Сон и смерть.
Сон и смерть.
Исчезновение страха смерти - общее переживание для тех, кто достиг Осознания. Для меня смерть какое-то время представлялась скорее интерес-ным приключением, а не чем-то таким, чего нужно бояться, исключая разве что боязнь физической боли, которая могла быть связана с этим процессом.
До сих пор мне приходилось даже проявлять определенное усилие и противиться желанию смерти в физическом смысле, но не от какого-то значительного личного страдания в этой жизни, а потому, что я чувствовал очень ясно - физическое воплощение действует на Сознание как тормоз, так что смерть в какой-то сте-пени является, освобождением для всех людей, за исключением некоторых очень низких типов. Но Познание принесло мне примирение с жизнью в этом мире, и я с готовностью смог принять этот тормоз, поскольку понял, что он служит полезной цели. К тому же я знаю, что Освобождение придет в свое время, когда будет завершена определенная работа, и таким образом все, что требуется, - это быть верным служению, которое не будет непомерно долгим. Так что сейчас я больше забочусь о благополучии физической личности, чем когда-либо прежде, но моя забота о ней похожа на заботу ремесленника о полезном инструменте, плюс определенное чувство, что нужно быть справедливым к ребенку-личности. Что касается смерти, я не вижу в ней ничего трагического, ибо то, что мы обычно зовем смертью, есть лишь переклю-чение в образе жизни или сознания, и ни в коем случае - не конец. Не могу сказать, что чувствую какую-то личную жажду бессмертия, так как меня скорее привлекает блаженство чистого безличного Со-знания. Однако я принимаю ответственность неопре-деленно долгой индивидуальности, поскольку сознаю, что для этого есть очень важные причины. Итак, я знаю, что в истинном смысле нет ни смерти, ни рождения; что в индивидуальном плане я могу сохра-нять существование неопределенно долго и что физическая смерть есть лишь изменение способа, ко-торым проявляется Сознание. Во всем этом нет места для страха.
В некотором глубоком смысле я уже умер, хотя тело еще существует, и мне не было плохо при этом сущностном умирании. Организм очень скоро приобрел от этого Перехода больше, чем утратил, и теперь явно становится крепче. Но я не устану подчеркивать - сущность умирания не в разрушении физического те-ла. В фундаментальном смысле это изменение уровня перцепции и апперцепции. Вот мы и подошли к воп-росу очень большого практического значения. Если человек, будучи воплощен, не научился объединять (интегрировать) воплощенный и развоплощенный уровни перцепции, тогда относительно личного соз-нания смерть - это вхождение в состояние, похожее на сон без снов. В более высоком смысле состояние это не является бессознательным, но оно бессознатель-но для человека личного, хотя он и может переживать нечто наподобие снов, явно строящихся по формаль-ным линиям его опыта в воплощенный период. Это отнюдь не какая-либо произвольная или воображаемая эсхатология. Дело в том, что если какое-то существо в состоянии интегрировать самосознание лишь в единственной области, - например, в сфере челове-ческого сознания "из пяти чувств" - когда такое чувство отделяется от этого вида сознания и попадает в сознание иного вида, то сколь бы ни был ярок Свет этого нового состояния, оно неизбежно покажется та-кому существу бессознательным. Спустя некоторое время самосознание может пробудиться к действию и в этом мире, но не будет никакого основания считать эту новую сущность тем индивидуумом, который воспринимал прежним способом.
После такого разрыва самосознания индивидуум оказывается не более чем смертным существом как личность, хотя в высшем или духовном смысле Со-знание "per se" (для себя) не прекращается. На деле природа не гарантирует человеку ничего большего. Ho он может либо за счет собственных усилий, либо с помощью Людей Пробужденных достигнуть непрерыв-ности самосознания. Это - приобретенное или услов-ное бессмертие, которое составляет важную сторону. Космического Сознания.
Суть проблемы обретения индивидуализированного бессмертия
состоит в том, чтобы в воплощенном сознании научиться интегрировать внешний и внутренний уровни перцепции. Именно этот мистический процесс символизируется квадратурой круга. Соотношение между квадратом и кругом несоизмеримо, а это значит, что отношения и свойства "круга" не-постижимы на языке "квадрата". Воплощенный чело-век - это квадрат, внутренний человек - круг. Основная масса человеческих существ переключается с уровня на уровень бессознательно, и, таким обра-зом, один уровень сознания для другого похож на сон без снов. Вместо того, чтобы быть непрерывными, эти состояния сознания дискретны, а это значит, что при каждом переключении мы имеем как бы двух разных людей вместо одной осознающей себя сущности.
Круг - нерождаем и бессмертен, квадрат порожда-ется во времени и в ходе времени подвержен разру-шению. Но "квадратурой" круга или, вернее, "округлением" квадрата "квадратное" сознание поднимается и сливается с бессмертным Сознанием круга. Это дает индивидуальному сознанию бессмертие. Должно быть ясно, что перекрестной передачи во сне или во время транса недостаточно. Человек должен обрести способность бодрствовать здесь и Там одновременно. Если он сделал это, даже если перекрестное соотнесение было достигнуто на один миг в данной жизни, он победил смерть и явля-ется бессмертным в приобретенном смысле. Так вот, когда человек преуспел в "округлении" квадрата, он переключил центр своего индивидуального сознания на круг, и таким образом поистине умер, оставшись в физическом теле. В результате, пребывая в миру, он стал Тем, кто не от мира сего.
Те люди, которые не овладели перекрестным со-отнесением, переходят по существу после смерти в состояние сна. Рано или поздно у них бывают неко-торые восприятия в сноподобном состоянии, и эти восприятия суть обычные небесные миры, когда они лучшего сорта. Видение снов - это продолжение соз-нания в субъектно-обьектном смысле, но свойство не-бесных миров - полное блаженство. Практически нет возможности для проявления различения в таких со-стояниях. Именно контраст муки и радости с их со-ответствующими причинами имеет тенденцию понуждать сонное сознание к бодрствованию. Такое состояние контрастов - земная жизнь, что объясняет, почему наиболее важные или решительные шаги мож-но сделать только здесь. Сонливость - огромный барь-ер. Но большинство людей в этом мире пребывает в каком-то бодрственно-сонном или сомнамбулическом состоянии. Однако, у нас здесь есть инструменты, кото-рые могут расшевелить и пробудить к бодрствованию, тогда как в посмертных состояниях у обычного индивиду-ума все совсем иначе. Несомненно, страдание - один из самых значительных инструментов такого рода, и таким образом не столько дурной, сколько полезный фактор. Чем больше я изучал эту проблему, тем больше убеждался в огромной ошибке - сосредо-точивать так много внимания на зле. Настоящая труд-ность - это почти всеобщий сомнамбулизм, в котором люди проводят большую часть своей жизни, некоторые проводят много жизней, вообще не выходя из этого состояния. Это, фактически, какой-то гипнотический сон, и подлинная проблема религии - не спасение человеческих душ от зла, а дегипнотизация ума.
Великолепная возможность изучения основной природы обычной смерти представлена в феномене хорошо знакомых состояний бодрствования и сна. Че-ловек переходит в сон, чтобы действовать во сне, или время от времени уходит в состояние сна без снов. Обычно во сне человек не знает, что он спит. Это значит, что он не овладел перекрестным соотнесением сознательно, и в этом случае уже есть предвкушение того, что происходит при обычной смерти. Но можно видеть сны и в то же время знать, что ты спишь, сохраняя в уме память бодрственного состояния. В этом случае самосознание совершило перекрестное соотнесение. Так вот, сделать это раз в жизни доста-точно, чтобы в принципе получить возможность прерывать посмертное состояние, отделившись от физического тела. Это, несомненно, решительный шаг к Познанию. Так что ученик хорошо сделает, изучив тщательно все феномены, связанные со сном и бодр-ствованием.
Можно даже заснуть, а затем пробудиться, сохра-няя самосознание непрерывным. В таком случае тело переходит в сон, а сознание, переставая функционировать на физическом плане, остается активным на других уровнях, В какой-то мере это внутреннее состояние можно соотнести с разумом, так что кое-что сохранит и внешняя память, но это не является существенной чертой непрерывности самосознания.
Состояние сна настолько важно, что о его природе стоит сказать несколько больше.
Если верно, что человек может, по существу, спать, пребывая активным в физическом теле - и большая часть жизни здесь проходит именно в этом состоянии, - так же верно, что некоторые из состо-яний, в которые входят, когда тело спит, в действительности гораздо более бодрственны, чем лю-бое из тех, которые возможны в физическом теле.
У большинства людей подобные переживания бы-вают очень редко. Важный отличительный признак этих состояний - действие, которое они оказывают на бодрственную жизнь. Они могут обогащать, углуб-лять внешнюю жизнь или придать ей новое направ-ление. Они приводят к возрастанию подлинной разумности. Это - предвестники Подлинной Жизни.
Сонное состояние, напротив, создает чары, мучительные или приятные, которые производят как бы наркотическое действие и на волю, и на разум. Помимо наркотиков, сходное действие часто оказывает лунный свет. Гипнотическое состояние - это и есть состояние сна. Подобное сознание склонно овладевать человеком, уводя его от решений, принятых в свете ясного и проницательного рассуждения. Это очень типично для психологии толпы и выдает причину, почему на управление сознанием масс наиболее ус-пешно действуют скорее психологические девизы, чем призыв к разумному решению, (Между прочим, это дает объяснение роковой ошибки, всех народных правительств. Демократия может иметь подлинный успех, когда массы избирателей действительно Пробу-дятся в подлинном смысле слова. Иначе глупость име-ет преимущество перед мудростью, создавая видимость, которая привлекает сознание масс).
Характерно, что сонное сознание отличается свой-ством, которое можно назвать "затуманенностью" или "помраченностью". В нем нет ни ясности, ни четкости. Способность к различению в сонном состоянии слаба. Недостает также и твердости воли. Спящий витает в своем сознании вместо того, чтобы быть в нем исполнителем. Он может видеть сны идеальные и прекрасные и быть свободным от плотного и чувст-венного, но самому сновидцу при этом недостает характера и силы. Все его снаряжение в целом особенно скудно для разрешения рабства субъектно-объектного сознания. Он может быть добрым человеком и за-служить долгие периоды сонного блаженства, но все это еще не Освобожденное Состояние. Так что, в общем, должно быть вполне очевидно, что для того, кто намерен достичь Высшего Сознания, одной из первых необходимостей является преодоление склон-ности к сонному состоянию. Чтобы добиться такого владения, можно придумать разные полезные занятия, которые культивируют качества, прямо противоположные сонному сознанию. Таким образом, всякая дея-тельность, которая требует энергичного, активного и решительного использования ума, а также целенаправленного усилия, в особенности в тех направлениях, которые более или менее неприятны, в высшей степени полезна.
Острый интеллект создает одно из лучших противодействий сонному состоянию. Но его опасность в том, что он может развить эгоизм до такой степени, что это может стать серьезным барьером. Но, по моему мнению, легче справиться с чрезмерно развитым эгоизмом, так как здесь у нас есть сила для работы, чем создать необходимую энергию в слишком сонном сознании. Так что я должен поместить сомнамбулизм, а не зло, на первое место среди проблем, с которыми надо справиться нашему человечеству, если оно намерено двигаться к Освобождению.
Автор:
Ф. Меррелл-Вольф
« Проблемы лучше решать во сне. | Тайна древних учений (левитация, третий глаз, прошлые жизни, воскресенье). »