ТАНСЕН - МАГИЧЕСКИЙ ПЕВЕЦ. КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ ИНДИИ.
ТАНСЕН - МАГИЧЕСКИЙ ПЕВЕЦ. КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ ИНДИИ.
Б. М. МАЛХОТРА
Имя Тансена окутано множеством самых удивительных легенд. Он был великим музыкантом и певцом, сверкавшим как один из "девяти драгоценных камней" (Навратна) при дворе могольского императора Акбара Великого в XVI веке. Говорят, что он обладал уникальным мастерством и голосом и исполнял классические раги настолько искусно, что совершенно завораживал своих слушателей, с благоговением внимавших каждому его звуку. Силой своего голоса он мог зажигать свечи, успокаивать животных, лечить больных, вызывать дождь и заставлять цвести деревья.
Отсутствие точных фактов и определенных сведений о Тансене привело к множеству догадок и домыслов о его жизни и достижениях. Считается, что он жил в период с 1506 по 1589 годы. Так что история его жизни может быть прослежена с помощью дошедших до нас рассказов и легенд.
О его поразительном музыкальном таланте ходило много сказаний. Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение на протяжении четырех веков. О жизни Тансена писали книги, рассказывали былины. Ему были посвящены два фильма на языке хинди: один из них так и назывался "Тансен" и был снят в 1943 году, а другой, вышедший в 1962 году, носил название "Сангит Самрат Тансен". Первая лента, в которой в главных ролях снимались знаменитый К.Л. Сайгал и популярная в то время актриса и певица Кхуршид, игравшая роль Тани, была большим музыкальным хитом. Песни и дуэты из неё, основанные на классических рагах и замечательно исполненные этими талантливыми певцами, популярны и по сей день. В этом фильме показано, как Тансен укрощает разбушевавшегося слона, превращает часть леса в цветущий сад и зажигает множество ламп во дворце императора, исполняя раги "Шанкара", "Бахар"и "Дипак". Сила его таланта была такова, что по его воле начали играть сами по себе различные музыкальные инструменты, когда он исполнял при императорском дворе рагу "Дхрупад". Когда Тансена от экстаза бросает в жар, Тани своим пением раги "Мегх Малхар" призывает на помощь облака, проливающие целительный дождь на певца и облегчающие его страдания.
Кстати, всем известно, что музыка может успокаивать, возбуждать и гипнотизировать человека. Она также обладает свойством лечить болезни при условии, что пациент восприимчив к ней и верит в её терапевтическую силу. Согласно одному из видных музыкологов-психиатров музыка ускоряет в теле человека, любящего её, производство облегчающих боль элементов. Она излечивает депрессию, мигрень и бессонницу. Больее того, ритм и мелодия вокальной и инструментальной музыки, как известно, находят доступ в самые затаенные уголки души человека и делают его более мягким, более уступчивым. Ведь не зря же Шекспир говорил:
"Человек, не имеющий в себе музыки,
Которого не затрагивают мелодичные звуки,
способен на предательство, интриги.
Его дух темен и скучен как ночь,
Его чувства зловещи как Эребус.
Такому человеку нельзя доверять".
Еще один из "девяти драгоценных камней" Акбара Абул Фазал назвал Тансена "несравненным музыкантом тысячелетия".
Тансен родился в деревне Бехат возле Гвалиора. Отец его был брамином. Его звали Муканд Пандей, а мать - Парвати. Они назвали сына Рамом Раттаном, однако у него был целый ряд ласкательных прозвищ - Рамтану, Тана и Трилочан. Согласно поверью, Тансен принял мусульманскую веру, когда суфий-аскет и певец Мохаммед Гхаус из Гвалиора, благословляя его, дал ему съесть половину съеденного им самим бетеля.
Перед рождением мальчика его родители совершали молитвы богу Шиве в деревенском храме. Они также просили у Гхауса благословения, чтобы он дал им сына. Гхаус предсказал, что у них родится сын, который будет награжден особым талантом и прославится на весь мир. Они согласились отдать ребенка на воспитание Гхаусу. Тансен рос под покровительством этого святого-суфия. Тот учил его вести аскетический образ жизни и следовать философии, ни к чему не привязываться и полагаться на Бога. Гхаус также давал ему уроки музыки. Тансен так больше и не увидел своих родителей, поскольку в один несчастливый день они утонули в своей лодке.
Еще будучи ребенком, Тансен открыл для себя музыку в природе - в дуновении ветра, пении птиц и звуках, издаваемых животными. Он начал с того, что пел гимны Богу как его наставник Гхаус. С ранних лет он был помещен в музыкальную школу в Гвалиоре, где его учил большой знаток искусства Раджа Ман Сингх Тамар (1480-1518). Позднее Тансен переехал в Вриндаван, где на протяжении четырех лет он проходил обучение у Свами Харидаса (1537-1632), великого ученого, святого и музыканта, поклонявшегося богу Кришне, который верил, что Бога можно постичь через музыку. Под его наблюдением Тансен стал блестящим вокалистом и инструменталистом, глубоко погруженным в искусство музыки. Изменилось и его имя: из Таны он превратился в Тансена.
Покинув Вриндаван и получив благословение своего гуру, Тансен прибыл в Гвалиор, где он был назначен махараджей Рамом Ниранджаном Сингхом придворным музыкантом. Позднее он поступил на службу при дворе раджи Ревы Рама Чандры. Прослышав о его большом таланте, император Акбар призвал его к себе. Пение Тансена так ему понравилось, что он сделал его своим главным придворным певцом. Так Тансен стал одним и последним из "девяти драгоценных камней" императорского двора.
Тансен женился на Хуссаини Брахмани, чье первоначальное имя было Прем Кумари. Однако когда она приняла ислам, её назвали Хуссаини. А поскольку её предки были браминами, ей дали фамилию Брахмани. Она была одаренной певицей при дворе рани Мригнаяни из Гвалиора. У Тансена было пятеро детей. Первой родилась девочка, которую назвали Сарасвати. Его четырех сыновей звали Билас Кхан, Суратсен, Саратсен и Тарангсен. Все они с течением времени стали превосходными певцами.
По хитроумной подсказке одного из придворных музыкантов-соперников Тансена Акбар попросил его исполнить рагу "Дипак", которая имела такую силу, что могла зажигать лампы. Несмотря на предупреждения Тансена о том, что эта рага может генерировать сильный жар, способный опалить его тело, император продолжал настаивать на своем, и Тансену пришлось подчинится его воле. Он начал петь рагу, и когда его голос достиг крещендо все лампы и свечи во дворце загорелись, что вызвало ликование у Акбара и всех остальных присутствующих. Тансена же бросило в жар, и все тело его начало гореть. Однако он заранее договорился со своей дочерью Сарасвати о том, что в противовес раге "Дипак" она исполнит рагу "Мегх Малхар", что та и сделала, причем так искусно, что вскоре все небо затянули облака и пошел дождь, охладивший жар в теле Тансена. Акбар с облегчением вздохнул. Он уже раскаялся в том, что заставил Тансена петь такую рискованную рагу.
В 1586 году в результате предательского сговора ревнивых придворных скончался Бирбал, самый знаменитый из всех "девяти драгоценных камней" Акбара, очень близкий к Тансену. Примерно в это же время умерла при родах и Сарасвати. Тансену тогда уже было за 80, и он заметно ослаб, особенно после смерти Бирбала и Сарасвати. Его сыновья пели вместе с ним, когда он выступал при дворе. Несколько позднее он серьезно заболел и, несмотря на все усилия придворных врачей, 16 апреля 1589 года он умер.
Скорбя по нему, Акбар воскликнул: "Пришел конец нашим музыкальным собраниям. Вся музыка и радость кончились со смертью Тансена". Согласно другой легенде во время кончины Тансена его сын Билас Кхан с большим чувством исполнял грустную рагу, которая позднее была названа "Биласкхани Тоди". На удивление всем тело Тансена пошевелилось, и он благословил своего сына. После этого Билас Кхан был объявлен кхалифой (главой) школы Тансена.
Тансен был замечательным символом слияния всего самого лучшего в индуистской и мусульманской культурах. Он усовершенствовал классический стиль пения под названием дарбари, или стиль придворной музыки. Он также был первым исполнителем раги "Дарбари Канхада".
Тансен жил в эру, когда творили блестящие поэты-святые и композиторы: Сурдас, Рамдас, Тульсидас, Мирабай, Наик Байджу и другие. Все они глубоко уважали Тансена. Раджа Гвалиора Рам Ниранджан Сингх присвоил ему почетное звание "мия" в знак большого уважение к нему. Рати "Мия Ки Тоди", "Мия Ки Малхар " и "Мия Ки Саранг" были сочинены самим Тансеном. Они поются и исполняются на различных музыкальных инструментах на протяжении веков и не теряют своей свежести.
Хотя Тансен умер в Агре, он был похоронен в Гвалиоре возле гробницы своего первого наставника Мохаммеда Гхауса. Его могила в плачевном состоянии была обнаружена пандитом Вишну Нараяном Бхаткханде (1860-1936), большим знатоком музыки. Теперь здесь ежегодно проводится музыкальный фестиваль в память о Тансене - "Тансен Урс". В Вриндаване же каждый год на самадхи Свами Харидаса, талантливого гуру Тансена, организуют "Харидас Джаянти".
КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ ИНДИИ
При упоминании об индийском классическом танце перед глазами сразу же предстает фигура танцовщицы в красивом костюме, дающей сольное представление, будь это бхаратнатьям, катхак или орисси. В Индии существует давняя глубоко укоренившаяся и уникальная традиция исполнения классического танца соло.
То, что упоминается в "Натья шастре" Бхарата (труде о танце) как украшение или орнаментация к драме или театру, с течением веков развилось и обрело свое отдельное лицо и статус и стало самостоятельным видом искусства. Причина этому кроется в самом характере этого искусства.
Индийский классический танец сочетает в своем абстрактном виде (нритта, или чистый танец, как его называют) сюжет рассказа или тему, передаваемую в повествовательной форме через абхинаю (мимику и выражения лица) и грациозность. Танцовщица-солистка использует свое тело как инструмент для передачи и создания атмосферы и эффекта без какого-либо реквизита.
Что отличает индийский классический танец от других танцев мира, так это та важная роль, которую играет каждая черта лица танцора, весь его облик. Как только танцовщица встает в позу и её движущиеся руки делают соответствующий жест (мудру), её лицо и глаза отражают внутренние чувства и эмоции характера, образ которого она создает, какими бы тонкими они ни были (бхава).
Это искусство коммуникации танцора через бхаву и абхинаю и то эстетическое наслаждение, которое получают от него зрители, подробно анализируется в теории "раса", плоде индийского гения. Анализ человеческого ума, весь спектр эмоций, на которые он способен, и детальные дискуссии о манифестации и развитии расы в "Натья шастре" и других последующих текстах оставляют нас полностью завороженными.
Временное отождествление танцора с передаваемым им характером вместе с его действиями и выражениями лица производят эффективное впечатление на зрителя. Он тоже на время оказывается вовлеченным в это действо. Эта обоюдная вовлеченность приводит к появлению расы, что в буквальном переводе означает "сок". Здесь же раса - это сама сущность эстетического наслаждения.
Талантливая танцовщица способна творить такую магию на сцене в каждом своем выступлении. Согласно Ананде Кумарасвами, выдающемуся авторитету в области индийского искусства и эстетики, в индийской театральной игре или танце ничто не является делом случая. Поскольку в них важны не актер, а акции, то аматерам на сцене места нет.
Мы сейчас живем в таком мире, где блицкриг информационной технологии привел к быстрому взаимодействию и свободному потоку идей между группами и общинами. Запад с его экономическим превосходством и передовой технологией оказал на нас во многом большое влияние. Это влияние в области культуры было поистине ошеломляющим. Современный танец с его новыми приемами исполнения и сценическим оформлением увлекает молодежь, особенно образованную. Соответственно заметен и эффект этого на наших танцоров и хореографов. Они берутся за новые смелые темы, экспериментируют с более абстрактными формами танца, применяя новую сценическую технику, внедряя групповые композиции.
Тем не менее, это влияние не одностороннее. Наш танец тоже был замечен западными хореографами и преподавателями, которые переняли наши приемы, движения тела, жесты, идеи и т.д.
Многие из них проявляют большой интерес к теории расы и изучают возможности адаптации абхинаи и бхавы в своих постановках. Наблюдаются также и усилия в организации совместных постановок.
В такой изменившейся ситуации исполнительница-солистка находит себя в сложном положении. Многие пытаются браться за новые темы, ранее считавшиеся не подходящими для сцены. Некоторые добились в этом успеха. Но, в конечном счете, индийский классический танец с его интенсивной привлекательностью и присущей ему глубиной даст возможность танцору продолжать завораживать зрителей, поскольку человеческие эмоции остаются неизменными на протяжении тысячелетий.
Если Радха Кришны ждала Его в лесу, то сегодняшняя нанка (героиня), может быть, ожидает своего героя на автобусной остановке или в кофейне. Все те эмоции, которые она испытывает во время ожидания, - прилив любви, сомнения, предчувствия, разочарование, нетерпение, гнев - остаются теми же самыми и буду такими же и в будущем.
Поскольку ум человека, его глаза способны концентрироваться на одном предмете в один отрезок времени, то у сольного исполнителя здесь есть преимущество. В групповом выступлении танцоры двигаются по сцене, образуя круги, выполняя различные комбинации. Но в таких абстрактных танцах нет точки фокуса. В танцевальной драме каждый танцор исполняет свою роль, создавая персонажи спектакля. И зрители поочередно следят за движениями и игрой каждого исполнителя.
В сольном танце танцовщица является рассказчиком и коммуникатором и находится в центре внимания зрителей, следящих за выражением её лица. Она мгновенно налаживает связь с ними и завладевает их сердцами.
« ТАМ, ГДЕ УМЕЮТ ВЕСЕЛИТЬСЯ | МРАМОРНЫЙ РЕКВИЕМ (Тадж-Махал). »