УЧИТЕЛЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
УЧИТЕЛЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Тамерлан основал свою империю в Бухаре и Самарканде, который он всегда считал своим домом. Первыми покоренными им территориями были Персия и Месопотамия. Затем он поверг Россию, разграбил Москву и даже намеревался завоевать всю Европу, которая была бы не в силах защитить себя, если бы Тамерлан не переключил свое внимание на Индию, где он достиг больших успехов, чем Александр Великий и Чингисхан. Его власть простиралась вплоть до Дели и даже дальше. Затем, обратив свое войско снова на запад, Тамерлан взял Дамаск, и разбил силы египетских султанов, Мамелюков. Победоносное шествие Тамерлана увенчалось победой над другим победоносным завоевателем, Султаном Баязидом, по прозванию "Громовержец", империя которого простиралась до стен Вены. Гиббон писал: "Вся Азия была в руках Тимура - от Иртыша и Волги до Персидского Залива, от Ганга до Дамаска и Архипелага.
Давайте посмотрим, каким человеком был Тамерлан. Он оставил после себя две книги: Малфузат, или Мемуары, и Тузукат, или Институты. Первая книга представляет собой описание его жизни и дел, хотя и не вполне достоверное. Во второй изложены принципы, на которых Тимур основывал свою стратегию и политику правления. Все историки сходятся во мнении, что Тамерлан был не только храбрейшим из храбрых, но также и очень мудрым, благородным, опытным и проницательным человеком. Сочетание этих качеств сделало его "почитаемым лидером людей и настоящим Богом Войны, которого уважали все сословия".
Сам Амир Тимур с благоговейным трепетом относился к своему духовному наставнику, Хвадже Саиду Барака, который был учеником Бахауддина. Кроме того, Тимур считал, что его направляет и поддерживает Ходжа Ахмад Ясави, великий Турецкий Учитель двенадцатого века. Баязид был наголову разбит Тамерланом под Анкарой, и именно во время этого сражения Тамерлан повторял стих, данный ему Хваджой Ахмадом Ясави, о чем уже говорилось раньше.
Амир Тимур умер в 1405 на семидесятом году жизни. Он тогда пошел в последний поход на Китай. Умирая, Тамерлан погрузился в молитву и попросил Мавлану читать Коран, пока не будет окончательно уверен, что он покинул тело. Его похоронили в той же могиле, где ранее был похоронен его учитель, Ходжа Барака. Преемники Тамерлана в течение века правили в Трансоксании. Их сменили узбекские султаны, чье главенство закончилось в 1597 году. В то же время, в Персии Шах Исмаил основал великую династию Сафавидов. Все эти правители, добрые, жестокие, воинственные, художники и поэты считали Ходжаган источником своего духовного вдохновения. В течение более двух веков, именно влияние Учителей лежало в основе социальной стабильности. До конца четырнадцатого века они держались на заднем плане, помогая восстанавливать страну после монгольских нашествий, а также поднимать сельское хозяйство и ремесленничество. Мы уже обсуждали, как Ходжа Бахауддин Накшбанд избегал связей с правителями и наследниками, но, тем не менее, оказывал значительное влияние на их отношение к простому народу. Тяжкое бремя налогов, которое практически не уступало войне по своим губительным последствиям, было существенно облегчено, благодаря разумному управлению визирей, многие из которых были учениками Ходжагана.
Летописи персидских историков создают картину разорения, массовых кровопролитий и обнищания целых государств. Я прочел все книги по истории этого региона, которые только смог найти, включая труды Рашид ад-дина и Ала ад-дина Джувайни. Везде основное внимание уделяется противоборством монархов, войнам и разрушениям. Мирные периоды практически выносятся за рамки обсуждения, и у читателя создается впечатление, что Центральная Азия веками была ареной практически нескончаемых войн, и люди постоянно жили в крайне нестерпимых условиях. Когда же я взялся за изучение истории Учителей Мудрости, на основе таких книг, как Рашахат Айн аль-Хаят или Нафахат аль- Унс, а также личных жизнеописаний Бахауддина Накшбанда и Мавланы Джами, то передо мной раскрылась совершенно иная перспектива: отчетливо обрисовалось все значение мирных периодов, и правителей того времени можно заслуженно назвать важнейшими историческими лидерами.
Кроме того, мне довелось на собственном опыте почувствовать разницу в трактовке одних и тех же событий. Так, например, я был свидетелем вынужденных переселений греков и турков в 1925 году, которые, по мнению историков, стали причиной жестокого обнищания населения и многих смертей. На самом же деле, важной особенностью этих событий, с моей точки зрения, было то мужество, с которым люди преодолевали трудности, а также выгодность переселения для самих стран.
Противоречия между политическим и духовным смыслом событий четырнадцатого века, в определенной степени, объясняются тем, что Учителя старались избегать всенародного признания и славы. Напротив, они все без исключения понимали важность унижения и бедности. Так, Халил Ата был одним из немногих правителей, которые отказывались иметь собственный двор и использовать свою власть в корыстных целях. Бахауддин не считал возможным занять должность канцлера султана, если тот не будет рассматривать это как часть своего духовного обучения. После того как Халил, в конце концов, был отвергнут, он смиренно отправился назад в свою деревню, и избегал каких-либо контактов с правителями и наследниками.
В случае пятнадцатого века, мы можем сравнить собственные труды Учителей с записями историков того времени. Тем не менее, в редакции современных историков все теряет свой смысл. Учителя мудрости изображены как святые люди, которых почитал народ, и уважали правители. Некоторые авторы даже утверждают, что Учителя проповедовали некую фантастичную, мистическую религию, отвлеченную от реальной жизни. Подобная критика снова и снова обрушивается на мудрых людей, когда им удается убедить людей в том, что подлинное благосостояние человека заключается в духовной жизни, а не в материальном успехе.
Халил Ата служит ярчайшим примером безразличия историков к тем правителям, которые больше заботятся о благе людей, чем о собственном прославлении. Халил Ата в течение шести лет правил в Бухаре, и из Нафахата мы знаем, что тогда его правой рукой был Бахауддин Накшбанд. Халил приложил все усилия, для того чтобы создать новое общество, основанное на традиции Учителей, и в определенный период времени все так и обстояло. Это произошло в 1360 году, и до конца четырнадцатого века влияние Халила чувствовалось по всей Трансоксании. Тем не менее, я напрасно искал его имя в книгах по истории Туркестана при преемниках Чингисхана. О нем даже не упоминается в Lane-Poole's Mohammedan Dynasties, вероятно, потому что он не чеканил на монетах своего имени (Прим. ред. оригинала: арабский историк Ибн Баттута описывает приход Халила к власти, но ничего не говорит о его духовных качествах).
Так или иначе, прошлое невозможно точно воспроизвести даже по записям современников. Это обстоятельство было особым образом подчеркнуто Гурджиевым в его удивительном сатирическом описании Вельзевула, который был на Земле, когда еще существовала Атлантида, и своими глазами видел те события, которые позже пытались описать историки. Вы можете подробнее прочесть об этом в его книге Рассказы Вельзевула своему внуку (Все и Вся). В сорок третьей главе ("Война") этой же книги, Гурджиев частично в качестве притчи, а частично в качестве достоверной истории пишет о попытках изгнать болезнь войны из жизни человечества. По его мнению, ближе всего было к успеху некое общество, под названием "Земля - достояние всех", которое было основано в Мосуле в начале пятнадцатого века. Сведения о времени были основаны на записях представителя Амира Тимура, участвовавшего в этом процессе. Я думаю, Гурджиев хотел, чтобы это обстоятельство воспринимали как подлинно исторический факт.
В Зубд аль-Таварихе описывается визит Тимура к Хвадже Садр ад-дину, который вместе с несколькими учениками жил в бедности в Ардебиле. Тимур был глубоко поражен святостью Хваджи и спросил, что он может для него сделать. В ответ, Садр ад-дин сказал, чтобы Тимур освободил турков, взятых в плен во время захвата Анатолии. Тимур сделал это, и турки заселили район, население которого значительно и безнадежно уменьшилось во время Улегу. Переселение этих турков позднее позволило Шаху Исмаилу основать великую Сафавидскую династию, названную так в честь Хваджи Сафа ад-дина, отца Садр ад-дина.
« ‹ 1 2 3 4 5 6 7 › »« Мастера Дзэн. ИНЬ ЮАНЬ (ИН-ГЕН). ХАНЬ ШАНЬ. | Хуанди - один из величайших Аватар в истории Земли. »