным, оно подвергается колебаниям, зависящим от смены их настроения. Даже наиболее враждебные родители время от времени проявляют по отношению к ребенку позитивные чувства.
* Редко когда любовная связь между родителем и ребенком прерывается полностью. Могут появиться большие или меньшие разрывы, которые могут продолжаться долгое или короткое время, но интенсивность этой боли разная в разных семьях и у отдельных детей в семье. Интенсивность враждебности или ненависти родителя также не всегда одинакова. Она подвергается колебаниям от минуты к минуте. Однако бывают ситуации, в которых ребенок подвергается упрямой враждебности, которая редко когда исчезает. Так как большинство людей забывает о боли, которую они испытали, будучи детьми, мы редко имеем дело с пациентом, который может подробно описать собственное детство. Большинство пациентов отрицают его негативные аспекты пли ретушируют его. Но, несмотря на это, детские переживания закодированы в теле. Раздутая, закованная в броню грудь является защитой от очередной атаки паники и "давно разбитого сердца". Степень жесткости показывает интенсивность прошлой травмы. Впалая грудь указывает на влияние ужаса на сердце, свидетельствует о переживании сокрушающего удара, от которого ребенок не смог защититься. В таких случаях телу недостаёт жёсткости.
* Мы знаем, что утрата любви расщепляет целостность личности, создавая две изолированные части: эго и сердце. Сердце становится отрезанным от сознательного чувства "я". В этом процессе эго подвергается ослаблению, но сохраняет достаточно силы, чтобы гарантировать целостное чувство "я", несмотря на существование серьезных внутренних конфликтов. Такой человек хочет избежать возможность "разбитого сердца" и пытается найти любовь посредством службы, тяжелой работы, получения власти или достижения успехов. Общая жесткость тела служит созданию видимого единства личности.
* С этим связан бессознательный страх отвержения, который перерождается в страх любви. Когда мы не любим, мы не рискуем потерять любовь, и не можем быть отвергнуты. Но таким образом мы попадаем в ловушку наших собственных защитных механизмов, само существование которых вызывает тот эффект, что наихудшие опасения становятся реальностью. Защита жёсткой личности встроена в структуру её эго. Отбрасывание вызывает регрессию от взрослого к ребенку и выраженную утрату уважения личности к себе, созданию которой человек посвятил много сил.
« ‹ 1 2 3 4 5 6 7 8 › »« Атака на разум. Избавление от иллюзий. | Глубокое межличностное общение. »