ВОЗРОЖДЕНИЕ ШАОЛИНЯ
ВОЗРОЖДЕНИЕ ШАОЛИНЯ
После свержения Цинской династии монастырь не раз подвергался нападениям. Наиболее ощутимый урон был нанесен в 1928 году, когда генерал Ши Юсань сжег храмовый комплекс. Пожар длился более 40 дней. Сооружения и памятники монастыря были разрушены почти целиком. Потом еще и «культурная революция» добавила бедствий, и постепенно монастырь пришел в упадок. В этот момент сюда и приехал Ши Юнсинь.
В 1982 году, после кинематографического фурора сянганской ленты «Монастырь Шаолинь», о нем узнал весь мир. Ши Юнсинь вспоминает: «Этот фильм сыграл роль рекламы монастыря. Судите сами, за период 1974 - 1978 гг. в монастыре побывало около 200 тыс. туристов, а только в один 1982 год их число превысило 700 тыс. В 1984 году число посетителей достигло 2,6 млн. человек». Именно это и позволило возродить монастырь.
В 1984 году 19-летний Ши Юнсинь стал одним из членов самоуправления монастыря. Главным образом он помогал главному настоятелю вести текущие дела монастырской жизни. Стремясь развивать боевое искусство ушу, в том же году он создал группу мастеров шаолиньского ушу. В 1987 году он переименовал ее в группу монахов-воинов. С 1989 года они решили распространять шаолиньскую культуру за стены монастыря – гастролировать по Китаю и за рубежом. При поддержке своего учителя, главного настоятеля монастыря Синчжэна, параллельно Ши Юнсинь начал работы по восстановлению и реставрации сооружений монастырского комплекса.
Однако гастрольные выступления монахов-воинов, растущие слава и доходы монастыря вызвали осуждение со стороны буддийского сообщества. «В то время нас критиковали за то, что мы больше обращаем внимание на ушу, а не на вопросы учения и практики. Что мы превратили монастырь в балаган. Но ведь мы исповедуем ушу-чань. Истинное учение шаолиньского ушу состоит в сочетании практики молчаливого сидящего созерцания с физическими упражнениями. Заниматься ушу и погружаться в медитацию и есть следование буддийскому пути. Учение чань, которое было основано последователем Шакьямуни в 28-м колене – индийским монахом Бодхидхармой в 527 году, говорит, что ходить, сидеть, лежать... все это тоже созерцание. Ушу-чань – один из способов достижения нирваны».
3 сентября 1995 года в монастыре Шаолинь отмечали 1500-летний юбилей, на котором присутствовали более тысячи иностранных и более 10 тыс. китайских почетных гостей. Общее число участвующих в этом торжестве превысило 100 тыс. человек. Более 400 корреспондентов из 17 стран мира освещали это событие. Монастырь к тому времени уже преобразился. Новопостроенный торжественный зал «Дасюнбаодянь», отреставрированный величественный храм «Тяньвандянь» («Храм Небесных богатырей») радовали глаз яркостью росписи. У Цзепин, зампредседателя Постоянного Комитета ВСНП, выступая с приветственной речью, отметил, что Ши Юнсинь внес очень большой вклад в дело распространения буддизма и шаолиньской культуры. Ши Юнсинь сказал: «Сегодняшний день – веха в истории развития монастыря Шаолинь и поворотный момент в его возрождении».
ДЕЛА МИРСКИЕ
Но возрождение – нелегкое дело. Во время бурного экономического развития многие бизнесмены поняли цену марки «Монастырь Шаолинь». Пока монахи медитировали, молились, занимались ушу, пребывали в состоянии внутреннего покоя, «бои без правил» за регистрацию торговой марки «Шаолинь» уже велись по всему миру.
В октябре 1993 года Ши Юнсинь узнал, что фабрика по производству консервированных продуктов г. Лохэ пров. Хэнань рекламирует колбасу и ветчину марки «Шаолинь». Ши Юнсинь с горькой усмешкой говорит: «Почти всем известно, что монахи – вегетарианцы. А что такое колбаса и ветчина марки «Шаолинь»? Какое это имеет отношение к нашему монастырю?» Он предъявил фабрике иск и стал первым из священнослужителей Китая, обратившихся в суд. Через два года судебный процесс завершился выигрышем монастыря.
«Имя стало источником наживы. Понятно, что каждый человек не прочь заработать. Но делайте дела честно! Ведь все это в конечном итоге причиняет ущерб монастырю Шаолинь и своеобразной шаолиньской культуре». Как быть? Спрятаться за монастырскими стенами, отрешившись от сансары, или защищать буддийское учение, выйдя из монастыря? Ши Юнсинь попал в сложное положение. Как монах он должен изолироваться от внешнего мира, а как наследник Шаолиня он хорошо знает, что жизнь монастыря тесно связана с интересами Родины и нации. Он не хотел видеть разрушение монастыря Шаолинь, пока он настоятель.
Главный настоятель Шаолиньского монастыря Ши Юнсинь совсем не соответствует традиционному образу монаха, тем более священнослужителя его ранга. Китайские СМИ называют его не настоятелем, а генеральным директором. Он каждый день просматривает новости по Интернету, получает и отправляет электронную почту, посылает по модному мобильному телефону SMS, берет с собой в поездки цифровую фотокамеру, у него собственная машина, он часто летает на самолете в разные страны мира, собирается продюсировать съемки 120-серийного телефильма «Миф о монахах-воинах монастыря Шаолинь». И еще у него есть мечта: создать мультипликационный городок возле Шаолиньского монастыря. Все вышесказанное постоянно вызывает споры вокруг личности главного настоятеля. С тех пор, как Ши Юнсинь занял эту должность, он то и дело удивляет общественность экстравагантными поступками. Поэтому старинный монастырь Шаолинь, священное место китайского буддизма, привлекает уже внимание и западной общественности.
В июле 1998 года монастырь Шаолинь вложил капитал в создание компании с одноименным названием. «Если бы мы не создали компанию, то не смогли бы зарегистрировать собственную торговую марку». С тех пор монастырь уже получил свидетельства о регистрации прав на 43 наименования товаров. В ноябре 2004 года Государственное промышленноторговое административное управление присвоило торговой марке «Монастырь Шаолинь» статус «известный торговый знак».
В 2002 году монахи начали собирать соответствующие документы и прилагать усилия к тому, чтобы ЮНЕСКО внесло Шаолинь в Список всемирного наследия фольклорной и нематериальной культуры. Ши Юнсинь уверенно сказал: «Решение будет принято, это лишь вопрос времени».
СОВРЕМЕННЫЙ МОНАСТЫРЬ
Да, с таким настоятелем о какой изоляции от внешнего мира мо жет идти речь? Так вот и не смолкают споры и в буддийских кругах, и в светских.
В 1996 году, когда в Китае Интернет еще был в диковинку, Ши Юнсинь познакомился с «этой хорошей вещью, очень удобной» во время своей поездки в Англию. По возвращении он создал вебсайт монастыря, который сделал монахов самыми первыми пользователями Интернета в Китае. В 2003 году он заимствовал технологию распространения новостей в сети для пропаганды буддийских канонов. Он говорит: «Сеть Интернета быстро развивается. Почему нам было не воспользоваться этим новым способом распространения знаний и культуры Шаолиня?»
Ритм современной жизни, к которому прислушивается Ши Юнсинь, отразился и на монастырском укладе, в котором произошли значительные перемены. Так, подъем сделали позже: раньше был в 4.00 утра, а сейчас в 5.00. Всем монахам разрешено пользоваться мобильными телефонами. Двор убирают уже не сами монахи, а уборщики, которых взял на работу монастырь. У главных ворот профессиональная охрана. А сами монахи попрежнему идут по пути самосовершенствования, осваивают учение, делают практики, но при этом еще и учатся английскому языку, в свободную минуту бродят по Интернету. Наиболее способные имеют возможность учиться в Институте буддизма, другие осваивают программу МВА. Ши Юнсинь говорит: «Монастырь Шаолинь связан с внешним миром. Если буддизм изолируется, то это приведет к гибели учения».
У главного настоятеля Ши есть своеобразная и твердая концепция направления развития монастыря Шаолинь. Тесная связь с современным обществом и правительством. Для осуществования этого у него есть и современное оборудование: ноутбук, цифровая фотокамера, мобильная связь и т. д. А главное, есть четкое понимание: в соединении учения с современным обществом – источник развития. И для общества, и для монастыря.
С этой идеей Ши Юнсинь, можно сказать, исходил весь мир. «Участвуя в научных конференциях и с гастролями группы монахов-воинов, я объездил более 40 стран мира. Встречался со многими мировыми знаменитостями».
В марте 2006 года в Шаолиньском монастыре начали снимать реалити-шоу «Звезды кунфу Китая». «Мы организовали этот проект, чтобы привлечь учеников разных школ ушу к распространению китайской традиционной культуры боевых единоборств».
НЕУГОМОННЫЙ НАСТОЯТЕЛЬ
Оглядываясь на пройденный 10-ти летний путь, главный настоятель замечает, что буквально каждое событие, произошедшее в монастыре Шаолинь, будь то борьба за торговую марку, ремонт монастыря, заявление о внесении в Список наследия нематериальной культуры ЮНЕСКО... все проходило при повышенном внимании не только со стороны китайских СМИ, но и зарубежных.
В 2001 году в монастыре начался ремонт. По постановлению правительства, прилегающую к монасты рю территорию площадью 300 тыс. кв. м. было решено передать в распоряжение монастыря. Местные крестьяне были вынуждены переселиться в город Дэнфэн. Они жаловались: «Живя возле Шаолиня, мы продавали сувениры туристам. А теперь как нам зарабатывать на жизнь?» Но жалобы крестьян не повлияли на решение Ши Юнсиня. Его доводы просты и вполне обоснованны: «Раньше у ворот монастыря был большой шумный базар. Во-первых, этот галдеж очень мешал монахам, а во-вторых, портил все впечатление от монастыря. Так нельзя. Когда закончим решать все вопросы с монастырскими землями, тогда крестьяне смогут снова торговать, но в специально отведенном месте. К тому же туристов в скором времени только прибавится, так что крестьяне на себе почувствуют, что решение о наведении порядка возле монастыря было правильным. Мы делаем это в рамках работы по внесению Шаолиня в Список наследия нематериальной культуры ЮНЕСКО, именно в целях сохранности монастыря и его окрестностей».
В 2005 году на веб-сайте монастыря Шаолинь были опубликованы книги, раскрывающие секреты боевого искусства кунфу, и некоторые древнекитайские медицинские рецепты. Это сразу вызвало общественное беспокойство. Число посетителей сайта превысило 100 тыс. человек в день. Действия настоятеля опять повлекли ожесточенные споры. Некоторые возмущались: какое право имеет монастырь Шаолинь раскрывать секреты, принадлежащие всему Китаю? Подробно рассказывать о технике кунфу, чтобы какие-нибудь варвары освоили навыки боевых искусств? Разве можно публиковать тайные знания по древнекитайской медицине?
Но Ши Юнсинь не обращал внимания на все эти обвинения. «В настоящее время можно без труда найти литературу о шаолиньском кунфу. Но вся эта информация по большей части неверна. Шаолиньское кунфу в этой массе «источников» превратно истолковано. Сущность шаолиньского кунфу – в содержании учения. Этим оно отличается от других боевых искусств. Если люди хорошо понимают это, они занимаются шаолиньским ушу не только как видом единоборства, но и для самосовершенствования, для обретения гармонии». А поэтому господин настоятель планирует и дальше публиковать тексты древних книг на своём сайте.
Многие люди осуждают Ши Юнсиня, который активно занимается разными коммерческими проектами. На их взгляд, это противоречит основной цели буддизма. Настоятель не только создал компанию, но и продал право двум предприятиям производить чай с маркой «Шаолиньчань», вегетарианское печенье с маркой «Монастырь Шаолинь». А Ши Юнсинь считает, что в этом-то и заключается развитие традиций, так как жизнь монахов – это тоже жизнь, и она движется. Движется во времени и в пространстве. Здесь, сейчас, всегда, вечно.
«Сейчас перед нами стоит задача – отреставрировать монастырь, обеспечить сохранность памятников», – говорил Ши Юнсинь. Он верит, что добиться этого можно, используя современные методы управления, но никак не превращая монастырь в коммерческое предприятие. «Одни люди довольны достигнутыми успехами в работе, другие – полученным богатством, а монахи получают свое удовлетворение и спокойствие в служении Будде».
«Вся эта мирская суета, как говорят мои оппоненты, или работа, как считаю я, для дальнейшего развития дела буддизма, а не для богатства, ведь денег от продажи входных билетов уже хватит на нужды монахов», - подумав, продолжает он: - «Проблема в глобализации мира. Стоя перед явным экономическим и информационным преимуществом Запада, Востоку, Китаю, а значит, и монастырю Шаолинь необходимо ответить на это. Если точка зрения некоторых сторонников изоляции не изменится, то восточная цивилизация не сможет отстоять себя в современном обществе. И нам будет стыдно перед предками и потомками. Сегодняшние перемены монастыря Шаолинь свидетельствуют, что я отвечаю и за буддизм, и за нацию».
С ВЕРОЙ В СЕРДЦЕ
«Если сравнить модернизацию с течением, то буддизм – лодка. Мы знаем, как правильно управляться с парусом, рулем, веслами, чтобы наша лодка продолжала свой путь. Опытный рулевой может вести свое судно и против течения, и в сильную волну, и навстречу ветру, а не плыть, как бревно, по течению», - так объясняет свою жизненную позицию Ши Юнсинь.
Но будет ошибкой посчитать руководителя Шаолиня только отличным хозяйственником, этаким современным топ-менеджером высокого уровня. Он прежде всего буддист, и в области учения у Ши Юнсиня необыкновенно большая эрудиция. Он объясняет самые глубокие мысли о буддизме и учении чань простым доступным языком. А это редкий талант и показатель уровня образованности. В последние годы опубликован его труд «Чаньлуцзи» в трех томах, под редакцией или с его участием вышли в свет большой альбом «Монастырь Шаолинь» (в трех томах), Сборник статей о шаолиньском кунфу (в двух частях), «Медицинские секреты шаолиньского кунфу», «Стихи о буддийском храме», Сборник статей Международной конференции о буддийской культуре, Сборник научных работ по шаолиньской культуре и др.
В своей монографии «Чаньлуцзи» Ши Юнсинь рассказывает и о древней истории, и о современности, между строк кроется глубокое и правильное понимание учения чань. Когда он прибыл в Сянган с визитом, Ши Цзюегуан, один из самых уважаемых буддийских священнослужителей Сянгана, пошутил: «Когда люди читают написанные тобой книги, они считают тебя старым монахом. Они даже не предполагают, что ты такой молодой. У нашего дела буддизма есть продожатели!»
С далеких времен до сегодняшних дней монастырь Шаолинь все еще пишет свою летопись, создает неслыханные мифы. А Ши Юнсинь по-прежнему тот монах, который хранит Будду в своем сердце.
Цзы Фенчуань
Журнал «Китай»
« Григорий Курлов: цитаты. Технология «Калейдоскоп» | Земля - это живой организм. »