ЗАКОН ПЯТИ СТИХИЙ
ЗАКОН ПЯТИ СТИХИЙ
У-СИН.
В традиционной китайской медицине считается, что физиологическая деятельность человеческого организма находится в тесной зависимости от постоянно происходящих изменений в окружающей космической среде. В этой среде протекает вся деятельность человека, из этой среды он получает энергию для своего существования (пищу трёх родов: физиологическую, эмоциональную и психическую), и эту же самую среду он постоянно изменяет посредством выброса в неё продуктов своей физиологической, эмоциональной, психической и социальной деятельности. Соответственно, окружающая среда определяет состояние человеческого организма воздействуя на него посредством циклической смены климато-географичееских сезонов и аномальных климато-географических явлений.
Иными словами, древние китайские медики выделяли взаимосвязь "макрокосм-микрокосм" и утверждали, что правильное соотношение сил двух членов этой гармоничной системы обеспечивает их обоюдное здоровье, а нарушение соотношения этих сил ведёт соответственно к их обоюдной патологии, то есть к дисгармонии, к дисбаллансу.
Современной медицине известно, что по мере эволюции человечества структура его заболеваемости также изменяется. В настоящее время в общей картине заболеваемости человека всё более и более возрастает роль тех факторов, которые вызваны усилением степени воздействия человека на окружающую среду. Так называемые "болезни века" являются в значительной мере результатом именно этих процессов.
Вопросам правильного построения индивидуального образа жизни в зависимости от характера циклических изменений среды как раз и посвящено учение "у юнь-лю ци" (буквальный перевод: пять перемещений- шесть Ци; далее сокращённо: юнь-ци).
В традиционной китайской медицине считается, что характер смены времён года (стабильные циклы) и аномальные климато-географические явления определяются законами Инь-Ян и законами У син.
Очень условно, но законы Инь-Ян можно охарактеризовать в целом как законы структурности материального пространства, а законы У син - как законы времени. Говоря современным языком, учение юнь-ци расположено на стыке наук, а именно - на стыке физики, биологии и географии, применяется для различных медицинских целей, таких как профилактика, предотвращение и лечение различных болезней. В практике восточной медицины акупунктура используется в основном для предотвращения заболеваний.
У СИН
Категорию У СИН обычно переводят на русский язык как "пять стихий", или даже как "пять первоэлементов". Весьма условным является первый вариант, и уж совершенно неправильным будет считать, что древние китайцы видели в основе мироздания У СИН.
Основное словарное значение иероглифа СИН - глагольное, функциональное. Если говорить ещё точнее, то иероглиф СИН имеет двигательное значение (двигаться, перемещаться, действовать, осуществлять, применять, шаг, шагать). Иероглиф У имеет однозначное "числительное" значение (5). Тогда буквальное значение выражения У СИН будет означать: Пять перемещают, Пять осуществляют, Пять двигают, Пять шагов, Пять шагают. В традиционной китайской философии эта "пятёрка" обозначена символами: Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода.
Первые письменные сведения об У СИН содержатся в трактате "Шу цзин" (иначе - "Шан шу"),который по преданию был составлен Конфуцием с целью установления основных правил управления государством. В разделе "Хун фань" приводится следующий фрагмент:
У Син указывают на Му-Дерево, Хо-Огонь, Ту-Землю, Цзинь-Металл и Шуй-Воду.
Первое называется Шуй-Вода. Водой называется то, что производит "осаждение влаги". "Осаждение влаги" образует солёность.
Второе называется Хо-Огонь. Огнём называется то, что производит "взметание вверх". "Взметание вверх" образует горечь.
Третье называется Му-Дерево. Деревом называется то, что обуславливает "прямизну-кривизну". "Прямизна-кривизна" образует кислотность.
Четвёртое называется Цзинь-Металл. Металлом называется то, что производит "сжатие-изменение состояния". "Сжатие-изменение состояния" обуславливает острый вкус.
Пятое называется Ту-Земля. Землёй называется то, что производит "посев-получение". "Посев-получение" обуславливает сладость.
Естественным кажется стремление европейцев обозначить эти категории одним обобщающим словом п е р в о э л е м е н т ы, тем более что часть этих понятий действительно являлась первоэлементами в теориях некоторых древнегреческих философов. На самом деле ни Дерево, ни Огонь, ни Земля (!), ни Металл, ни Вода никогда в китайской философии не трактовались как первокирпичики мироздания.
В древности говорилось: "Дао породило единицу, единица породила двойку, двойка породила тройку, тройка породила десять тысяч сущностей" ("Дао дэ цзин", чжан 42). Из этого следует, что в древней китайской философии категории "пяти первоэлементов" не существовало, а если уж и говорить о первоэлементах, то их никак не могло быть более трёх.
Это также подтверждается некоторыми особенностями Пяти этих категорий, которые мало вяжутся с представлениями о них, как о первоэлементах. Эти особенности заключаются в том, что пять членов этой "пятёрки" представляют собой замкнутую циклическую структуру, стабильность которой (существование вообще) обеспечивается взаимодействием членов структуры на двух уровнях - на уровне взаимостимулирования и на уровне взаимоподавления. Иначе говоря, степень стабильности структуры в целом зависит от необходимой степени нестабильности её членов, а это свидетельствует о том, что структура У СИН является цельной и нерасчленимой. Иначе говоря, вычленяя один элемент этой структуры, мы уничтожаем саму структуру.
Следует отметить, что основной причиной нестабильности как отдельных членов структуры, так и структуры в целом является постоянно изменяющаяся окружающая среда, космос. Более того, в китайской философии сами изменения окружающей среды цикличны (как циклично у них время вообще), и циклы эти напрямую соотносятся с нашей китайской "пятёркой".
Считалось, что космос постоянно проецирует на Землю Ци-энергию, качественные характеристики которой цикличны. Весной - это Ци Дерева, летом - Ци Огня, в сезон "лето роста" - Ци Земли, Осенью - Ци Металла и зимой - Ци Воды.
В то же время, каждое из этих Ци имело собственные качественные характеристики: для Ци Дерева - это Ветер, для Ци Огня - это Жара, для Ци Земли - Влажность, для Ци Металла - Сухость и для Ци Воды - Холод.
В таком случае, Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода должны пониматься как циклические параметры Ци-энергии на определённых этапах её циклической эволюции. Иначе говоря, У СИН - это фазы циклической эволюции Ци.
Выяснив, что мы не вправе называть категорию "син" первоэлементом, остаётся выяснить каким же русским словом обозначить эту категорию. Выше уже говорилось, что вариант "стихия" также является весьма условным, так как природная "стихийность" лишь один из многочисленных аспектов проявления данной категории.
Мы также выяснили, что "пять перемещений" представляют собой временные циклические характеристики какого-либо процесса (фазы), однако учитывая громоздкость этого выражения и необходимость постоянного его употребления, от этого варианта приходится отказаться.
С другой стороны, выражение с т и х и я уже весьма прочно укоренилось в русской синологической литературе, само по себе оно является наиболее нейтральным по своему значению, и именно поэтому в дальнейшем здесь будет использован именно этот термин для передачи значения "син".
Закон пяти стихий
Существует два основных закона пяти стихий. Это закон взаимостимулирования пяти стихий и закон взаимоподавления пяти стихий. Известны различные варианты графического изображения двух этих законов, но наиболее распространённым является "звёздный" вариант.
Дерево->Oгонь->Земля->Металл->Вода->Дерево
Закон взаимопорождения пяти стихий
Дерево->Земля->Вода->Огонь->Металл->Дерево
Закон взаимоподавления пяти стихий
В китайской философии считается, что любой процесс в конечном счёте цикличен. Иначе говоря, всё имеющее начало, имеет свой закономерный конец (предпоследняя,63 гексаграмма "Книги перемен" называется "Уже конец", а последняя, 64 гексаграмма - "Ещё не конец"). Всякий циклический процесс по канонам китайской традиции имеет 5 фаз, каждая из которых соотносится с одной из стихий.
Древние китайцы были прагматиками. Всё мироздание они рассматривали в применении к человеку. Существует Небо, существует его антипод - Земля, а между ними существует Человек, соединяюший двух этих антиподов (так просто и эффектно древние китайцы ответили на вопрос о смысле человеческого бытия). Во всех этих трёх сферах мироздания постоянно протекают различные процессы, причём процессы происходящие в одной сфере непременно отражаются и на процессах происходящих в других сферах. Всё взаимосвязано.
« ТАКУАН СОХО (Избранное) | Собрание истинных записей бессмертных с гор Сишань. »