Варган. Всё о варгане.
Варган. Всё о варгане.
«Варган» (от лат. organum музыкальный инструмент) является одним из древнейших музыкальных инструментов, прошедшим через века и практически не изменившим свой внешний вид. Варган - это самозвучащий язычковый инструмент. У разных народов мира он известен под разными названиями. На варгане обычно исполняют традиционные национальные наигрыши, лирические и несложные танцевальные мелодии. Варган издает вибрирующие звуки, похожие на электронные, богатейшего тембра и диапазона, от самых низких до самых высоких. Помимо самого инструмента, в рождении звуков участвует организм человека: пальцы рук, органы дыхания, речи, брюшной пресс. В древности считалось, что игра на варгане прочищает сознание, укрепляет жизненную силу человека, гармонизирует функции всех органов; это подтверждают и cовременные ученые. Простота, даже примитивность устройства варгана и в то же время сложность игры на нем, его богатые, не раскрытые еще до конца возможности позволяют нам назвать его инструментом ХХI века.
История варгана — музыкального инструмента, существовавшего практически на всех континентах, уходит в глубь веков. Полагают, что родоначальником варгана был лук, появившийся в доисторические времена, в эпоху мезолита, приблизительно 9–12 тысяч лет назад: человеку было достаточно упереть один конец лука себе в нёбо или в зубы, а другой в землю, и смертоносное орудие превращалось в музыкальный инструмент, на котором играли ударяя пальцами или палочками по тетиве (традиция игры на тетиве, зажимаемой зубами и пальцами ног, сохранилась до наших дней у некоторых племен Центральной Америки). Правда, разновидность варгана была обнаружена, скажем, и в Австралии, где аборигены лука не знали вообще.
Предком современного варгана был так называемый пластинчатый варган. Для его изготовления бралась тонкая, узкая пластинка — шириной 1–2 сантиметра, длиной 10–15 сантиметров — и разрезалась вдоль, почти по всей длине, на три части. Крайние части пластинки с обоих концов зажимались губами или прижимались одной рукой к зубам, а по средней части — язычку — пальцами другой руки наносились удары. При колебании язычка возникал бурдон — непрерывное звучание, а изменение формы резонатора (им служила ротовая полость исполнителя) давало тоны, из которых складывалась мелодия; высота основного тона зависела от толщины и длины пластины и ширины ее „язычка“. Пока люди не знали железа, они изготовляли варганы из имевшихся в их распоряжении материалов; так, кеты, манси, нивхи, ханты делали варганы из кости, башкиры, казахи, туркмены предпочитали дерево, а китайцы — дерево и бамбук.
Но вот появились металлические варганы. Они вначале были похожи на пластинчатые, но постепенно видоизменились. Для большей выразительности звучания и усиления громкости к инструменту была добавлена металлическая рамка — дуга. Такие варганы стали называться дугообразными, или дуговыми; именно им исполнители отдают предпочтение по сей день. В данном случае губами зажимается дуга; язычком служит тонкая металлическая пластинка с крючком на конце, крепящаяся к середине дуги и вибрирующая при защипывании ее пальцем.
К изготовлению варганов везде относились очень ответственно. Независимо от того, из железного, бронзового, медного или даже серебряного прута ковался инструмент, это дело доверялось только самым умелым кузнецам. В настоящее время лучшими варганами в мире считаются инструменты якутских мастеров Гоголева, Бурцева, Готовцева и Михайлова.
Богатейшие традиции игры на варгане и изготовления этого инструмента существовали вплоть до тридцатых годов ХХ века у многих народов палеоазиатской группы (народы Севера и Дальнего Востока), сохранивших обычаи первобытнообщинного строя. На Севере издревле почитались три священные вещи: олень, огниво и бубен; варган считался „женским“ аналогом бубна — не случайно у чукчей, коряков и других народов он назывался „зубной бубен“ („ванны-яяй“). Варган был неотъемлемым участником шаманских камланий наравне с бубном, а иногда даже заменял его. Бубен открывал шаману путь в иные миры, варган же оберегал его — призывал духов-защитников, служил средством общения с ними (к слову, варган как средство передачи закодированной информации в свое время активно использовала сицилийская мафия). Многие из кузнецов, изготовлявших варганы, являлись родственниками шаманов (это сохраняется и в наше время).
У народов тюркской группы варганная музыка также имеет многовековые традиции. На территории Российской Федерации искусством игры на варгане владеют в Башкортостане, Хакассии, Якутии, на Алтае и в других районах, где сосредоточено тюркское население. Среди народов бывшего СССР на варгане играют казахи, киргизы, узбеки и туркмены.
Во времена сталинизма варган был запрещен как вредный пережиток прошлого, в частности из-за его тесной связи с шаманизмом. Несмотря на это, старшие поколения сумели сохранить традиции игры на варгане и передать их своим детям и внукам. В конце 1960-х — начале 1970-х годов интерес к варганной музыке вновь стал расти, что было связано с начавшимся процессом возрождения этнических культур, с новыми увлечениями эзотеризмом, шаманизмом, со стремлением слышать естественные звуки природы. Наконец, в разных странах сейчас развивается интерес к аутентичности исполнения — в том числе и народной музыки, как западной, так и восточной.
Республика Саха (Якутия) — один из главных мировых центров изготовления варгана и игры на нем. Варган — хомус (тюрк. „музыкальный инструмент“) — здесь считается инструментом, способным передать любые человеческие чувства. Музыка основывается не на мелодии, а на выражении исполнителем своих эмоций, на воспроизведении характерных настроений, имитации звуков природы, иногда на лирическом повествовании — когда через варган проговариваются слова (этот прием называется „говорящий варган“).
Возрождение в Якутии в 1970-х годах игры на хомусе произошло благодаря усилиям якутского исполнителя, неутомимого пропагандиста варганной музыки Ивана Алексеева. Он является научным сотрудником Института языка, литературы и истории Якутского филиала Сибирского отделения АН Российской Федерации, специалистом по экспериментальной фонетике, и гармонично сочетает научную работу с любимым делом. Иван Алексеев — президент Международного центра варганной музыки (центр находится в городе Якутске; там же расположен уникальный Музей хомуса народов мира), помимо этого он известен как основатель и солист ансамбля „Алгыс“ („Algys“). Основываясь на народном музыкальном творчестве, Алексеев сам сочиняет музыкальные произведения для хомуса, важное место в которых занимает свободная импровизация. Как ученый и как исполнитель, Иван Алексеев выделяет двенадцать основных приемов варганной игры: „ведущий“— звуки, образуемые только от движения язычка хомуса, при нулевой артикуляции органов речи и без вибрации голосовых связок; „гусиное пение“— традиционное звукоподражание, кончик языка исполнителя прерывисто касается альвеол, твердого и мягкого нёба; „пение жаворонка“— язык вибрирует горизонтально в полости рта при минимальном ее объеме; „нёбный“— звучание образуется прерывистым движением нёбной занавески и задней части языка; „гортанный“— звуки, образуемые путем импульсных смыканий и размыканий гортани; „губной“— звуки, возникающие при движении губ исполнителя, которые мгновенно касаются вибрирующего язычка хомуса; „высокий“— звучание при максимальном сужении всех артикуляционных органов, „низкий“— звучание при максимальном раскрытии артикуляционных органов; „стаккато“— звуки, получающиеся при нажатии большим пальцем левой руки на основание язычка хомуса у круглого ободка и упоре кончика языка в пластинку; „придыхательный“— звуки, возникающие при вдохе и выдохе исполнителя; „ударный“— пальцы правой руки ударяют по язычку на себя и от себя в различных комбинациях; „двухголосный“— сочетание предыдущих способов, при котором рождается дополнительный призвук. Используя такой богатый арсенал приемов, любой исполнитель может достичь особой выразительности важнейших средств музыки — темпа, мелодии и гармонии. Сегодня в Якутии выступают на сцене сотни хомусистов и десятки ансамблей народной музыки, большая часть из них — ученики лауреата бесчисленных республиканских, всесоюзных и международных фестивалей Ивана Алексеева.
В республиках Алтай и Тыва многие варганисты сочетают игру на варгане с горловым пением, создавая на своих выступлениях поистине мистическую атмосферу. Как один из ведущих варганистов Алтая известен Болот Байрышев. Игре на варгане он научился от своей бабушки, которая обычно играла по вечерам, сидя у огня, и от дяди. Международная карьера Болота Байрышев началась в 1992 году, когда он стал победителем музыкального конкурса „Голос Азии“; после этого он неоднократно выступал с джазменом Джо Завинулом (Joe Zawinul) и другими музыкантами из Ямайки и США.
Среди варганистов Башкортостана выделяется Роберт Загретдинов. Он научился играть на варгане — кубысе — от своей матери. Родился и вырос Загретдинов в маленькой деревушке, долго работал пастухом; именно тогда он начал имитировать окружающий его мир на кубысе. Для его игры типично воспроизведение голосов животных и других звуков природы (кстати, звукоподражательные свойства варгана нашли отражение в названиях инструмента у разных народностей: чуваши, например, называют варган „варам-туна“, что в переводе означает „комар“, киргизы — „комуз“, „майский жук“, эстонцы — „пармупилль“, „шмель“). Впоследствии Загретдинов получил музыкальное образование и в течение 25 лет преподавал игру на аккордеоне. И наконец открыл отделение кубыса в Музыкальном институте Уфы. В 1991 году Роберт Загретдинов создал электронный кубыс.
Традиции игры на варгане сохранились в Казахстане и Кыргызстане. Здесь варган именуют „темир-комуз“ („железный комуз“). Говоря об известных варганистах Кыргызстана, нельзя не упомянуть преподавателя музыки Римму Мадварову, которая еще в 1971 году играла на темир-комузе перед товарищами Брежневым, Ульбрехтом и Кастро на XXIV съезде КПСС; по ее словам, партийные лидеры трех стран были изумлены необыкновенным звучанием инструмента. Римма Мадварова известна не только как организатор ансамбля „Керемет“ („Keremet“) и его солистка, но и как автор нового метода нотной записи для темир-комуза.
1 2 3 › »« ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ МЕДИТАЦИИ | Индийский морской рис, гриб, он же китайский, тибетский, живой. »