Йогачара. Философская школа буддизма махаяны
Йогачара. Философская школа буддизма махаяны
Йогачара
Йогачара (виджнянавада) - философская школа буддизма махаяны. Основные идеи появились в III веке н.э. и получили отражение в Ланкаватара-сутре. Видными представителями школы считаются основатель школы Матрея, а также Асанга и Васубандху. Расцвет школы относится к VI-VIII векам н.э. и совпадает с комментаторской деятельностью Стхирамати и Дхармопалы и творчеством крупных буддийских логиков Дигнаги и Дхармакирти.
Конкретизируя буддийское представление о единственной значимости психического бытия личности и критикуя мадхьямику, йогачара развивает идею исключительной значимости Виджняны. Одновременно в школе йогачара получила распространение концепция алаявиджняны - своеобразного абсолютного сознания, имеющего природу не универсального, а индивидуального сознания.
Особенностью йогачары является усиленное внимание, придаваемое медитативной йогической практике, рассматриваемой как основное средство достижения освобождения. При этом развиваемая йогачарой буддийская логика, в противоположность реалистической логике брахманизма (ньяе), исследовала не возможность познания мира, а достоверность самого познания - отношения "Я" и мира. В этом отношении очень интересна теория об относительном значении слов.
Йогачаре приписывают высказывание: "Все нереально, но факт сознания нереальности реален".
Помимо Индии, йогачара получила распространение в Восточной Азии, особенно Китае, Тибете, Японии.
‹ Мадхьямика. Дзен. ›« Махаяна. Буддизм Махаяны. Большая коллесница. | Бег как медитация. »