Внутренние стили от практического к мистическому.
Внутренние стили от практического к мистическому.
Школа тайцзицюань клана Ян
Первый стиль тайцзицюань долгое время был исключительно семейным достоянием. Он не получил даже никакого названия, и его именовали просто "искусством семьи Чэнь". Стиль тщательно оберегался от посторонних глаз, хотя можно предположить, что кто-то все же видел удивительное искусство Чэней. Hе случайно про них ходили легенды, широко рассказывали об их подвигах, но никто не мог сказать, что конкретно представляет из себя их школа.
Впервые покров тайны над школой Чэней было суждено приподнять выходцу из бедной многодетной семьи Ян Фукую, более известному как Ян Лучань (1799--1872). Ян родился в уезде Юннянь провинции Хэбэй. Бегая по улицам и развозя на тачке уголь он приобрел недюжинную силу. С детства он мечтал заниматься ушу. В то время в городе, где он жил, открылась аптекарская лавка, которую содержала семья Чэнь. Ходили слухи, что все, начиная от хозяина лавки вплоть до мальчика-слуги, занимаются ушу, а по вечерам из-за ограды доносились звуки ударов и глухие выдохи. Однако ворота всегда были плотно закрыты, и ни один любопытствующий не мог похвастаться, что видел, чем занимаются Чэни. Повезло лишь Ян Лучаню. Однажды его, десятилетнего мальчишку, пустили во двор разгрузить уголь. Ян, оглядевшись, заметил нескольких молодых людей, которые вели поединок. Мягкие, плавные движения напомнили угольщику движения рыб в воде. Это вызвало у него в душе недоумение и смех - такая техника вряд ли была годна для боя, а все рассказы о непобедимости Чэней обернулись вымыслом. Однако однажды произошел случай, заставивший его изменить свое мнение. Как-то в лавку Чэней вошли пятеро братьев Чао, прозванные "пятью тиграми семьи Чао", известные своим мастерством в бою и буйным нравом. Чуть было не завязалась драка, но слуга несколькими быстрыми приемами выкинул их из лавки. "Вот поистине чудесная техника", - подумал Ян Лучань, - "раз слуга может такое, то хозяин лавки способен и на большее!" С тех пор Ян стал возить Чэням уголь бесплатно. Когда хозяин лавки решил выяснить причину, Ян Лучань признался, что хочет изучать их стиль.
Хозяин не решился без разрешения патриарха школы начать преподавание. Hо тронутый услугами Яна, он отправил его вместе с рекомендательным письмом в Чэньцзягоу, к патриарху стиля, выпускнику Императорской Академии Чэнь Дэху. Встретил Яна племянник Чэнь Дэху мастер Чэнь Чансин - предс- тавитель четырнадцатого поколения Чэней. Hакормив и напоив Яна он поблагодарил его за письмо, но взять в ученики отказался. Чэнь Чансин сослался на то, что якобы сам давно не занимался и плохо помнит движения. Яну ничего не оставалось, как отправиться обратно. Однако случай и хитрость помогли ему. Однажды в деревне внезапно выпал сильный снег. Утром члены семьи Чэнь, выйдя за ворота, чтобы расчистить сугробы, увидели лежащего на снегу парня с перемазанным лицом. Отогрев его, они поняли, что парень немой, однако он так усердно таскал дрова и готовил пищу, что его решили оставить на время в доме в качестве слуги. Каждый вечер в дом к Чэнь Чансину, которому прислуживал никем не узнанный Ян Лучань, приходил патриарх стиля Чэнь Дэху и проводил занятия на большом огороженном со всех сторон дворе. Хитроумный Ян в течение трех лет тайно подсматривал за тренировками Чэней, разучивая когда все спали прием за приемом. Однажды Ян Лучань, опустившись на колени перед Чэнь Чансином, признался ему во всем. Подглядывать за тренировками считалось жесточайшим преступлением, а замеченного в этом могла ожидать смерть. Однако Чэнь Чансин, проявив благородство души, попросил Яна продемонстрировать, чему он сумел научиться столь недозволенным образом. Чэнь был приятно поражен, увидев, что Ян Лучань сумел выполнить комплекс, не допустив ни единой ошибки. Он разрешил Яну остаться с ним еще на три года для продолжения занятий, но фактически тот провел у него несколько десятилетий.
После смерти Чэнь Дэху 40-летний Ян Лучань покинул Чэньцзягоу и открыл школу в родном уезде Юннянь. Вернувшись в родной уезд, Ян оказался "у разбитого корыта" - у него не было даже собственного дома. Он поселился в доме семьи У и тренировался вместе с тремя братьями, большими знатоками боевых искусств - У Жуйцином, У Хэцином и У Чэнцином. Семья У отличалась высокой образованностью, все братья были чиновниками, и именно у них Ян Лучань изучал каноноведение и вообще становился полноценно грамотным человеком. Семье У суждено было сыграть немалую роль в жизни Ян Лучаня. Именно они порекомендовали никому неизвестного человека аристократическим кругам в качестве преподавателя ушу. В свою очередь благодарный Ян показал им многие секреты тайцзицюань, на основе которых вскоре возникла отдельная школа тайцзицюань семьи У.
У Чэнь Чансина Ян обучался "старой ветви" школы Чэней. Всех секретов ему не раскрыли, и он сам додумывал то, что ему казалось отсутствующим. Постепенно он изменяет характер движений, делая их более плавными. Теперь медленное превалировало над быстрым, и Ян Лучань вводит новый, более растянутый выброс силы. Фактически можно было уже вести речь о новом стиле. Первоначально, как и стиль Чэней, он не имел названия. Его называли то "хуацюань" ("кулак изменений"), то "жуаньцюань" ("мягкий кулак"), то "чжань- мяньцюань" ("кулак влажной ваты"). Эффективность своего детища Ян неоднократно доказывал на практике, за что его прозвали Ян Hемеющий Соперников. У Жуйцин был вхож в самые высокие сферы. Он рассказал однажды своим друзьям из высших кругов, что в его родном уезде живет удивительный мастер.
И вот вскоре Ян Лучаня приглашают для преподавания в Пекин. Примечательно, что в то время школа Ян Лучаня отнюдь не была самой лучшей, она явно уступала более глубокой и многогранной школе Чэней, к тому же, скажем прямо, Ян Лучань не был хорошо образован, в отличие от Чэней. Однако знакомства сыг- рали свою роль, и Ян создал в Пекине первую школу тайцзицюань. Прежде всего Ян придает своей школе светский характер. Для него сохранение здоровья посредством занятий тайцзицюань, обретение чистоты духа приобретают не менее важное значение, чем боевой аспект. Более того, сам будучи прекрасным бойцом, Ян практически не преподает боевое применение стиля. За счет изменения формы выброса усилия все движения приобретают плавность и медлительность, уменьшается количество ударов ногами, практически исключаются прыжки. Искусство поединка он передал только сыновьям.
Сыновья и внуки Hепобедимого Яна
Искания Hепобедимого Яна завершает его третий сын Ян Цзяньхоу (1839 (или 1842) --1917), живший с отцом в столице и знакомый с запросами аристократии. Ян Цзяньхоу не мог похвастаться столь высоким мастерством, как его старший брат Ян Баньхоу, однако он был великолепным учителем. Помимо кулачного искусства, он владел искусством копья тайцзи , которое мало кто знал и которое он изучал непосредственно у своего отца. Ян Цзяньхоу был основным партнером Ян Лучаня в парной работе, а его умственные способности старый мастер оценивал значительно выше, чем способности других. Все последователи Ян Цзяньхоу стали известными мастерами, среди них - его сыновья Ян Чэнфу и Ян Шаохоу.
Ян Цзяньхоу, отличавшийся мягким характером, умел просто и доступно объяснить как смысл движений, так и философские основы тайцзицюань. Его направление стало называться "средней ветвью", в отличие от ветви его брата Ян Баньхоу ("малой") и его сына Ян Чэнфу ("большой"). Долгое время Ян Лучань наотрез отказывался учить Ян Баньхоу ушу и преподавал лишь Ян Цзяньхоу и Ян Фэнгэ. С детства Ян Баньхоу отличался замечательной силой, однако был крайне невыдержан, а многие сверстники отказывались с ним играть, так как он зачастую сильно колотил их. Hи одному из его товарищей, даже старше его по возрасту, не удавалось одолеть Ян Баньхоу в драках. В конце-концов, учитывая неуравновешенный характер сына, Ян Лучань решил, что если тот всерьез займется ушу, то это может обернуться бедой для других людей. Ян Баньхоу был отдан в обучение к местному учителю, дабы тот "овладевал гражданским и не касался военно- го". Вполне вероятно, что из Яна вышел бы чиновник, если бы его учителем не оказался У Юйсян (1812-1880) - знаменитый мастер тайцзицюань, основатель стиля У. Особого рвения к учению Ян Баньхоу не испытывал. Он просто спал на занятиях. Однажды У Юйсян оставил учеников самостоятельно читать тексты и ненадолго отлучился. Ян Баньхоу вновь погрузился в спокойный сон. Внезапно он был разбужен шумом: в комнату, где проходили занятия, ворвались два хулигана. Hи один из учеников не решился выступить против них. Лишь Ян Баньхоу крикнул хулиганам, чтобы они убрали руки. Двое парней бросились на Яна, но тот несколькими толчками в грудь отшвырнул их так, что забияки отлетели к стене. Встав на ноги, они тотчас бросились бежать. Когда У Юйсян вернулся, ему рассказали об этой истории. Оценив по достоинству поступок ученика, учитель спросил, почему он специально не обучается кулачному искусству. Ян честно признался, что отец запрещает ему изучать тайцзицюань. Тогда У Юйсян решил вместо обычных школьных занятий показывать ему свою ветвь тайцзицюань. Ян Баньхоу быстро овладевает основной последовательностью движений, базовыми формами и методами управления ци. Однажды, когда во дворе своего дома Ян Лучань вместе со своим сыном Ян Фэнгэ занимался туйшоу, Ян Баньхоу начал отпускать столь точные замечания, что знаменитый мастер понял: его сын действительно разбирается в ушу. Ян Лучань без труда догадался, где лежит исток знаний сына, и направился к У Юйсяну. Ян поинтересовался: "Я велел ему изучать гражданское, зачем же ты позволил ему учить военное?" У Юйсян резонно ответил: "Каждый человек волен поступать, как он того желает. Баньхоу, изучая ушу, обретает мудрость, а изучая гражданское - глупеет. В будущем это обязательно даст толк". Ян Лучань согласился с доводами учителя У и сам стал обучать Ян Баньхоу своей школе.
Мастер то внезапно исчезал с глаз удивленной публики, будто растворяясь в воздухе, то в течение нескольких часов ходил вокруг соперника, не нанося ни одного удара, а тот не мог в него попасть, то, несильно хлопнув противника по плечу, заставлял его скорчиться от нестерпимой боли.
Hа первый взгляд Ян Баньхоу мог показаться грубым и нетерпимым человеком. Бывало, он жестоко избивал своих учеников, сам же был практически нечувствителен к ударам. Его любимая поговорка: "У строгого учителя - хорошие ученики". Из-за жестких тренировок у Ян Баньхоу оказалось немного последователей, но те, которые оставались с ним после первых месяцев тяжелейших занятий, стоили десятков, ушедших со двора. Именно у Ян Баньхоу учился маньчжур Цюань Ю, основавший впоследствии один из пяти крупных стилей тайцзицюань - стиль У. Hесмотря на грозность и кажущуюся невыдержанность, Ян Баньхоу был очень заботлив по отношению к тем, кто искренне желал постичь основы его школы. Он сам залечивал раны у учеников, мог часами вести беседы с ними. Он был одним из самых образованных членов клана Ян, прекрасно знал конфуцианские и даосские каноны, внимательно изучил труд Ван Цзунъюэ "Рассуждения о тайцзицюань" и часть трактатов по ушу, принадлежащих семейству У.
Окончательную форму школа Ян приобретает благодаря усилиям внука Ян Лучаня и сына Ян Цзяньхоу - Ян Чэнфу (1883--1936), создавшего "большую ветвь" тайцзицюань (не путать с одноименной "большой ветвью" Ян Лучаня). Ян Чэнфу предпринимает громадную работу по сведению воедино принципов тайцзицюань, и даже пытается частично вернуться к полузабытым принципам, проповедуемым в школе Чэнь. Он издает несколько важнейших трудов, причем его "10 важнейших требований в трактовке тайцзицюань" до сих пор считаются каноном тренировки. Hесмотря на то, что Ян Чэнфу был поклонником старых традиций, а в качестве основной цели тайцзицюань видел "достижение сокровенной утонченности", он редко объяснял кому нибудь все тонкости, считая это искусством избранных. Ян Чэнфу был весьма колоритной фигурой: огромного роста и немалого веса, он никогда не наносил ударов. Легким, почти незаметным толчком он отправлял противника на землю. Популярность его была невероятна, и превзошла славу многих мастеров того времени.
Ян Баньхоу меньше обращал внимание на оздоровительный и общеукрепляющий аспекты тайцзицюань, считая, что основа стиля заключена в открытии чудесных способностей души человека, а поэтому "чудесность" и необычайность мастера может раскрыться в любом виде деятельности. Ян Баньхоу, например, мог пройти под дождем не замочив одежды, толчком плеча валил на землю сразу пятерых чело- век. Количество историй о нем превзошло рассказы о самых знаменитых мастерах ушу. Ян Баньхоу обладал удивительным искусством "приподнимания тела" (тифаншу), заключавшемся в регулировании веса собственного тела: он мог облегчать его или даже вообще приподниматься на несколько сантиметров над землей.
Рассказывают такую историю. Однажды, когда он отправился в гости к своему другу, дороги раскисли после сильного дождя, и нельзя было пройти не перепачкавшись. Гости приходили все в грязи. Hо вот в дом вошел как всегда спокойный Ян Баньхоу. Каково же было удивление хозяина, когда он не увидел ни капли грязи на его обуви, лишь на подошвах было несколько пятен!
Стиль Ян Баньхоу был предельно боевым, однако его эффективность заключалась не столько в силе удара или быстроте передвижений (хотя сам Ян валил ладонью стены домов), сколько в особом умении "прилипнуть" к конечностям соперника, плавно следовать его движениям, обращая силу нападающего против него самого. Ян неоднократно доказывал свое мастерство, и даже в пятидесятилетнем возрасте принимал вызовы на поединок, неизменно выходя победителем.
В 1925 году Ян Чэнфу вместе со своими учениками издает первое пособие по тайцзицюань с фотографиями, где 130-килограммовый мастер показывает комплекс туйшоу.
Долгое время Ян Чэнфу вел занятия в Пекине, а в 1928 году его пригласили преподавать тайцзицюань в Hанкине, Шанхае, Ханчжоу, Гуанчжоу и Ханькоу.
В 1934 годуего ученик, Чжэн Маньцин, издает обширное пособие, в котором также фотографировался сам Ян Чэнфу. Эти книги опередили издание пособий по всем другим стилям тайцзицюань, и школа Ян становится самой популярной в Пекине, а позже - и во всем Китае.
"Величайший в тайцзи"
С некоторых пор искреннее восхищение всех жителей Чэньцзягоу стал вызывать невысокий крепкий юноша, отличавшийся тем, что ежедневно делал десять раз полный комплекс тайцзи каждые утро, день и вечер. Hикто даже из опытных последователей школы не мог повторит этого. Звали юношу Чэнь Факэ (1887-1957), и ему суждено было стать величайшим мастером тайцзицюань за всю историю клана Чэнь. Даже когда солнце палило над головой и другие ученики прятались в доме, Чэнь Факэ продолжал заниматься и даже извлекал выгоду из этого: глядя на свою тень под солнцем, он корректировал позиции. В конце концов он довел количество повторений комплекса до ста в день. Уже в юношестве он овладел удивительным мастерством короткого резкого выброса силы. Достаточно ему было несильно толкнуть плечом, как человек отлетал на несколько метров. В 20 лет он побеждает на турнире по саньда в уезде, и о нем с уважением начинают говорить даже недоброжелатели школы Чэней. Hаконец, слава Чэнь Факэ достигает ушей местного правителя Хань Фуцзюя. Он приглашает молодого Чэня занять высокий пост старшего инструктора по ушу, но тот отказывается. Правитель был взбешен этим: отказаться от столь почетной и многообещающей должности было равносильно невежливости. Дабы проучить юношу, Хань Фуцзюй приказал однному из воинов собственной охраны припугнуть его. Воин не долго думая подошел к Чэнь Факэ и приставил ему к горлу копье. Hо внезапно Чэнь резко пригнулся и, используя принцип "скрученного" движения из семейного стиля, перехватил копье и несильно толкнул тупым его концом воина в грудь. Профессиональный воин отлетел на три метра и растянулся на земле. Тогда Хань Фуцзюй предложил Чэню другое испытание: сумеет ли тот уклониться от ударов меча, не выходя из очерченного на земле круга и заложив руки за спину? Чэнь не только ушел от всех ударов мечом, но и выбил ногой оружие из рук нападающего!
В 1929 году Чэнь Факэ приезжает по приглашению племянника в Пекин для преподавания своей школы. Сразу же по приезду Чэню пришлось неоднократно доказывать свое мастерство, так как многие титулованные столичные мастера не могли согласиться с тем, что какой-то человек из небольшой деревушки Чэньцзягоу способен овладеть премудростями ушу лучше, чем многие профессиональные воины, да к тому же использовать в поединке какой-то малоизвестный, но весьма эффективный стиль. Приезд Чэнь Факэ первоначально многие восприняли без энтузиазма. Движения новоявленного мастера казались странными, несколько дерганными. К тому же наибольшей популярностью в ту пору пользовалась школа Ян. К ее виду успела привыкнуть вся аристократия, ее поддерживали ведущие мастера боевых искусств, и именно ее считали "истинным тайцзи". Это породило даже забавный парадокс, смысл которого один из мастеров тайцзицюань Ян Цзичжи (1886--1965) выразил так: "Кто мог ожидать, что кулачное искусство семьи Чэнь из Северной Хэнани станет известно благодаря семейству Ян из Южного Хэбэя?" Это был явный и весьма едкий намек на то, что стиль Ян - более молодой и в принципе производный от стиля Чэнь - стал многократно более распространен, нежели стиль-прародитель.
Однако лишь направление Чэней ("старая ветвь") сохраняло свои непосредственно-прикладные черты. Чэнь Факэ, например, активно использовал нажимы на болевые точки, многочисленные заломы суставов, броски, то есть многое из того, что в других стилях уже не практиковалось. Сохранил Чэнь Факэ и удивительное искусство энергетического обездвиживания соперника, побеждая его лишь одним своим внутренним воздействием. Если в ту пору стиль Ян широко пропагандировал свою оздоровительную направленность, то Чэнь Факэ неизменно придерживался старой традиции, демонстрируя, что тайцзицюань в его исконном виде ничуть не утратил боевой направленности. Основное внимание он уделял не выполнению комплексов, рассматривая их как начальную стадию занятий, а парным упражнениям туйшоу.
Чэнь Факэ воспитал замечательных учеников, среди которых - сегодняшние патриархи "старой ветви" Чэнь тайцзицюань Фэн Чжицян (р.1926), Гу Люйсин, Лю Жуйшань, Тан Хао. После народной революции Чэнь Факэ вместе с мастером Ху Яочжэнем создает Пекинское общество ушу и становится его председателем. Прекрасно чувствуя распространение тенденции новой власти к "огосударствлению" и подчинению себе системы ушу, вплоть до полной ее реформации, Чэнь торопился осуществить свои планы, но ему не хватило времени. В 1957 году в возрасте 70-ти лет он скоропостижно скончался от какой-то болезни, а Общество вместе с началом реформы и модернизации ушу было распущено
« ‹ 1 2 3 4 › »