УЧИТЕЛЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
УЧИТЕЛЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Оценивая значение Учителей Мудрости, мы должны принять во внимание то, что, согласно всем источникам, они старались сами следовать принципам Напутствия, и требовали того же от своих учеников. Ходжа Абд аль-Халик, кроме того, сочинил ряд афоризмов, считавшихся его последователями отражением "Пути Учителей".
1. Хош дар дам. Это можно перевести, как "дыши сознательно". Персидское слово "хош" означает практически то же самое, что и греческое nepsis - на латыни, sobrietas. Этот термин использовался восьмью веками ранее Учителями Сирийской пустыни, и весьма часто встречается в Филокалии, книге, авторство которой Успенский приписывает Учителям Мудрости. Он считал, что этот термин эквивалентен Гурджиевскому "само-воспоминанию". В то же время, в рамках Ходжагана, это понятие всегда было связано с дыханием. В соответствии с их учением, воздух, которым мы дышим, обеспечивает питанием наше второе тело, названное Гурджиевым телом кесджан, от персидского словосочетания "носитель духа". Учителя мудрости всегда хранили секрет дыхания, и долголетие первых Учителей считается результатом зикра в сочетании с контролем дыхания.
Хош дар дам, сознательное дыхание, считалось первостепенной техникой саморазвития. В Рашахате сказано, что значение хош дар дам заключается в том, что дыхание служит питанием внутреннего человека. По мере того, как мы дышим, мы должны сосредотачивать внимание на каждом акте дыхания, и осознавать свое присутствие. Для этого нужно находиться в соответствующем состоянии, поскольку "невнимательное" дыхание не доходит до нужных уровней. Мавлана Саад ад-дин Кашгари объяснял, что, в соответствии с принципом хош дар дам, во время дыхания наше внимание должно соответствовать нашей цели. Именно невнимание отделяет нас от Бога. Далее он говорит, что, в рамках пути Учителей, большую важность имеет умение задерживать дыхание, поскольку задержка дыхания заостряет наше внимание, и выводит его на более глубокие уровни.
Ходжа Бахауддин Накшбанд сказал: "Основа этого пути построена на дыхании. Чем больше человек способен осознавать собственное дыхание, тем содержательнее его внутренняя жизнь". Он добавил также, что, помимо всего прочего, важно осознавать изменения, происходящие при смене вдоха выдохом. Эти указания по контролю над дыханием дополняются детальными инструкциями по зикру. Они были составлены более поздними авторами, и, в основном, предназначались для дервишей Накшбанд. В то время, как первые Учителя рассматривали хош дар дам, как основную технику питания внутренних тел человека, учителя вне Ходжагана, такие как Наджим ад-дин Кубра, придавали ему более мистический смысл. Наджим связывал его со звуком Ху, универсальным именем Бога, которое сознательно или не сознательно постоянно произносит каждый человек, от момента своего рождения, и до самой смерти. Мавлана Джами, великий поэт Центральной Азии, говорил, что хош дар дам является абсолютным моментом, когда личность объединяется в Одно Целое. В этом, по его мнению, заключается наивысшая тайна дыхания. Члены Ходжагана использовали термин гаиб-и хувийят для обозначения аннигиляции самости и объединения с абсолютным бытием, в чем и заключается конечная цель освобождения.
2. Назар бар кадам. Смотри под ноги! Кадам значит "нога", "шаг" или "удача". Корень этого слова, к-д-м означает "источник" или "начало". Таким образом, этот афоризм можно растолковать так: "Помни, откуда ты пришел, и куда идешь. Внимательно относись к своим шагам". Афоризм лег в основу важного духовного упражнения дервишей, считающих основателями своей традиции Учителей Мудрости.
3. Сафар дар ватан. Путь домой. Это означает трансформацию, которое переносит человека из мира нереализованного потенциала, алами арвах, в мир воли, алами вуджуб, где человек осознает свое предназначение и получает силы исполнить его. Алами вуджуб соответствует Царству Небесному Евангелий. Согласно учению Ходжагана, человек не способен ни знать свое предназначение, ни исполнить его, пока он остается в субъективном состоянии сна - хаялат.
4. Халват дар анджуман. Одиночество в толпе. Этот афоризм, по-видимому, является самым известным из высказываний Учителей. Существует много его толкований и трактовок. В своем простейшем значении, это то же самое, что Гурджиев называл "неотождествлением": способностью полностью участвовать в жизни внешнего мира, не теряя собственной свободы. Когда Бахауддина Накшбанд просили коротко охарактеризовать учение Ходжагана, он отвечал: "Халват дар анджуман, то есть, быть внешне с людьми, и внутренне с Богом". Ходжа Авлия скзал, что это означает "быть настолько поглощенным зикром, что человек может идти по базару, и не слышать шума".
5. Яд кард. Память. Согласно Рашахату, это означает, что человек должен научиться согласовывать свой язык со своим сердцем, в особенности, произнося зикр. То, что мы чувствуем, мы должны говорить, и то, что мы говорим, мы должны чувствовать. Комментируя этот афоризм, Саад ад-дин Кашгари говорит, что когда шейх посвящает мурида, он должен произносит в своем сердце символ веры "ла илаха илаллах ва Мухаммад ар-расул аллах", а мурид должен почувствовать это в своей груди. Сидя перед шейхом, мурид должен сосредоточить себя, свои глаза, свои губы, свой язык и свой ум на шейхе. В результате этого, сила зикра перейдет к ученику, и его губы станут едиными с его сердцем. После этого, ученик должен терпеливо повторить зикр три раза. В конце каждого трехстишья, он должен задерживать свое дыхание. Рашахат далее дает весьма детальные и дополненные комментариями инструкции, по поводу того, как шейх должен удостовериться в передаче зикра. Он должен быть уверен в том, что ученик научился осознавать свои чувства во время собственной речи.
6. Баз гашт. Возвращение, одностороннее движение; целеустремленность. Толкуя этот афоризм, Убайдаллах Арар говорил, что внутри нас есть цель наших усилий. Семена трансформации засеяны в нас свыше, и мы должны ценить их превыше всего остального. Если есть только одно плодоносное дерево, то все остальные растения является сорняками, и их следует искоренить.
7. Нигах дашт. Осмотрительность. Отслеживай то, что привлекает твое внимание. Учись отвлекать свое внимание от неблагоприятных объектов. Другими словами, "будь бдителен в отношении своих мыслей, и помни себя", хаватир муракаба. Я думаю, что принцип нигах дашт соответствует Гурджиевскому "само-воспоминанию".
8. Яд дашт. Понимание. Эта стадия считается последней, непосредственно предшествующей окончанию трансформации. Ищущий осознает, что его потеря "самости" будет компенсирована объективной любовью, хабби зати. Унижение, которым обусловлена эта стадия, перестает тревожить человека, как только он начинает предчувствовать грядущую радость Истины.
Согласно Рашахату, Ходжа Бахауддин Накшбанд ввел еще три технических термина:
9. Вакуфи заман. Осознавание времени (Прим. ред. оригинала: слово вакуф также означает "остановка", "пауза", и именно в этих значениях фигурирует в книге Trimingham, The Sufi Orders in Islam, p. 203. Тем не менее, в сфере психологического опыта, оба этих эквивалента обретают один и тот же смысл). Таким образом, вводится различие между присутствием, хузур, и отсутствием, гафлат. Ходжа Накшбанд описывал это как "самообладание" или "внимательность". Кроме того, он подчеркивал, что мы должны всегда испытывать благодарность, когда возвращаемся в состояние "присутствия".
10. Вакуфи адади. Отслеживание числа. Ходжа Ала ад-дин Аттар говорил: "Не так важно, сколько раз вы повторили зикр. Важно, чтобы вы делали это, присутствуя, и сознательно". Бахауддин Накшбанд утверждал, что вакуфи адади является первой стадией вступления в духовный мир. Для этой стадии характерно прекращение вербального мышления, и начало непосредственного восприятия, не требующего слов.
11. Вакуфи калби. Осознание сердца. Это то же самое, что и яд дашт, то есть пробуждение Любви Божьей. Человек начинает осознавать, что его собственное существование является препятствием для его окончательной трансформации. Он больше не боится пожертвовать им, поскольку понимает, что получит несравнимо больше, чем потеряет.
Поэт Мулла Джами в своей книге Нафахат аль-Унс пишет, что Абд аль-Халику удавалось поддерживать хорошие отношения со всеми классами и партиями. В то время, жизнь Туркестана была очень неспокойной. Султан Мухаммад из Хорезма не ладил с духовенством, которое поддерживала его мать, Туркан Хатун. Власть была поделена между Мусульманами и неверным Кара Хитаем, чей правитель, Гурхан занимал главенствующее положение. Люди уже не чувствовали себя настолько безопасно, как это было при Байидских и Саманидских правителях, и Ходжагану, благодаря своей абсолютной беспристрастности, часто удавалось предотвращать явную несправедливость и даже кровопролитие. Так, когда зять Султана, Утман, отказался наложить дань на Самарканд и Бухару, Мухаммад осадил, а затем разграбил Самарканд. По сведеньям одного из историков, Ибн аль-Атира, тогда было убито двести тысяч человек; другой историк, Джувайни, приводит цифру десять тысяч. Так или иначе, только благодаря вмешательству Ходжагана Мухаммад распорядился прекратить кровопролитие.
В Нафахат аль-Унсе далее сказано, что Абд аль-Халик первый из Учителей ввел сердечную молитву, зикр-и калби, которая была открыта ему Пророком Хидром. Кроме того, он особым образом подчеркивал, что путь Учителей заключается в полной трансформации субъективного состояния, или состояния сна, обычного человека в состояние объективной сознательности освобожденного человека. Освобождение включает в себя четыре стадии, фана, и, пока все они не будут пройдены, человек не освобождается от уз чувственности и эгоизма.
УЧИТЕЛЯ МИРОТВОРЦЫ
С 1360 по 1530 год, в Центральной Азии главенствовали выдающиеся завоеватели и правители, начиная с Тамерлана (1336 - 1405 гг.) и заканчивая Бабуром, основателем Индийской империи Моголов (1471 - 1530 гг.), а также Шахом Исмаилом (1499 - 1524 гг.), который воссоздал Персидскую империю и основал династию Сафавидов. Однако, по-настоящему великими правителями этого периода были Шахрух, четвертный сын Тамерлана, правивший в Герате в течение сорока лет, и его сын, Улугбек, творец Золотого Века Самарканда. Кроме того, почти такими же великими правителями были Абу Саид и Хусейн Байкара. Причина, по которой я говорю здесь о них, заключается в том, что все они, от Тамерлана до Бабура (Прим. ред. оригинала: Император Бабур переложил на стихи трактат Арара о тарикате, или пути Ходжагана. Ему также во сне явился Ходжа, возвестивший о грядущем триумфе над Самаркандом, что напоминает нам явление Ясави Тамерлану), были глубоко религиозными людьми, и практически все из них обращались за духовным руководством к Ходжагану. Учителя Мудрости стали действовать в открытую, и взяли на себя такую возможность, о которой не могли и помышлять Хваджи времен Абд аль-Халика Гудждувани и Бахауддина Накшбанда.
В конце четырнадцатого века Христианской Эры, все народы, от Китая до Испании были приведены в смятение опустошительными завоеваниями Амира Тимура, известного на Западе под именем Тамерлан. Ни одному прежнему завоевателю не удалось опустошить столь значительную часть обитаемого мира. И все же, он был глубоко религиозным человеком, и считалось также, что он был руководим божественным провидением. Он питал глубокое уважение к своим духовным наставникам, и был готов менять свои планы по их совету. Кроме того, он покровительствовал искусствам и был bon viveur (фр. человеком, любящим пожить в свое удовольствие - прим. перев.), чей блистательный двор поразил посла Короля Испании не в меньшей степени, чем послов Китая и Египта. Тимур умер в 1404 и его колоссальная империя, простиравшаяся от Китая и Индии до Египта, и от Польши и Сибири до Индийского Океана, распалась, оставив после себя состояние полнейшего замешательства. Центральный район, включавший в себя Туркестан и Персию, оставался во власти его семьи, но окраины империи, относившиеся к Китаю, Индии, Турции и России, вскоре восстановили свою независимость и, в определенном смысле, похоже, даже укрепили свои позиции, благодаря произошедшим событиям. Ситуация в Туркестане выглядела удручающе. Сыновья и племянники Тимура оспаривали его наследие, и ужасные внутрисемейные войны, веками бывшие проклятием Центральной Азии, казалось, снова стали угрожать жизням и домам людей, которые все еще помнили два века, потребовавшиеся на восстановление разрушенного Монгольским Нашествием под предводительством Чингисхана.
Однако события приняли совсем иной оборот. Шахруху, сыну Тимура, удалось установить мир в стране, а его сын, Улугбек, которого он назначил наместником в Туркестане, основал одну из величайших мировых культур в искусстве, архитектуре и науке. Тридцать лет правления Улугбека стали Золотым Веком Самарканда. Сам он был высоко ценимым математиком и астрономом, чьи таблицы в течение трех веков использовались во всем мире как наиболее точный источник информации о перемещении Солнца и планет. Кроме того, в период его правления Бухара стала центром исламской духовности, и небывалая терпимость по отношению ко всем религиям вытеснила фанатизм сельджуков. Иудеи, христиане и буддисты могли безо всяких ограничений практиковать свои религии, и паломники стекались со всего света. Так, в пятнадцатом и шестнадцатом веках Туркестан был центром духовной активности мира. Его влияние простиралось от Японии до Англии и Испании, в то время как на политической арене воцарился относительный мир, в сравнении с нескончаемыми войнами, веками истощавшими страну. Хотя набеги кочевников с севера приводили к периодическому разрушению великих сооружений и произведений искусства, духовная жизнь Бухары оставалась нетронутой. При ближайшем рассмотрении, везде обнаруживается влияние Ходжагана, или Учителей Мудрости. Ходжаган имел большое влияние на правителей, крупных землевладельцев, купцов и на обычных людей. Они могли одним своим присутствием останавливать войны, и одним своим словом устранять несправедливых и жестоких правителей. Им приписывались необычайные способности, причем не только их учениками, но также и равнодушными, и даже враждебно настроенными историками. В семнадцатом веке Учителя покинули сцену, но их традиции поддерживались определенными братствами, часть которых существует до сих пор. Наиболее влиятельными из них являются Накшбанд, которых насчитываются миллионы по всему мусульманскому миру, и которые оказывают мощное, хотя и завуалированное влияние почти на двадцать стран.
« ‹ 1 2 3 4 5 6 7 › »« Мастера Дзэн. ИНЬ ЮАНЬ (ИН-ГЕН). ХАНЬ ШАНЬ. | Хуанди - один из величайших Аватар в истории Земли. »