Влияние пропорций тела на индивидуальную практику асан.
Влияние пропорций тела на индивидуальную практику асан.
Когда я еще только начинала заниматься йогой, я показала Пасшиматонасану одной моей подруге. Она попробовала повторить, но не смогла достать руками до пальцев ног. «Не могу, - сказала моя подруга,- ручки короткие». «Не ручки у тебя короткие, а позвоночник негибкий», - возразила я ей тогда. В то время мне казалось, что выполнение поз мало зависит от пропорций тела, но теперь, после 5 лет проведения групповых занятий йогой, мне уже не кажется заявление моей подруги абсолютно глупым.
Не для кого не секрет, что у всех людей разные пропорции тела. У кого-то длинные конечности и короткое туловище, у кого-то, наоборот, туловище очень длинное относительно коротких рук и ног. У одного человека широкая спина и сильные мышцы, у другого узкая талия и хрупкое телосложение. Однако все выполняют одни и те же асаны и хотят добиться одинакового видимого результата. Возможно ли это в принципе и надо ли к этому стремиться? В этой статье мне хочется разобрать позы, которые не могут выглядеть одинаково у людей с разными пропорциями тела.
Те, у кого широкая спина и большой живот, сразу начинают испытывать сложности даже в начальной группе, когда предлагается выполнить комплекс стоячих поз с захватом за спиной (таких как Уттита Паршваконасана, Париврита Паршваконасана, Париврита Триконасана). Конечно, при регулярной практике захват начнет получаться, но надо иметь в виду, что, даже не соединив руки, человек с такими пропорциями может глубже скрутиться, чем тот, кто от природы имеет тонкую талию.
По мере усложнения практики появляется все больше и больше поз, освоение которых напрямую зависит от индивидуального строения тела. Очень важно, чтобы инструктор, ведущий занятия в группе, осознавал это. Например, человек, у которого руки и ноги довольно длинные относительно короткого туловища, может намного быстрее освоить позы с выворотом плеча, такие как Эка Пада Раджакапотасана и Натараджасана, чем тот, у кого короткие руки. Если у человека с первым вариантом пропорций тела, названные позы могут получиться даже при не очень глубоком прогибе, и удержание этих поз будет способствовать улучшению прогиба, то у человека со вторым вариантом пропорций тела, эти же позы будут получаться только при весьма хорошем прогибе. Поэтому для такого человека будет весьма полезно сначала наработать прогиб более подходящими для него асанами, такими как Уштрасана, Буджангасана, Дханурасана и Урдхва Дханурасана и не спешить с освоением прогибов с выворотом плечевого сустава, так как это может привести к неприятным травмам. Для длинноруких и длинноногих вероятность получения такого рода травм гораздо ниже. Зато их ждут иные проблемы.
Известная всем Бадхаконасана может быть весьма коварной для людей с длинными ногами, особенно если бедро у них значительно короче, чем голень. С одной стороны, очевидно, что чем короче ноги, тем легче человеку опустить колени на пол. Чем длиннее ноги, тем больше должны быть раскрыты бедра для принятия позы с опущенными коленями на пол. При этом возникает соблазн провернуть ноги в коленях, а не в бедрах, чтобы поскорее коснуться желанного пола. Такой опрометчивый шаг может привести к травме в колене, которая, как многие знают, одна из самых больших неприятностей для идущего путем йоги, так как делает невозможным долгую фиксацию медитативных поз сидя.
Зато Супта Бхекасана, Эка Пада Ширшасана и Йоганидрасана, наоборот, скорее получаться у того, у кого длиннее ноги. Если бедро длиннее, чем голень, то легко уводить стопы под мышку (Йогадандасана). Если соотношение обратное, то требуется большей подвижности в тазобедренном суставе для достижения того же результата.
Супта Бхекаскана
С длинными ногами сложно опустить голову на пол в Прасарита Падоттанасане. Этого можно достичь только с широко разведенными ногами. Но инструктору нужно довести до новичка мысль о том, что в этой позе важнее хорошо вытянуть спину вниз, и тогда эта поза оказывается коварней для коротконогих, которые касаются головой пола еще до полного вытяжения спины. При широкой спине после освоения захватов в скрутке начинают появляться новые сложности. Захват за спиной в Падмасане (Бадха Падмасана) и захват за спиной в Маласане.
Прасарита Падоттанасана
При крупных или просто довольно толстых ногах сложно делать Гарбха Пиндасану. Такими людям для ее освоения индусы, к примеру, рекомендуют сначала наливать масло на руки перед тем, как просунуть их в Лотос, когда это начнет получаться с маслом, советуют поливать руки водой, и лишь когда и это будет получаться, выполнять позу без жидких пробсов.
Продолжение этой позы – Кукутасана при длинных руках смориться намного эффектней. При коротких руках нет возможности высоко поднять таз. То же самое касается Бхуджапидасаны, Титибхасаны.
Бхуджапидасана
Еще заметней преимущество длинных рук проявляется в таких позах, как Маюрасана , Випарита Карани и Пинчамаюрасана. При выполни Маюрасаны чем больше расстояние от локтевого до плечевого сустава относительно туловища, тем устойчивее будет эта поза. При обратном соотношении очень сложно держать Випарита Карани, так как, когда руки опускаются под крестец, то между полом и предплечьем образуется тупой угол. Нет возможности выставить прямой угол, который позволяет сбросить вес тела четко в пол. Поза, конечно, осваивается, но она не будет легкой и устойчивой. Удержание Пинчамаюрасаны при коротком предплечье требует большей силовой подготовки, так как, так как площадь опоры уменьшается. Зато при длинных конечностях сложнее выполнять Навасану и Шалабхасану, так как длинные руки и ноги создают дополнительный вес.
http://www.goroskop.su/image/01Body4.gif
Випарита Карани
Сейчас некоторые опытные практики начинают выполнять продвинутый вариант Джануширшасаны, касаясь носом пальцев прямой ноги. При длинных конечностях этого не добиться, даже если очень хорошо вытянуть спину.
Выход из моста в положение стоя легче выполнять тому, у кого длинные руки и ноги. Важно, чтобы инструктор мог адекватно оценивать возможности ученика. При длинном теле и коротких конечностях надо добиться хорошего прогиба, а затем осваивать выход из моста, если же у ученика длинные конечности, то можно его подтолкнуть к освоению этого выхода при менее глубоком прогибе.
Интересная ситуация получается с Випарита Чакрасаной – весьма полезной динамической связкой, предлагаемой Айенгаром в его знаменитой книге «Йога Дипика». Проводя занятия в интенсивной группе в Аштанга Йога Центре, я заметила, что эта связка осваивается значительно быстрее людьми с длинными конечностями. Переход из моста в стойку на руках легко осуществляется за счет длинного рычага. Для таких людей Випарита Чакркасана помогает улучшить обычную Урдхва Дханурасану. У людей же с отличным прогибом (некоторые могут сделать даже мост с захватом за стопы) и короткими руками и ногами Випарита Чакрасана вызывает сложности. Для того, чтобы почувствовать эту связку, таким людям сначала имеет смысл освоить аналогичный переход через Ширшасану или Пинчамаюрасану. С длинными же ногами и рукам, наоборот, легче сначала научиться делать переход через стойку на руках, а затем через стойку на голове и предплечьях. Таким образом, в зависимости от пропорций тела меняется иерархия сложности этих динамических связок.
Мне часто приходилось слышать споры о том, должна ли в скрутках типа Маричасаны IV и Пурна Матьсиендрасане ягодица согнутой в колене ноги касаться пола или нет. Сейчас мне кажется, что не это главное в позе, так как, если бедро длиннее голени, то это условие выполнить легко, а при обратной ситуации весьма сложно. Так надо ли к этому стремиться? По-моему, в этих асанах имеет смысл просто принять устойчивое положение, хорошенько вытянуть позвоночник и скрутить его по всей длине.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что новичкам не стоит стремиться выполнять позы точно так же, как это показано на картинке в книге или журнале, а имеет смысл понять, что асанами мы занимается для того, чтобы научиться чувствовать и владеть нашим телом. У каждого индивидуальные физические данные. Кому-то даются легче одни позы, кому-то другие. И даже не всегда это связано с пропорциями тела. У некоторых людей хорошо идет прогиб назад, у других – наклон вперед, у кого-то легко тянуться бедра, у кого-то с трудом. Как лучше строить тренировку?
Одни люди увлекаются тем, что идет легко, забывая о проработке проблемных зон, другие, напротив, долбят то, что не получается. Конечно, надо выполнять не только те позы, которые легко идут (иначе тело будет развиваться негармонично), но и те, при выполнении которых возникают трудности. Однако увлекаться только теми асанами, которые даются нелегко тоже не стоит.
Все, кто пытается работать над развитием тела, замечают, что после видимого прогресса наступает откат. Может казаться, что всё, теперь уже эта поза освоена окончательно. Она выполняется легко и непринужденно, но на следующий день тело закрепощается и в позе снова ощущается дискомфорт. Если в работе над асанами делать акцент на проработку только проблемных зон, то могут появиться даже психические проблемы. Лучше, занимаясь собственной практикой строить гармоничные комплексы, которые включают в себя все виды поз.
Очень важно научиться ориентироваться не на результат. Так как желание достичь какого-то результата приводит к стрессу, травмам и психическим проблемам. Надо принимать себя таким, какой ты есть сегодня и выполнять практику асан каждый раз без надрыва, без оглядки на вчерашний результат, не ставя себе каких-либо сверх задач.
Нет смысла доходить до предельных возможностей опорно-двигательного аппарата. Крутой гимнаст – не йог. Если проявляется возможность долго (около 1 часа) сидеть в медитативной позе с прямой спиной, то надо постепенно переходить к работе с дыханием, к Пранаяме. Конечно, асаны и на этом этапе развития весьма важны для поддержания тела в хорошей форме, но не надо их выполнять с маниакальной решимостью.
Важно, выполняя асаны, не стремиться к какому-то видимому результату, а научиться уводить внимание вовнутрь, концентрироваться на ощущениях в теле, на дыхании, и тогда практика асан начнет плавно перерастать в практику Пранаямы и Медитации. Иначе можно увлечься акробатикой до такой степени, что потеряется суть практики – Самопознание, Самосовершенствование, Самореализация.
У каждого человека в асане возникают свои ощущения. В одних и тех же позах у людей просто не может быть одинаковых ощущений в силу разных пропорций тела и общей физической подготовки. У кого-то одна часть тела включатся сильнее, у кого-то другая. Важно, чтобы инструктор понимал, что нельзя отталкиваться только от своего личного опыта.
Например, научить человека с длинными ногами выходить в стойку на руках точно так же, как это делает коротконогий мастер нельзя, потому что при опускании рук на пол копчик у них будет находиться в разном положении. Вообще, стойка на руках очень интересная поза. Я осваиваю ее уже около пяти лет с переменным успехом и пришла к выводу, что, сколько у нас мастеров, стоящих на руках, столько и выходов в это положение. Каждый придумывает какой-то свой метод, исходя из своих сильных и слабых сторон. Поэтому эту позу лучше осваивать без излишних посторонних советов, отталкиваясь от возможностей своего тела и личного опыта.
Те, кто делает позу хорошо, даже могут запутать большим количеством нюансов, которые становятся актуальными не на первом этапе освоения этой асаны. Если хотите услышать полезный совет и получить реальную помощь в освоении стойки на руках, пообщайтесь лучше с человеком, который недавно научился делать эту позу. Некоторые из тех, кто уверенно стоят на руках, иногда даже не понимают, что это не вполне естественная поза для человека.
Но какими бы не были пропорции нашего тела, как глубоко мы не прогибались бы или наклонялись, главное – это стремление к внутреннему покою ума, который достигается через наблюдение. Будьте внимательным и отрешенным свидетелем того, что с вами происходит при выполнении асан.
Хатха йога – это метод, в основе которого лежит постижение своей Высшей Реальности через грубое физическое тело. Овладев грубой оболочкой надо идти дальше к Пранаяме, Пратьяхаре, Дхьяне и т.д., а не демонстрировать свои достижения на тусовках по йога спорту.
Тот, кто поддерживает идею йога спорта, может сказать, что, принимая участие в таких соревнованиях, мы популяризируем йогу, привлекаем к ней внимание многих людей. Но кого таким образом можно привлечь? Серьезно ищущих или потенциальных йога-спортсменов, которых духовные аспекты практики совсем не волнуют.
Мне кажется, что поддержка такого рода мероприятий может даже мешать развитию йоги, так как изначально новичку предлагается неверная мотивация. Конечно, на это существует возражение, что мотивация может измениться по мере продвижения по пути, но зачем вообще искусственно создавать неверную мотивацию?
Ведь спорт ориентирован на результат. Он отбирает тех людей, у которых от природы хороший потенциал. В длину прыгают, те, у кого ноги длиннее, высоких девушек отбирают в баскетбольную команду и не берут в секцию художественной гимнастики. Если развивать йога спорт, то те, у кого от природы хороший прогиб так и будут его совершенствовать, у кого хороший баланс будут работать над балансом, чтобы всем доказать, что уж в этом то его никто не превосходит.
К тому же в спорте готовятся именно к соревнованиям, которые проходят в определенное время. В вдруг человек именно в это время не в форме? К примеру, менструация у женщины. Известно, что спортсменки могут даже намеренно изменять свой биологический цикл с помощь таблеток, чтобы быть в лучшей форме на соревнованиях. Понятно, что такие таблетки вредны для организма в целом.
Те, кто занимается йогой, тоже не всегда бывают в наилучшей форме. Например, если у кого-то колено болит, то лучше ему воздержаться от Падмасаны. При индивидуальной работе или занятиях в группе, можно временно отказаться от этой асаны, но если эта поза будет обязательной в программе соревнований, то он попробует ее сделать и только все ухудшит. Спортсмены живут в стрессовой ситуации. Они интенсивно тренируются перед соревнованиями, чтобы хорошо выступить, а после расслабляются какое-то время. Асаны же практикуются регулярно и без желания сделать это лучше всех.
Йога – это не спорт, и даже не искусство. Это философская система, имеющая не только теоретические выкладки, но и практические методы, ведущие далеко за пределы обычной Реальности. Асаны – это только одна из ступеней этой системы. Не стоит всю жизнь оставаться на этом уровне. Упорно практикуйте, и, когда вы будете готовы, настоящий Учитель появится, чтобы показать вам путь наверх.