Теоретические основы тибетской диагностики.
Теоретические основы тибетской диагностики.
Если принять во внимание тот факт, что шестым органом чувств в тибетской медицине признается ум, всю диагностику тибетской медицины можно считать сенситивной.
Собственно теория диагностики начинается следующими словами риши Мудрость Познания: "Обучение постановке диагноза и [определению] признаков [болезней ] состоит в следующем. Как об огне узнают по дыму, так и о болезни узнают по ее проявлениям. Врач, не имеющий метода распознавания [болезней], не видит симптомов [заболевания] и при их явном наличии, подобно тому, как дым ошибочно принимают за пар. Есть и такие, кто, подобно утверждающим "собрались тучи - значит будет дождь", принимают предположительные симптомы [за действительные]. Поэтому внимательно [изучите] постановку диагноза и методику исследования [заболеваний]!".
В целях постановки правильного диагноза проводится обследование пациента для установления действительного виновника болезни, ее основной причины - ветер это, желчь, слизь или их сочетания (ветер-желчь, ветер-слизь, желчь-слизь, ветер-желчь-слизь) .
Это обследование состоит из трех компонентов: выяснения причин возникновения болезни; выявления признаков и симптомов заболевания; выяснение того, что полезно и что вредно.
Поскольку возникновение той или иной болезни обусловливается прежде всего питанием и образом жизни человека, его состояние может быть определено по тому, чем он питался и что он делал. Это и есть обследование, направленное на выяснение причин возникновения болезней.
Обследование, направленное на выявление признаков и симптомов заболевания, включает четыре пункта: исследуемые основы, исследуемые объекты, исследуемые обстоятельства, методы исследования .
Основ три - ветер, желчь, слизь. По проявлениям жара и холода исследуются признаки их активности: увеличения, уменьшения, сочетания, подъема и возбуждения . Так, при увеличении ветра человек темнеет, сохнет, мерзнет, тело охватывает дрожь, живот пучится, появляются запоры, одолевает разговорчивость, бывает головокружение, силы, сон и органы чувств ослабевают. При уменьшении ветра человек чувствует слабость, ему не хочется разговаривать, им овладевает беспокойство, теряется ясность ума и появляются признаки увеличения слизи.
При увеличении желчи кал, моча, кожа и глаза приобретают желтый цвет, появляется чувство голода, жажды, жара в теле, пропадает сон, беспокоят поносы. При уменьшении желчи вследствие уменьшения внутренней теплоты и тонкого семени понижается температура тела, кожа чернеет .
При увеличении слизи уменьшается теплота, нарушается пищеварение, появляются чувство тяжести, бледность, душевное смятение, телесная слабость, повышенное слюно- и мокротоотделение, сонливость, затрудненное дыхание. При уменьшении слизи места локализации слизи остаются пустыми, появляются головокружение, сердцебиение, в суставах слабость .
Сочетание признаков говорит о взаимозависимости расстройств трех основ и о переходе расстройств одной из них в расстройства другой, что легко узнается по свойствам составляющих основы махабхут (см. гл. 3).
Подъем и накопление ветра, желчи и слизи - это процессы, которые происходят в соответствии с сезонами, и эти изменения необходимо учитывать при обследовании. Еши Донден пишет: "Накопление - это нормальный процесс собирания ветра, желчи и слизи в их местах или локализация соответствующих гуморов. Когда же проявляется их расстройство, вследствие условий активизируется нормальный процесс. Когда имеет место проявление накопленного, это может означать, что накопленный гумор покинул свое естественное место - расположение и перешел в другие области. Таким образом, проявление или подъем есть ненормальный процесс, в то время как накопление является нормальным процессом пищеварения".
И далее: "В начале лета возрастает уровень ветра; в конце лета [в сезон дождей ] возрастает желчь; поздней осенью возрастает слизь. Итак, период накопления или формирования для этих гуморов наступает в это время".
Возбуждение ветра характеризуется пустым, полым пульсом, прозрачной мочой, возбуждением, головокружением, при этом красный, сухой язык, вяжущий привкус во рту, перемежающиеся боли, озноб, чувство разбитости, бессонница, зевота, гневливость, утренняя рвота, кашель с мокротами, урчание в животе, неприятные ощущения после ужина. Точки лун-сан (lung-gsang-VI и VII позвонки, отсчитывая от первой выдающейся косточки у основания шеи при сгибании ее) болят при надавливании.
Возбуждение желчи характеризуется быстрым и напряженным пульсом, желто-красной мочой, с запахом и сильно парящей, головными болями, жаром тела, кислым привкусом во рту, толстым налетом на языке, сухостью в носу, пожелтением кожных покровов и склер глаз, внезапными болями, бессонницей ночью и отсутствием дневного сна, поносом и рвотой желчью, иногда с кровью, обильным потоотделением, неприятным запахом, исходящим от тела, болями при переваривании пищи, особенно в полдень и в полночь .
Возбуждение слизи проявляется как результат поступков, обусловленных помрачением и жадностью. Оно характеризуется ленивым, слабым, замедленным пульсом, беловатой мочой со слабым запахом и паром, бледным языком, пресным привкусом во рту, поcветлением глаз, отечностью век, повышенным сопле- и мокротоотделением, подавленностью, отсутствием аппетита, охлаждением тела, плохим пищеварением, болями в почках и пояснице, отечностью, появлением нарывов и фурункулов, рвотой и поносом слизью и непереваренной пищей, ухудшением памяти, сонливостью, слабостью, скованностью в суставах, увеличением мяса, равнодушием .
1 2 3 4 › »« Махабхуты и дхату в тибетской медицине. | Немедикаментозные методы лечения Тибета. »