Путь Любви. Путь с Сердцем.

Алхимия Души. Эзотерика Сердца. Пространство Любви.

  • Ом Мани Падме Хум!

«Тувинское горловое пение»

В этой теме: 1 гость (Тувинское горловое пение)

№ 1 (2007-07-21 15:29:34) Тувинское горловое пение

Free Man
Махатма ******
Тувинское горловое пение
Откуда: Планета Земля
Зарегистрирован: 2007-01-20
Сообщений: 740
Пол: Муж.
Рейтинг: 12
Профиль

Ссылка на этот пост

Горловое пение - уникальный вид искусства, присущий лишь некоторым народам Саяно-Алтайского региона - тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное двухголосное соло.

Первые письменные источники описания искусства горлового пения встречаются в литературе с середины 19 века. Естественно, что столь своеобразное искусство вызывало у европейцев, воспитанных в совершенно других музыкальных традициях, по меньшей мере удивление. Вот как описал, например, услышанное в Туве горловое пение этнограф Е.К. Яковлев. «Своеобразное впечатление, производимое «пением без слов», не передается словами. Это пение называется горловым - «кумайлер» (т.е. «хоомейлээр») и слагается «из целой гаммы хрипов». Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько могут вместить его легкие, и затем начинает «извлекать какие-то странные урчащие хрипы из глубины внутренностей», непрерывность и длительность которых всецело зависит от его умения управлять диафрагмой. За сим следует новый глубокий вдох и продолжение «таинственных звуков, сопровождающихся аккомпанементом на двухструнном топшулурме» - инструменте, состоящем из длинного грифа и кузова с полой, обтянутой пузырем, далекой, до тех пор, пока они не обрываются певцом сразу, совершенно неожиданно для слушателя, без какого-либо тонического и ритмического конца, так что ко всему этому последованию «таинственных звуков, казалось бы, нельзя применить название мелодии».

По мнению большинства специалистов, тувинское горловое пение - хоомей - заметно отличается от аналогичного искусства алтайцев, бурятов и монголов, прежде всего, большим разнообразием стилей. Основными считаются 5 стилей - каргыраа, хоомей, сыгыт, эзенгилээр, борбаннадыр, кроме того, существуют несколько разновидностей - думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа).
О происхождении разных видов тувинского горлового пения сохранились в народе легенды и предания. Так, одна из легенд гласит, что в незапамятные времена стиль каргыраа бытовал среди верблюдоводов. Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа.
   
Сам термин каргыраа, как нам представляется, имеет звукоподражательную основу, обозначающую хрип или звуки, похожие на хрипение. Например, в современном тувинском языке существует звукоподражательный глагол каргыраар (каргыра), имеющий значение:
1) хрипеть, издавать хриплые звуки,
2) бурлить (при кипении, например, каши)


Сравним также «карк» - подражание звуку, издаваемому вороной.
Происхождение теримна «хоомей» трактуют по-разному. Некоторые связывают его с названием искусства звукоподражания, особой манерой звукоизвлечения «хоолээр», что означает гудеть или производить звук, похожий на гудение, другие - с тувинским названием глотки, гортани хоо, хоозу.
В монгольском языке также существует слово «хоомий», означающее горло, носоглотка, горловое пение. Весьма возможно, что термин заимствован монголами у тувинцев.
Стиль хоомей акустически связан с тяжелым, низким, жужжащим звуком крайне низких частот. Обычно само звучание в стиле хоомей представляется важнее поэтического текста. В отличие от пения монголов, тувинский хоомей может исполняться без текста, или с текстом жанра колыбельных песен. Для тувинской музыки древности это достаточно существенный момент.

У тувинцев существует предание, что юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Сама природа как бы способствовала изобретательности людей в поисках самовыражения, когда человек оставался наедине с бурной стихией.
Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей и они назвали это пение «хоомей».

В стиле хоомей поют также тувинцы, проживающие изолированными компактными группами на северо-западе МНР.
Тувинский стиль сыгыт, по всей вероятности, произошел от глагола сыгыр - свистеть. Есть существительное сыгыт (свист).
Термин сыгыт означает причитание, плач как производное от этого слова сыгытчы - причитающий или стонущий. Это наталкивает на предположение о прямой вязи тувинского стиля сыгыт с погребальным обрядом, но эта мысль нуждается в научном обосновании.
Наименование стиля эзенгилээр происходит от слова эзенги - стремена и, пожалуй, наиболее точно передает основной смысл и характер его музыки.
При езде на лошади серебряная уздечка, чепрак, приклеенный к седлу, соприкасаясь со стременами, издавали определенный ритмический звук. Для воспроизведения этих звуков всадник должен был занимать определенное положение в седле и ехать иноходь.

По материалам книги З. Кыргыс
"ХООМЕЙ - жемчужина Тувы", Кызыл, 1992 г.


С точки зрения бональной эрудиции, каждый локальный индивид имеет право игнорировать тенденции парадоксальных эмоций в абстрактной среде!

Статус: Неактивен

 

№ 2 (2007-07-21 15:30:10) Тувинское горловое пение

Free Man
Махатма ******
Тувинское горловое пение
Откуда: Планета Земля
Зарегистрирован: 2007-01-20
Сообщений: 740
Пол: Муж.
Рейтинг: 12
Профиль

Ссылка на этот пост

Стиль эзенгилээр появился как подражание этим звукам.
Название стиля борбаннадыр произошло от тувинского глагола «борбаннат» - перекатывать что-то круглое. Этот стиль имеет ритмические формы.

В отношении же происхождения горлового пения как искусства в целом существует несколько точек зрения. Одна из них - достаточно распространенная - гласит, что в основе сольного двухголосия лежит связь с ламаистской религией. Сначала народ будто бы создал это пение в ламских монастырях, но с течением времени оно подверглось песенной переработке и принимало вид вокального искусства. С этим мнением никак нельзя согласиться, так как ламаизм проник в Туву в 17 веке и утвердился как официальная религия тувинцев во второй половине 18 века, то есть намного позднее, чем возникло горловое пение. При таком подходе это искусство упрощается. Феномен этот - не остатки прежних религиозных песен, якобы превратившихся в обрядовый жанр. Гораздо более обоснованным является подход к этому жанру, как к вокальному искусству, создавшемуся в форме лирических, любовных по содержанию текстов песен, не связанных первоначально ни с шаманскими заклинаниями, ни с погребальными обрядовыми действиями.

В отличие от мелодического сольного двухголосия тувинцев, пение тувинских, монгольских или тибетских лам можно охарактеризовать как исполняемое гортанным звуком коллективное гармоническое многоголосие.
Горловое пение является результатом специфического гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев, например, оно обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа. Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность.
Эстетическое восприятие тувинцами традиционных звукоподражаний - охотничьих и шаманских, очевидно и легло в основу особого, развлекательного характера бытовых, вокальных и инструментальных подражаний голосам домашних животных, имитации лесных зверей и окружающей природы, не имеющих ни производственной, ни магической функции.


С точки зрения бональной эрудиции, каждый локальный индивид имеет право игнорировать тенденции парадоксальных эмоций в абстрактной среде!

Статус: Неактивен

 

№ 3 (2007-07-21 15:30:20) Тувинское горловое пение

Free Man
Махатма ******
Тувинское горловое пение
Откуда: Планета Земля
Зарегистрирован: 2007-01-20
Сообщений: 740
Пол: Муж.
Рейтинг: 12
Профиль

Ссылка на этот пост

На основе традиционных звукоподражаний развлекательного характера, в которых ярко сказалось свойственное тувинцам обостренное чуткое слуховое восприятие искусно имитируемых голосов зверей и птиц, кличей журавля, гуся сироты, рева быка, заячьего камлания, имитации пения желтогрудой синицы возникло и распространенное в Туве двухголосое горловое пение, при котором у одного исполнителя отчетливо слышны два музыкальных голоса.
Горловое пение с давних времен было одной из традиционных форм музыкального искусства тувинцев и являлось неотъемлемой частью праздников, обрядов быта, нашло яркое отображение в героических сказаниях и сказках тувинского народа, бережно хранимых и передаваемых от поколения к поколению в течение столетий. Так, в сказании «Старик Боралдай, имеющий коня Бока-Шокар» упоминается: «Когда Боралдай заглянул вовнутрь юрты, он увидел золотую царевну… Шестеро девушек вплетали во все косы серебристо-золотые нити, позади три девушки привязывали бусы-украшения, а позади шестеро парней исполняли каргыраа, хоомей, сыгыт».

Если зарождение тувинского героического эпоса некоторые исследователи относят к периоду возникновения ранних форм феодальных отношений в Туве , то есть 6-8 вв., то о времени зарождения и становления горлового пения мы не можем говорить мы не можем говорить с достаточной уверенностью. Несомненно, традиции этого жанра определились гораздо раньше.
Искусные исполнители горлового пения, как и сказители, являлись хранителями сокровищ народной музыки, поэзии были уважаемыми людьми среди всех социальных слоев и групп населения.


С точки зрения бональной эрудиции, каждый локальный индивид имеет право игнорировать тенденции парадоксальных эмоций в абстрактной среде!

Статус: Неактивен

 

№ 4 (Сегодня 04:41:24) Тувинское горловое пение

Robot
Новичок *
Зарегистрирован: 2007-02-09
Сообщений: 1
Пол: Муж. Овен
Рейтинг: 0
Профиль  E-mail

Ты случайно не тот, который тогда какбы, по типу... может быть... чтобы? Нет? Ну тогда значит извени...

Здесь нет ничего интересного, поэтому сюда не ходи никогда: Эзотерика и классные статьи по эзотерике, Астрология, Лечение и здоровье, Магия и оккультизм, Мистика, Любовь...


Классно-то как! И хорошо...

Robot написал:

Оп-па-ньки, а как у тебя с смоосознанием? Чё забыл? Надо помнить...

Регистрация позволяет смотреть форум без рекламы! А ещё регистрация даёт право на просмотр закрытого раздела форума, который доступен только для зарегистрированных юзеров... Поэтому советую тебе - пройти регистрацию на форуме


Непознанное, Практика, Медитации, Техники, Религии и Учения, New Age (Новый Век)


Robot написал:

А вот тебе мудрая цитатка, чтобы не скучать:
Грехи людей пересчитать ты так усердно рвешься? С своих начни, и до чужих едва ли доберешься. - Фр. Рюккерт

И самое главное! Не забудь посетить: главную страницу сайта. Там много чего есть интересненького...



Библия от Роботов: "Вначале был бит информации, и он был у Админа и бит был Админ..."

Статус: Активен

««« ПРЕДЫДУЩАЯ ТЕМА | СЛЕДУЮЩАЯ ТЕМА »»»

Регистрация

Активные топики

Вибрации ОМ » Way » Ответов: 0 » Просмотров: 10711 » 2016-09-13 17:35:29
ВСД, панические атаки - новый метод лечения » Way » Ответов: 0 » Просмотров: 5514 » 2016-09-13 17:28:38
Чакры » Way » Ответов: 7 » Просмотров: 17417 » 2016-09-13 17:26:12
Правда о 666, звере и его печати » nickols_k » Ответов: 51 » Просмотров: 144840 » 2014-06-17 12:24:53
Аппаратура для психоэнергетических практик » Contradeum » Ответов: 15 » Просмотров: 57997 » 2013-11-21 16:54:43
Самые обсуждаемые темы за 7 дней

Board footer

Определён ваш IP-адрес: 18.191.97.133, 18.191.97.133
Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson

[ Генерация за 0.044 секунд, сделано 13 запросов ]


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека