Алхимия Души. Эзотерика Сердца. Пространство Любви.
Нью-эйдж (англ. New Age, буквально «новая эра») — движение в культуре, религии, философии, науке, возникшее в XX веке и охватившее в первую очередь западные страны, характеризуемое:
возросшим значеним индивидуального мировосприятия в духовных исканиях;
смешением разнородных культурных, религиозных и научных традиций;
массовостью популяризации несформировавшихся знаний и технологий.
Составные части нью-эйджа
Нью-эйдж проявляется в разных видах деятельности. В частности
модернизация религий, создание новых религий, сект и оккультных групп, создание синкретических философских течений;
медицинская и околомедицинская деятельность, целительство;
технологии оздоровления, гимнастики, единоборства;
организация медитаций, психотехнологии и психотренинг;
художественая и популярная литература, музыка и песни, изобразительное искусство и эстетика;
мистические ритуалы, мантика и гадания;
научная, околонаучная и псевдонаучная деятельность.
История нью-эйджа
Хотя понятие «нью-эйдж» появилось в американских масс-медиа в 1980-е годы, начало нью-эйджа можно принять существенно раньше.
Кристалл кварца. Магическая сила?
В 1970-е нью-эйдж уже существовал как развитая субкультура, отдельные элементы которой были сформированы еще в 1960-е. Предшественниками нью-эйдж являются теософия, спиритизм и другие оккультные течения конца XIX — начала XX века, например, трансцендентализм, месмеризм, астрология, магия, алхимия, каббала и паранормальные явления.
Предпосылки возникновения нью-эйджа
Нью-эйдж возник по многим причинам. Наиболее существенные из них следующие:
Повышение уровня базисной грамотности, развитие средств связи, массовой информации и книгопечатания;
Частичное открытие для западных читателей ранее малодоступных восточных учений;
Ослабление давления христианства и развитие свободомыслия;
Разрыв между научным и мистическим мировоззрением, проявившийся особенно остро в XX веке.
Развитие ранних идей нью-эйджа
После первых переводов Упанишад и открытия Японии для запада интерес к восточной культуре резко повысился. Хотя информация оставалась еще ограниченной, необычность новых знаний заставляла пытаться их осмыслять и применять. Первое системное осмысление восточных доктрин предложило Теософское общество, образовавшееся в XIX веке, основу Теософского Общества составили труды Елены Петровны Блаватской. На волне интереса к восточным традициям возник ряд серьёзных исследований, кроме того в западных странах развернули активность миссионеры и проповедники восточных конфессий.
Сам термин New Age ввела Алиса Бейли, одна из лидеров Теософского Общества. Первое международное сообщество нью-эйджа образовалось в Шотландии в 1962 под наванием Фонд Финдгорна (Findhorn Foundation).
В России на развитие нью-эйджа повлияли художник Николай Рерих и Елена Рерих.
В Германии приобрело силу движение антропософов, в котором видную роль играл Рудольф Штейнер.
В Бразилии под влиянием писателя-спиритуалиста Аллана Кардека возникли афробразильские традиции Кандомбле и Умбанда.
Массовое развитие нью-эйджа в 1980-е годы
В 1980-е нью-эйдж захлестнул многие страны, возникло много разнородных течений и групп, от религиозных и сектантских до спортивных и оздоровительных. Обычно ньюэйджевские группы привязываются к одной или нескольким традициям, которые трактуются по-новому и превращаются в широкодоступную технологию.
Вот наиболее популярные элементы, из которых складываются ньюэйджевские течения:
гимнастика йоги, цигун или тайцзицюань, а также другие виды гимнастик или единоборств, построенные на этой базе или им подражающие;
методы йогической, китайской или буддийской медитаций, динамическая медитация;
бесконтактный массаж, рейки, различные виды целительства;
мистические группы, чтение мантр, посвящения, духовная иерархия;
психоделические практики, астральные полёты, медиумические погружения, контакты с мистическими существами и инопланетянами;
бытовая магия, порча, заговоры, магические предметы, кристаллы, маятники, гадание;
новые религии и секты, неоязычество, шаманизм.
Положения веры нью-эйдж
Хотя взгляды различных ньюэйджевских групп обладают большим разнообразием, можно выделить немало наиболее характерных положений, используемых наиболее часто.
Единство всех религий (все религии утверждают одно и то же, много путей ведут к одной и той же реализации). Этот тезис нередко приводит во ньюэйджевской литературе к некритической популярной смеси малосовместимых учений.
Вера в прошлые рождения и переселение душ в виде непосредственного перехода сознания от рождения к рождению.
Вера в кармическую причинность и взаимосвязь судьбы с событиями прошлых жизней.
Ощущение единства всех живых существ как одного безбрежного океана энергии.
Представление об ограниченности ума и разума, и наличии «высшего я» и «трансперсональной реальности»
Вера в сложную духовную иерархию и возможность отдельно взятых учителей подниматься на высшие ступени
Вера в сверхъестественные и трансперсональные сущности, ангелов, демонов, пришельцев, духов, небесных учителей
Представление о единстве науки, мистики и религии
Общая вера в Добро, Любовь и Светлые силы
Вера в глубокий смысл непонятных мистических обрядов и уважение к обрядности
В связи с такого рода представлениями, в нью-эйдже формируются свои ценности (разумеется, в каждой отдельной группе различные):
Ценность высшего духовного достижения (нирвана, самадхи, реализация, просветление).
Ценность видения необычных явлений (медиумы, ясновидящие, контактёры, визионеры астральных миров, психонавты).
Общегуманные ценности (Любовь, ощущение духовного единения).
Ценность правильного образа жизки (вегетарианство, воздержания, добра, соблюдений ритуальной правильности …)
Ценность избранности, посвящения, приобщённости в тайну и входа в замкрутое духовное братство.
Хотя положения ньюэйджевской философии плохо примиримы друг с другом, представители нью-эйджа пытаются их совместить, аппелируя к высшему, трансперсональному, непостижимому или тайному. Это придаёт ньюэйджевской философии большую устойчивость к критике и позитивную направленность.
Нью-эйдж и религии
Нью-эйдж формирует бесчисленные религиозные группы и секты, обычно на базе какой-нибудь мировой религии, но в сильно упрощённом и популярном виде, или на базе популярной смеси нескольких религий.
Хотя индуизм наиболее привлекателен в ньюэйджевской литературе, многие индуистские общины по сути закрыты для европейцев, потому что европейцы от рождения не входят в касты. Поэтому под ньюэйджевским индуизмом часто маскируются школы йоги, школы медитации, школы отдельных активистов-проповедников (таких как Ошо или Сатья Сай-баба), расширяющие своё учение или ориентированных преимущественно на западных учеников.
В последнее время появилось немало новых местных и международных религий и сект, выросших из нью-эйджа, как на Западе, так и на Востоке:
В первую очередь следует упомянуть Ошо, разработавшего многостороннюю систему динамических медитаций.
Получили развитие школы суфийские школы, берущие начало от разных мастеров, в частности от Инаят-Хана.
Сходна с суфизмом система развития человека, разработанная Гурджиевым и развитая Петром Успенским.
Открылось немало центров восточных единоборств и гимнастики, возглавляемых китайскими мастерами и их учениками.
Появилась школа саентологов Рона Хаббарда, предлагающая могоступенчатую иерархию развития человека через определенные психические практики.
Большую популярность приобрело учение Карлоса Кастанеды, апеллирующее к традиции индейцев-яки.
Обратное воздействие нью-эйджа на восточные страны нередко вызывало бурный рост новых религий и их выход из-под контроля.
Религия Као Дай возникла во Вьетнаме под влиянием популярного французского спиритизма и выросла до многих миллионов сторонников.
Общество китайской гимнастики Фалунь Дафа, пропагандирующая комплекс Фалуньгун и популярного мировоззрения, состоящего из смеси нью-эйджа, даосизма и буддизма, достигло огромных размеров и стало жёстко преследоваться китайскими властями.
Общество Аум Синрикё в Японии, пропагандирующее смесь индуизма с тантрическим буддизмом, христианством и научной фантастикой, оказалось замешано в террористической деятельности.
Нередко под влиянием нью-эйджа менее многочисленные традиции сильно деформируются и переориентируются в угоду интересам массовой культуры или коммерции. Наиболее яркий случай произошёл, когда группа американских индейцев высказала резкий протест против профанации традиции «белыми шаманами», которые в угоду сиюминутным коммерческим интересам деформировали традиционный уклад общества.
Статус: Неактивен
Нью-эйдж и медицина
См. также: альтернативная медицина.
Под влиянием нью-эйджа возникло немало течений целительства, использующих различные приёмы нетрадиционной медицины — от народных рецептов до психотерапии, разной степени эффективности и полезности, как в легальной так и в нелегальной форме.
Помимо традиционных восточных школ (акупунктура, аюрведа), на Западе появились еще следующие новые течения:
рейки, экстрасенсорика и бесконтактный массаж;
шаманские лечебные ритуалы;
различные психотерапевтические практики;
религиозные ритуальные практики.
Новые течения нередко выступают с критикой традиционной медицины, уверждая холистический подход ко всем системам человека.
В разных странах отношения к нетрадиционной медицине разное. Одни методы находят официальное признание, другие методы требуют наличия определённых сертификатов, третьи запрещаются и преследуются.
В основе нетрадиционной медицины и оздоровительной практики обычно лежат
положение об энергии (пране, ци), питающей органы и жизненные силы человека;
представление о и возможности воздействия на энергетические системы человека с помощью сосредоточения мысли и психических практик;
положение о балансе всех энергетических систем человека, заимствованное из китайской медицины.
Нью-эйдж и культура
После посещения и проживания в восточных странах, некоторые творческие люди использовали идеи нью-эйджа для создания новых жанров искусства. В наши дни нью-эйджем также называют популярный на Западе жанр музыки и песен. Он характерен исполнением восточных мотивов и молитв на множестве инструментов и часто используется для медитаций, например Karunesh, Osha, Govi и другие. В последние годы этот жанр был коммерционализирован, играя роль необычной фоновой музыки в художественных произведениях.
Критика нью-эйджа
Нью-эйдж подвергается критике (а иногда бойкоту) с различных позиций.
Научно-рациональная критика указывает на глубокую субъективность многих положений нью-эйджа, неповторяемость и непроверяемость. Рациональной критике подвергается медицина и попытки внедрения мистических методов в науку или придания наукообразия нью-эйджевским построениям, в частности введение понятий «биополе», «персонального магнетизма» по аналогии с физикой.
Представители религиозных традиций подвергают нью-эйдж критике за отсутствие глубины и преемственности, многие представители традиционных конфессий подозрительно относятся к нью-эйджу, опасаясь коммерциализации, популяризации, профанации тысячелетиями накопленных знаний, а также видя нежелание представителей нью-эйджа подчиниться традиции и дисциплине.
Представители культуры и философии критикуют нью-эйдж за поверхностность, бессистемность и популизм, отчего более тонкие и глубокие учения оказываются в тени и не получают развития.
Несмотря на справедливость утверждений критиков, в рамках нью-эйджа возникают и серьёзные течения, направленные на сохранения аутентичных традиций, системное осмысление и сопоставление многообразных философий, практик и способов мышлления, выработка общегуманной философии и соединения религии, философии и науки, взаимопонимание между народами. Идеи нью-эйджа нередко вдохновляют исследователей на творческую деятельность.
Понятие «нью-эйдж» применяется также к коммерческой сфере духовных услуг и технологий, с целью охвата людей, вовлечённых в это движение.
Статус: Неактивен
Наиболее характерные организации нью-эйджа
Небесные пророки -
Школа чудес -
История Финдгорнов -
The Michael Teachings -
Новая Эра Водолея -
Розенкрёйцеры -
Сайентология -
Training in Power — Official Website -
Бразильский спиритизм Аллана Кардека -
Карлос Кастанеда -
Enya official website -
Ребёрфинг -
Работники Света -
Статус: Неактивен
Armik написал:
А на русском нету?
Статус: Неактивен
Биография:
Классный у нее замок:
Статус: Неактивен
Ом Мани Падме Хум
Тут нет ничего интерсного, туда не ходи и забудь об этом: Эзотерика и классные статьи по эзотерике, Астрология, Лечение и здоровье, Магия и оккультизм, Мистика, Любовь...
Классно-то как! И хорошо...
Robot написал:
Ладно я пошёл заниматься цигуном, вернусь не скоро. К обеду не ждите.
Регистрация позволяет смотреть форум без рекламы! А ещё регистрация даёт право на просмотр закрытого раздела форума, который доступен только для зарегистрированных юзеров... Поэтому советую тебе - пройти регистрацию на форуме
Непознанное, Практика, Медитации, Техники, Религии и Учения, New Age (Новый Век)
Robot написал:
А вот тебе мудрая цитатка, чтобы не скучать:
Немного искренности - опасная вещь, много же искренности - вещь безусловно роковая. - О. Уайльд
И самое главное! Не забудь посетить: главную страницу сайта. Там много чего есть интересненького...
Статус: Активен