Цигун. Энергия ЦИ.
Цигун. Энергия ЦИ.
ЧЖУНГУН
Чжан Хунбао
“ЦИ” – общий термин древнекитайской философии, обозначающий все виды энергии, или: все виды энерги и есть формы и проявления ЦИ.
Общепризнанным в китайской философии было представление о ЦИ как об Истинной энергии – ЧЖЕНЬЦИ - бескачественном первовеществе, из которого состояла Вселенная в исходной фазе своего развития, называемой Великим единым — ТАЙ И, Великим началом — ТАЙ ЧУ, Великой пустотой — ТАЙ СЮЙ, Великим пределом — ТАЙ ЦЗИ.
“ТАЙ ЦЗИ” – категория китайской философии, выражающая идею «предельного состояния бытия». В трактате «Чжоу И» – «Циклические перемены» говорится:
«…перемены имеют Великий предел, из которого рождаются сначала два образца – Инь Ян, а потом все сущее».
Движущаяся тонкая субстанция и движущая сила, как совокупность и предпосылка различных проявлений жизни, составляют Жизненную энергию – ШЕНЦИ.
В человеке Жизненная энергия состоит из Изначальной и Обычной энергий. Изначальной энергией – ЮАНЬЦИ называют индивидуальный запас Истинной энергии — ЧЖЕНЬЦИ, закладываемый в человека в период от его зачатия до рождения. Изначальную энергию, как и Истинную энергию, традиция соотносит «прежнему небу» – первозданному состоянию Вселенной, предшествовавшему разделению на силы Инь и Ян.
Обычную энергию – ФАНЬЦИ, приобретаемую в послеродовой период, в процессе жизни человека, соотносят «последующему небу».
”Изначальное” – значит идеальное, ”последующее” – искаженное.
Считается, что правильная, истинная энергия – ЧЖЕНЬЦИ, начиная с рождения человека претерпевает искаж ения и в течение жизни происходит разбалансировка и растрачивание ее запаса. Разбалансировка энергий истощает и приводит человека к увяданию и к смерти. Поэтому в гимнастиках цигун стремятся вернуться к состоянию энергии «прошлого неба».
Термин – “ЦИ ГУН” переводится как «работа с жизненной энергией», «энергетическая гимнастика». Упражнения цигун упоминаются в самых ранних письменных и изобразительных источниках Китая. Наследие этого древнего искусства огромно и тщательно разработано.
Во многих школах ушу и цигун практика цигун воспринимается как «самосовершенствование» – СЮ. Целью практик в таких школах является постижение себя и мира как проявление одухотворенных энергий. А возрастание духовной энергии ставится в зависимость не столько от самих упражнений, сколько от направленности пути развития самого практикующего: от качества его мыслей, его природы, многообразия его устремлений – СИНЬСИН. Так, на первый план выступает не цель достижения благ или, например, сверхспособностей, а стремление следовать законам Вселенной, максимально соответствовать им. И успехи на этом пути стоят в прямой зависимости от качества СИНЬСИН. Таким образом, практикующий стремится к постижению свойств Вселенной и к приведению СИНЬСИН в соответствие с этими свойствами.
“ТАЙЦЗИЦЮАНЬ” — гимнастика великого предела.
“ЦЮАНЬ” — гимнастика. “ТАЙ” – «великий» – подразумевает достижение крайней точки, “ЦЗИ” – «предел» – означает приближение к истоку.
На протяжении веков приемы цигун, помогавшие практикующим чувствовать и усиливать разные проявления ЦИ, следовать законам этих проявлений и управлять ими, накапливались, формировались в комплексы последовательных действий. Со временем, таких комплексов накопилось несколько десятков и сформировались такие известные стили как Удан-тайцзицюань, Шаолинь-тайцзицюань, Чень-тайцзицюань и много других мало распространенных стилей. На основе этого наследия были созданы Ян-тайцзицюань, У-тайцзицюань, Ву-тайцзицюань.
Каждый стиль имеет свои особенности, однако все они проникнуты единой философской базой и нацеливают практикующих на приближение к наиболее значительным, тонким и глубинным проявлениям Ци.
Не исключено, что многие процессы, с которыми взаимодействуют практикующие тайцзицюань или цигун, светской европейской культуре незнакомы. Но очень много общего прослеживается между духовными практиками Европы и Китая, а некоторые эпизоды жизни христианских святых вполне можно трактовать как практику цигун.
История цигун в Китае насчитывает более 2000 лет. В новое время был период забвения, но в последние 10 лет цигун вновь стал постепенно овладевать умами. Многие представители интеллигенции прекрасно осознают, что XXI век будет веком гуманологии (Жэнти Шэн Мин Кэ Сюэ) - "наука о жизни человека" и именно те страны, которым удастся занять лидирующие позиции в исследовании гуманологических проблем, встанут в первых рядах развития цивилизации на Земле. В противном случае их ожидает значительное отставание. Вот почему люди, осознающие важность проблемы, объединяют свои усилия в комплексных исследованиях китайской традиционной медицины, цигун и "особых способностей". Мироздание полно удивительных вещей, и время, когда человеческая мысль была скована определенными рамками, исчерпало себя.
Каждая научно-техническая революция сводится, в конечном счете, к философским проблемам, поднимает человеческие познания на новую ступень. Проводимые нами исследования в области самоконтроля человека за жизнедеятельностью организма неизбежно вызовут качественный скачок в знаниях людей о мире. Речь идет о взаимоотношениях материального и идеального. Что же первично? Материя или идея? Обычно в ответах на этот вопрос преобладает метафизический подход, предполагающий их полное противопоставление. Слово "только" означает существование чего-то одного, не допускает двойственности, поэтому любые суждения, в которых используется это слово, представляются мне крайними. В связи с этим на повестку дня с особой остротой встал вопрос о методологии и гносеологии исследований в области цигун и "особых способностей".
Существует большое количество методик цигун. Только в письменном виде их зафиксировано несколько тысяч. В Китае в настоящее время используется около двухсот пятидесяти методик. Все они принадлежат разным школам: буддистской, даосской, медицинской, конфуцианской. Существует и цигун-ушу.
По типологии методики подразделяются на динамические, статические, "замкнутые" и "открытые". По своему действию они бывают оздоровительными, т.е. предназначенными для лечения болезней и сохранения здоровья, и интеллектуально-энергетическими, т.е. предназначенными для развития скрытых способностей человека. Кроме того, цигун бывает "жестким", "легким", "водным", "огненным", "электрическим" и т. д. Цигун дошел до нас через тысячелетия и продолжает развиваться.
1 2 3 4 › »« Научная подборка статей по непознанному. | Внутренние стили от практического к мистическому. »