Ступени Йоги.
Ступени Йоги.
Итак, вкратце рассмотрим первый вид саньямы, лучше всего на конкретном примере. Предположим йог хочет вылечить давно беспокоящую его хроническую болезнь, в которой медицина ему помочь не может. Что он должен делать? Прежде всего выделить себе существенный промежуток времени, в течение которого он будет заниматься размышлением этой и только этой задачи и не отвлекаться ни на что другое. Это условие будет соответствовать подготовке к саньяме – 5-й ступени йоги – пратьяхаре. Дальше тело этого йога должно занять удобное положение, чтобы не мешать его размышлению, причем это совсем необязательно должна быть традиционная йоговская поза – человек может сесть в удобное кресло или лечь на кровать. Далее он должен очень четко сформулировать условие задачи, которая перед ним стоит, то есть в данном случае он должен очень четко понять свой диагноз и начать вспоминать о нем все, что он может знать по этому поводу, даже если на первый взгляд ему кажется, что он ничего не знает. При необходимости можно и даже нужно пользоваться соответствующей литературой, консультациями специалистов и вообще пользоваться любыми источниками получения информации. Думать, что это не совсем по-йоговски не надо. На самом деле, это уже и есть самая настоящая йога. Итак, собрать все возможные факты, причем не только медицинские, но также философские и психологические, например, как серьезная жизненная проблема усложняла, а может быть даже, отравляла жизнь в период, предшествующий болезни, в чем человек поступал неправильно с точки зрения законов той или тех религий или духовных систем, с которыми человек знаком. Он начинает сопоставлять эти факты друг с другом, с целью извлечь из этого сопоставления какие-либо новые факты или выводы. Все описанное выше будет соответствовать первой ступени саньямы – дхаране, которая представляет собой сосредоточение внимания на объекте. Здесь следует сделать одно очень важное уточнение: данная работа будет дхараной только в том случае, если она представляет собой не бытовой, а самый настоящий, в лучшем смысле этого слова, строго научный или философский подход к решению проблемы. Разница такая же, как между напеванием себе под нос популярной мелодии, про которую человек даже не помнит - откуда она, и высокопрофессионального, то есть абсолютно точного в плане мелодии, ритма, правильного звукоизвлечения, с точки зрения академического вокала, и при условии, если это исполняет настоящий профессионал, закончивший консерваторию и отработавший не один десяток лет в лучших театрах мира.
Затем наступает следующая фаза. В йоге вообще так устроено, что каждая ее ступень, если она в совершенстве освоена как бы плавно перетекает в следующую. Процесс напряженного и сосредоточенного размышления и анализа трансформируется в гораздо более свободное и легкое состояние, когда новые мысли на тему, интересующую йога, начинают приходить в голову сами собой, причем все эти мысли подкреплены надежными аргументами и являются действительно новыми, в том смысле, что эти знания нельзя ни от кого услышать и нигде прочитать. В человеческой культуре их нет. Эти новые знания сами собой рождаются в голове человека, вышедшего на эту новую стадию саньямы, которая называется дхианой. Таким образом, дхиана отличается от дхараны прежде всего тем, что йог уже не должен прилагать для сосредоточенного размышления никаких усилий. Христиане, которые помногу молятся, хорошо знакомы с этим состоянием сознания и говорят об этом так: «Сначала человек делает усилие, чтобы творить молитву, а затем, сама молитва начинает творить человека, причем безо всяких усилий со стороны последнего». Таким образом, стадия дхианы характеризуется достаточно чистым, светлым и ясным состоянием сознания, которое очень «щедро одаривает» освоившего эту ступень йоги человека новыми идеями, знаниями и открытиями. Он становится лучшим специалистом на свете в интересующей его области и легко может читать многочасовые лекции или писать книги на тему, которой была посвящена саньяма. Следует особо отметить, что хотя мы стараемся говорить простыми словами об этих вещах, совершенно не следует думать, что эти состояния и такая практика доступны любому, считающему себя интеллектуальным человеку. 99% профессоров, преподающих в лучших университетах мира, по сравнению с йогом, вышедшим на стадию дхианы, просто не понимают о чем говорят. В их словах нет ничего живого. Они просто вызубрили это когда-то и из года в год бубнят одно и то же, в действительности даже не понимая смысла сказанного. Автор этих строк может позволить себе такое сказать, поскольку с раннего детства находился в среде научных сотрудников и университетских преподавателей, сам закончил и много лет работал в одном из самых престижных университетов мира, является профессором и имеет ученую докторскую степень.
Развивая дхиану дальше, человек ощущает себя сказочно богатым, подобно графу Монте-Кристо, он владеет несметными сокровищами, - это те самые сокровища, которые Иисус призывал копить. «Копите свои сокровища на небесах», - говорил он. Недоступную простому обывателю радость носит в себе занимающийся дхианой йог. И вот наконец, этот процесс подходит к своему естественному завершению, наконец йог на самом глубоком уровне понимает, и, даже уже не просто понимает, а видит всю суть того явления, которое еще недавно было для него проблемой. Если эта проблема как в нашем примере носила чисто медицинский характер и была связана с какой-то болезнью (пусть даже самой тяжелой и неизлечимой), эта болезнь немедленно проходит. Проходит она потому, что сознание человека, освоившего самадхи (а описываемая нами третья ступень саньямы и является савитарка-самадхи), автоматически отбрасывает старую неправильную жизненную позицию человека, которая являлась причиной болезни. Вместе с тем, сознание отторгает от себя все те неприродные, «неправильные» вибрации и энергии, которые до этого жили в нем так же свободно, как микробы в воспаленном органе или тараканы в загаженной квартире. Человек чувствует огромное облегчение, словно гора свалилась с его плеч, он действительно нашел ответ, решил ту задачу, которую поставила перед ним жизнь и которая была для него серьезной проблемой, часто создающей опасность для жизни. Теперь сознание йога, достигшего такого самадхи совершенно свободно, абсолютно пусто оттого, что еще некоторое время назад, быть может, казалось проблемой всей жизни.
« ‹ 1 2 3 4 5