Теоретические основы тибетской диагностики.
Теоретические основы тибетской диагностики.
Исследуемый объект - пять органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа), пять объектов сферы деятельности органов чувств (видимое, слышимое, обоняемое, вкушаемое, осязаемое), пять видов нечистот (мокроты, кал, рвота, моча, кровь).
Исследуемые обстоятельства - это характерные особенности местности, где обитает человек; время года и суток, когда началась болезнь; конституция больного; его возраст; питание; пораженное болезнью место .
Методы обследования - осмотр, ощупывание, опрос. "Осмотр - это обследование [с целью] познания того, что можно увидеть, объекта зрения: размеры [тела], форма, цвет [тела]. В особенности подлежат осмотру язык и моча.
Ощупывание - это обследование [с целью] познания содержания исследуемого, того, что является объектом осязания: теплота, холодность, шероховатость, мягкость. В особенности подлежит исследованию по пульсу совокупность сигналов и уведомлений.
Обследование путем опроса - это все, что является объектом слуха: почему [заболел], каким образом, где, в каком месте [болит], как [болит]. В особенности при опросе выясняют причины, локализацию и симптомы [заболевания]".
По причине определяется виновник заболевания, по локализации - место внедрения болезни и по симптомам - класс болезней и частный вид болезни. Поэтому при всяком обследовании опрос считается предпочтительным. Однако на практике хороший врач, как правило, делает заключение на основании обследования пульса больного, затем мочи и лишь затем проверяет и дополняет свои выводы на основании опроса.
Определение полезного и вредного для больного основывается на знании влияния на организм свойств различной пищи, образа жизни, медикаментозного и хирургического лечения. К этой теме мы обратимся в ч. III.
В "Четырех Тантрах" подчеркивается: "Не по поверхностному взгляду, а после тщательно проведенного обследования врач определяет состояние здоровья [пациента] и методику лечения больного".
При этом большое значение придается правильной постановке диагноза, исключающей ошибки, допускаемые при неправильно проведенном и ошибочном обследовании (ngan gyo skyon gyi sgo nas).
Они суть:
1.Суждение на основании только симптомов заболевания. Если врач хорошо знает симптомы, признаки болезней и только по тому, где у пациента боли, выносит суждение о том, что происходит в организме, он может ошибиться. Например, если у человека болят уши и ухудшается слух, это не всегда значит, что причина болезни - уши; часто причиной такой картины заболевания бывает охлаждение почек. Это можно установить по обследованию пульса, мочи, по опросу: "Врачу следует, набравшись опыта, проводить опрос тщательно - ведь знание хороших и плохих [свойств ] драгоценностей приобретается не по книгам, хотя и не без них" .
2. Недостаточное уяснение. Когда врач на основании рассказа человека, присланного от больного, о том, где болит, как болит, что больной принимает, сколько дней болеет, делает вид, что ему все ясно и что идти к больному и выслушивать его самого необходимости нет, он может ошибиться .
3. Оттяжка во времени. Если врач низкой квалификации, он может оказаться неспособным сразу поставить верный диагноз. Тогда он на определенное время останавливается у больного и, невзирая на усталость, выясняет в беседе характер заболевания . При легких недомоганиях это особого вреда не принесет, но в сложных случаях всякая оттяжка во времени, запоздалое начало лечения может оказаться роковым.
4. Слепое следование предыдущему диагнозу. Когда врач, разузнав, как делалось кровопускание, прижигание, состав принимаемых больным лекарств, на этом основании определяет, болезнь жара или болезнь холода у пациента - он может ошибиться. "Если трудно вынести определенное суждение о том, наступает ли в ходе лечения улучшение, приносит ли лечение пользу или вред - очень важно, чтобы врач со знанием дела [исследовал] пульс и мочу, назначил лечение, [учитывая свой] опыт и порождающие [болезнь условия], т.е. применял пять [методов] коррекции ошибок".
5. Подталкивание к сущности. Если больной не говорит врачу, чем он болен, а врач сам не может определить болезнь, он в общем говорит о необходимости устроить ритуалы против злых духов и о том, что только после этого лекарства принесут пользу. Тогда больной сам не выдерживает и сообщает врачу, что с ним. Однако суждение больного о своей болезни часто бывает неадекватным, и, основываясь только на словах больного, врач может ошибиться в диагнозе и назначить неверное лечение.
6. Затыкание рта. Некоторые врачи при обследовании пациента обрывают его: "Не надо ничего рассказывать, я и так все знаю", - и сам все рассказывает; народ поражается . При таком подходе врач может упустить важные детали.
7. Поверхностное суждение. Определив согласно методике болезнь, врач говорит: "Другим необходимо исследование пульса, мочи, знакомство с историей болезни. Мне это не нужно, я сразу ставлю диагноз". Либо же выясняет до тонкостей все у других врачей, и о нем говорят: "Искусный в постановке диагноза". Такие слова врача ставят в неудобное положение саму медицинскую науку. Даже, если иногда так и бывает, хороший врач никогда не опустится до того, чтобы хаять науку. Об этом же говорит и следующий пункт.
« ‹ 1 2 3 4 › »« Махабхуты и дхату в тибетской медицине. | Немедикаментозные методы лечения Тибета. »