Варган. Всё о варгане. | Путь Любви. Путь с Сердцем.

Варган. Всё о варгане.

Варган. Всё о варгане.

Варган. Новгород. Вторая половина XIV в.

Варганов в Новгороде найдено шесть экземпляров. Играли на варгане следующим образом. Играющий прикладывал удлиненные концы инструмента к зубам и поддерживал их губами. Вдувая и выдувая воздух, он одновременно щипками пальцев приводил в колебание язычок варгана, рот служил резонатором и одновременно аппаратом, изменяющим высоту звука.

Варган был очень популярен и на Руси, причем играли на нем здесь преимущественно женщины. Вот какие сведения об этом инструменте приводятся в Словаре Российской Академии Наук за 1789 год: „Варган — железное мусикийское орудие, простонародием употребляемое: длиной около вершка, коего головка почти в кольцо согнута, от того же места, где кольцо не довершается, протянуты два параллельно идущих треугольных брусочка, к середине головки приваривается стальная полоска, проходящая между брусков не касаясь их, имеющая на конце крючок. Играют на сем орудии приложа его к зубам, вбирая и выпуская дух и приводя в движение перстом стальную полоску“.

Варган был распространен и в Европе. В средние века молодые люди часто использовали этот инструмент в особых целях — например, для привлечения внимания прелестных девушек, когда хотели с ними уединиться. В эпоху романтизма варган, с его экзотическим звучанием, завоевал светские салоны, в которых собиралась художественная и политическая элита общества. Центром изготовления этого инструмента и игры на нем начиная со Средних веков считалась Австрия. Австрийский город Мольн — одно из наиболее известных в этом плане исторических мест: в начале XIX века изготовление варганов являлось здесь потомственным бизнесом тридцати пяти семейств, в год выпускалось 2,5 миллиона инструментов! На варгане играли в основном представители высших сословий; в ансамбли входило до десяти варганистов. Удивительным звучанием варгана восхищались Гёте, его друг Вильгельм Гумбольдт, другие выдающиеся личности той поры.

К концу XIX века искусство варганной игры потеряло свою актуальность, и в начале ХХ века дугообразный варган исчез с европейской музыкальной сцены. Это было вызвано рядом объективных причин. Еще в начале XIX века немец И.-Г. Шайблер создал на основе варгана профессиональный концертный инструмент, получивший название „аура“ (от греч. aura дуновение),— он состоял из нескольких варганов, закрепленных на металлическом диске, и имел хроматический звукоряд; на ауре можно было играть даже произведения классического репертуара, однако она не получила особой популярности. В 1821 году немецкий мастер Фридрих Бушман из нескольких маленьких варганов, настроенных на разную высоту звучания, сконструировал первую губную гармонику. Карманный инструмент покорил сердца европейцев. Ну а когда губную гармонику снабдили мехами, миру предстали аккордеон и баян. Эти инструменты стали пользоваться огромным успехом, а варган был предан забвению.

Одна из немногих европейских стран, где традиции изготовления варгана и игры на нем не прерывались,— Норвегия. На варгане („губной арфе“) играют преимущественно в южных районах страны, причем ясно прослеживается связь варганной музыки с народными танцами — исполнители всегда поддерживают ритм притопывая ногами. В другой скандинавской стране — Финляндии традиция игры на варгане существовала со средних веков, но затем была утрачена. Лишь в конце шестидесятых годов ХХ века игра на варгане вновь обрела популярность, и теперь этот инструмент часто можно услышать на празднествах в дуэте со скрипкой.

Варганная музыка распространена в Японии, в основном среди женщин племени айнов (народности, имеющей индийские корни), которое проживает в резервации на острове Хоккайдо. Варган здесь называют „муккури“. Изготовляется он по старинке из бамбука. Игру на варгане айны сочетают с песнями и плясками. Что же касается варганной музыки в Индии, то она культивируется по большей части на юге страны и носит ярко выраженный перкуссионный характер.

За океаном, в Америке, история варгана (англ. Jew’s harp) началась со времен первых европейских переселенцев, которые привозили с собой варганы из Австрии, Франции и Англии и употребляли их как предметы бартера с индейцами. Впоследствии американцы стали сами производить варганы. Эти инструменты использовались в основном в фолк- и кантри-музыке. Более привычным для публики звук варгана стал тогда, когда его начали применять в качестве музыкального оформления в фильмах-вестернах.

Итак, в XX веке варган практически везде, за исключением нескольких европейских стран, Северной Америки и некоторых регионов Азии, был низведен до уровня сувенира или детской игрушки… Большинство крупных фигур, участвующих сегодня в возрождении варганной музыки, являются не только музыкантами, но и учеными. В числе этих людей уже упоминавшийся нами Иван Алексеев. Также к ним относится вьетнамец по происхождению Тран Кван Хай (Tran Quang Hai), профессор Института этнической музыки в Париже, знаток обертоновой музыки. Он разработал собственный варган, отвечающий требованиям его высокоэнергетического стиля игры; кроме того, Тран Кван Хай — основатель и участник нескольких рок-, джаз- и авангардных оркестров. Одним из наиболее активных варганистов-новаторов нашего времени является швейцарский музыкант, поэт и художник Антон Брюэн (Anton Bruhin); именно он сконструировал первый в мире электромагнитный варган, который назвал „E. T.“ („Elektrisch Trumpi“, „электрический трюмпи“).

Прогресс в области коммуникационных технологий и техники звукопередачи в 1990-х годах обеспечил развитие интенсивного обмена информацией и мнениями по электронной почте между варганистами и поклонниками варгана во всем мире. Помимо этого, возникли совершенно новые отношения между варганной и современной электронной музыкой.

Возродившийся интерес к варгану не мог не вылиться в фестивальное движение. Первый международный фестиваль варгана состоялся в 1984 году в США, в городке Айова. Он был ориентирован на варганную музыку Северной Америки, но на нем присутствовало и несколько европейских исполнителей; на этом фестивале западные музыканты впервые получили возможность услышать записи варганной музыки народов Сибири. Второй международный фестиваль варгана был проведен в 1991 году в России, в Якутске. Здесь впервые встретились все ведущие варганисты нашей страны, а также ученые и мастера, изготовлявшие варганы в СССР. В Третьем фестивале, который прошел в 1998 году в Австрии, в городе Мольн, приняли участие лидеры варганной культуры Европы, Азии и Америки — они представили все существующее ныне разнообразие стилей игры на варгане, от классической музыки, фолка и рока до электронной музыки; на фестивале можно было ознакомиться с последними научными работами по варганной музыке, связанными с ее отношением к религии, обертоновой музыке, эротизму и музыкальной терапии. Четвертый фестиваль варгана прошел в октябре 2002 года в Норвегии, в городке Рауланд (заметим, что в Норвегии, в городе Фагернес, с 1994 года проводится свой ежегодный фестиваль варганной музыки).

Сегодня в России (преимущественно в Сибири и на Дальнем Востоке), Австрии, Норвегии, США и других странах, где развито искусство игры на варгане, существуют различные общества варганистов, оказывающие поддержку музыкантам; все музыканты являются членами Международной ассоциации варганистов. Выходят журналы, посвященные варганной музыке: в США это журнал „VIM“ („Vierundzwanzigstel-jahrschrift der Internationalen Mauld-rommelvirtuosengenossenschaft, „Двадцатичетырехчастное годовое издание Международного общества варганистов-виртуозов“), который издает Фред Крейн (Fred Crane), музыковед и эксперт по вопросам, касающимся варгана; в Японии — „Коукин джорнл“ („Koukin Journal“, „Варганный журнал“), под редакцией Лео Тадагавы (Leo Tadagava), одного из крупнейших специалистов по варгану.

« 1 2 3 »

« ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ МЕДИТАЦИИ | Индийский морской рис, гриб, он же китайский, тибетский, живой. »