Волновая природа безмолвия. Ритмы мозга: бета-ритм, альфа, дельта. Практика.
Волновая природа безмолвия. Ритмы мозга: бета-ритм, альфа, дельта. Практика.
С лёгкой руки индийских трактатов по йоге и медитации большое число авторов говорит о волнах, протекающих сквозь ум. Эти волны проявляются в виде потока образов и мыслей, пёстрым калейдоскопом сменяющихся в сознании человека. Волны мыслей бывают бурными и крупными, напоминающими шторм в несколько баллов, а бывают мелкими барашками, создающими на поверхности постоянную рябь. Размер мыслеволн зависит от силы и упорядоченности мыслей и насыщенности чувств, изнутри активизирующих мысли и влияют на поток сознания и желания человека. Не зря теософия определяет ум как кама-манас (буквально «ум желаний»). Восточная традиция говорит о читте, тончайшей ментальной материи, обычное состояние которой в сознании человека — это колебание и волнение.
Волновая природа сознания проявляется не только на его самом верхнем мыслительном уровне, включающем в себя перепады чувств, настроений и желаний, но и на низшем уровне психики, связанном с различными сложными ритмами электрической активности головного мозга. Современная наука выделяет четыре основных ритма мозга:
- бета-ритм (14-30 герц), регистрируемый в состоянии бодрствования, когда приходится много и активно думать, а внимание направлено вовне (ему соответствует уровень обыденного сознания, в котором преобладает чувственное восприятие внешнего мира);
- альфа-ритм (9-14 герц), возникающий в состоянии бодрствования во время отдыха, релаксации или неглубокой медитации с закрытыми глазами (ему в своей высшей стадии соответствует уровень сверхсознания, соответствующий уровню просветления и свободы);
- тета-ритм (4-7 герц), рождающийся во время неглубокого сна или же глубокой медитации (ему соответствует уровень проникновения в подсознание, при котором происходит освобождение от подавленных эмоций и психических блоков);
- дельта-ритм (0,3-4 герц), характерный для стадии глубокого сна без сновидений (ему соответствует уровень бессознательного, предполагающий слияние человека с природой).
Обратим внимание, что эти открытые современной наукой четыре основных ритма, соответствующие четырём основным состояниям сознания человека, были описаны ещё в незапамятной древности в древнеиндийских философских текстах, в частности, в Упанишадах, где назывались дневное бодрствование или говоря сегодняшним языком бета-состояние, сон со сновидениями (альфа-состояние), сон без сновидений (дельта-состояние) и глубокая медитация, приводящая к состоянию освобождения (тета-состояние).
В обычном состоянии бодрствования, когда преобладает бета-ритм, работа различных участков мозга координируется довольно слабо. Когда человеку нужно заниматься чисто интеллектуальными расчётами, у него активно работает левое полушарие, а правое включено в работу крайне незначительно. Но когда требуется решить какую-либо новую задачу и чисто логических инструментов для её решения не хватает, то тогда включается интуиция и правое полушарие, а левое отступает на второй план. Несинхронно работают также затылочные и лобные части мозга, поверхностные и глубинные его участки. Это выражается в резком преобладании какого-то одного ритма мозговой активности в тех участках мозга, которые в данный момент являются ведущими, и одновременном угнетении других ритмов. Такое преобладание происходит практически во всех видах деятельности человека, во время которых он отождествляется с объектами, заставляющими его фокусировать внимание на себе. Занимается ли человек активной работой чисто внешнего характера или же копается в себе, перебирая варианты обдумываемых решений, у него преобладает какой-то один ритм на доминирующем в данный момент участке мозга. Учёный Дитрих Эберт, изучающий природу медитации, сравнивает такое состояние мозга с «трескотнёй пишущей машинки или компьютера».
Единственный вид деятельности, который останавливает эту ментальную трескотню и помогает преодолеть рассогласованную работу полушарий, различных частей и участков мозга, является медитация. Учёные (Лайвин, Банкуэт, Китт Уоллс) открыли явление когерентности (согласованности), присущее медитативному состоянию и означающее согласование различных ритмов головного мозга. Все ритмы начинают как бы подстраиваться друг под друга. В первую очередь согласованно начинают работать альфа и тета волны. Они приводят в состояние гармоничного баланса правое полушарие, отвечающее за эмоциональную сферу, работу интуиции, подсознание и левое полушарие, связанное с работой интуитивно-образных и подсознательных структур. Происходит интеграция работы затылочной и лобной частей мозга, а также его поверхностных и глубинных участков. Чем дольше и серьёзнее человек занимается медитацией, тем полнее становится когерентность тех участков и структур мозга, которые раньше работали в совершенно различных диапазонах. Различные исследователи и авторы (Банкуэт, Готвалод, Уоллс, Эберт) отмечают, что у медитирующих людей с большим опытом эффект когерентности всё чаще сохраняется и при повседневной деятельности.
При этом можно выделить и ведущий ритм, который в процессе медитации оказывает возрастающее влияние на другие ритмы головного мозга. Это альфа-ритм, отвечающий за состояние бодрствования и представляющий собой периодическую пульсацию электрических потенциалов. Исследования показывают, что периодичность задаётся из таламуса, в котором находится генератор альфа-ритма, в свою очередь подверженный влиянию ретикулярной формации — особого образования среднего мозга, отвечающего за регуляцию процессов сна и бодрствования. Интересно, что в Агни Йоге ученику, синтезирующему древнейшие знания Востока с достижениями современной науки Запада, рекомендуется обратить внимание на исследование функций и значение среднего мозга, развитие которого помогает развитию йогизма. Большинство исследователей, наблюдавших электрическую активность мозга у йогов, находящихся в глубокой медитации и даже в состоянии самадхи, свидетельствуют, что у тех происходило повышение амплитуды альфа-ритма при незначительном уменьшении его частоты. Изучение мозговой активности во время медитации мастеров дзен также подтверждает эту закономерность преобладания альфа-ритма, в который иногда вкраплялась дельта-амплитуда.
Важно подчеркнуть, что после медитации альфа-ритм сохранялся и при открытых глазах. Исследователь Дитрих Эберт пишет, что учёные Касамматсу и Хираи «отличают состояния сознания, возникающие при практике дза-дзен от состояния сна, когда наблюдается исключительно дельта- и бета-активность, на основании наличия при дза-дзен стабильного альфа-ритма». Учёный делает утверждение, что «при (всех формах!) медитации речь идёт о некотором состоянии бодрствования, можно считать общепринятым и доказанным для всех форм медитации». Другие учёные устанавливают корреляцию альфа-ритма с такими психическими явлениями как творчество и вспышки интуиции. Понижение частот в диапазоне дельта- и бета-волн в чистом виде приводит к помутнению сознания. Это выражается либо в состоянии болезней (нарколепсия, опухолевые образования мозга, травмы, воспаления), что характерно для дельта-ритма, либо в состоянии суеты и стресса, во время которого мозг находится под действием бета-ритма.
Почему именно альфа-ритм является ведущим ритмом медитации, к которому подстраиваются остальные ритмы мозга при когеренции? По-видимому, потому, что в его основе лежит состояние оптимальной активности бодрствующего сознания. Подчеркнём — в меру активного: излишняя активность суетливого бета-состояния бесполезна для вхождения в медитативный транс. Правда, исследователи отмечают, что в некоторых видах медитации бета-ритм всё же возникает, как сопутствующие волны. Чтобы сознание пришло в оптимальное медитативное состояние, то есть было активным и пассивным, бодрствующим и спокойным, ясным и спонтанным нужно, прежде всего, чтобы альфа-ритм соединился с тета-ритмом, а внутренняя активность объединилась с релаксацией и самоуглублением.
Наиболее полное состояние когеренции возникает именно в те моменты, когда возбуждение мозга максимально снижается. Автор книг по медитации Андрей Ардха со ссылкой на американских нейрофизиологов указывает, что в этот момент в деятельности мозга возникают «вспышки абсолютно упорядоченной активности всех центров мозга» и запускается процесс самопроизвольной самоорганизации. Впрочем, говоря о самопроизвольности, не следует думать, что эту самонастройку осуществляет человеческий ум или сам мозг. Не зря различные традиции, в своих религиозных терминах описывающие подобное состояние, говорят о том, что его запускают сверху Божественные Силы — Дух Святой, Учитель, Луч Высшего Я, Изначальный Свет, Голос Безмолвия. Спонтанность сознания, о которой писал известный российский исследователь изменённых состояний сознания В. В. Налимов, вовсе не означает его замкнутость на себе. Спонтанное сознание максимально открыто по отношению к Целому, Космосу, Божественному Сознанию. И если индивидуальное сознание сумеет остановить собственные волны настолько, что утратит замкнутость на самоё себя, то именно Божественное Сознание запустит в нём процессы, приводящие к состоянию естественности, спонтанности и гармонии.
1 2 › »« МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ СМЫСЛ БОЛЕЗНЕЙ И НЕДОМОГАНИЙ: О | Как овладеть энергией денег. »