Уддияна-бандха (брюшной замок). Джаландхара-бандха (шейный замок)

Уддияна, бандха, брюшной, замок, Джаландхара, бандха, шейный, замок

Уддияна-бандха - это санскритское выражение, означающее «улетать». Во время ее практики возникает ощущение, что желудок поднимается, буквально «взлетает».
Это бандха должна практиковаться только на пустой желудок.

Техника.

Слегка наклонитесь вперед, положите руки на бедра, колени или ближе к паху и полностью выдохните из легких воздух (вес туловища должен покоиться на руках).
Затем поднимите диафрагму, имитируя вдох; пока живот подтянут, кишечник отходит назад, к позвоночнику.
Удерживайте такое положение несколько минут, затем расслабьте бандху и снова сделайте вдох.
Это бандха очень важна для пищеварительного тракта. В каком то смысле Мула-бандха и Уддияна-бандха дополняют друг друга, поскольку работают с органами, деятельность которых тесно связана и полностью синхронизирована. И мы должны научится практиковать обе бандхи совместно.

Джаландхара-бандха (шейный замок)          

Бандхи играют важную роль в очистительных процессах йоги. Как и в дыхательных техниках (пранаяма), позволяет уменьшить количество отходов в организме. Бандхи-средство, позволяющее интенсифицировать очистительный процесс. Древние тексты говорят, что с помощью бандх можно направлять агни (огонь жизни) точно в то место, где скопилась грязь, препятствующая протеканию энергии по телу. Бандхи усиливают воздействие огня. Корень бандх означает «связывать, закреплять». В йоге слово бандха используется в значении «замок», «сжатие». При выполнении бандхи мы особым образом сжимаем определенные участки тела.

Три главных бандхи - это джаландхара-бандха, уддияна-бандха и мула-бандха.

Джаландхара-бандха имеет дело с шеей и верхней частью спины; она заставляет выпрямлять весь позвоночник. В уддияна-бандхе участвует область между диафрагмой и нижней частью таза. В мула-бандхе задействована область от пупка до нижней части таза.

Джаландхара -бандху можно практиковать на любом этапе дыхательного процесса, но мы ограничимся тем, что опишем, как она практикуется с наполненными воздухом легкими.

Вдохните, задержите дыхание и сглотните слюну. После сглатывания слюны сожмите мышцы горла, заблокируйте их и опустите подбородок на грудную ямку (подъяремную выемку).

Чтобы добиться главной цели Джаландхары, крайне важно точно поместить подбородок в это конкретное место.

Мы стремимся к растягиванию ключичного позвонка и должны убедиться, что шея идеально сжата. Три ключевых момента: 1. сжимаем горло; 2. сжимаем мышцы шеи; 3. растягиваем ключичный позвонок.

При выполнение Джаландхара -бандхи мышцы шеи остаются сжатыми. Вы обнаружите, что при этом невозможно выполнить вдох и выдох, поскольку Джаландхара -бандха действительно «запечатывает» воздух в груди.

Более того, невозможность осуществить дыхательный процесс как раз и служит тестом на правильное выполнение Джаландхара -бандхи.

Для чего нужно использовать Джаландхару.

Джаландхара -бандха запечатывает воздух в груди. Во время задержки дыхания сердечный ритм не должен слишком учащаться. Напротив, он должен замедлиться, стать размеренным и регулярным. Чтобы понять, как Джаландхара-бандха успокаивает сердечную деятельность, мы должны изучить строение шеи - стратегической зоны, в которой содержится огромное количество артерий, вен и нервных центров, не говоря уже о щитовидной железе. Для полного описания потребуется несколько глав, чтобы обстоятельно разобраться с этим предметом, так что давайте ограничимся лишь основами. Всем известно, что сонная артерия проходит вдоль шеи и что самый важный кровеносный сосуд, питающий головной мозг. Фактически существуют три сонные артерии с каждой стороны шеи. Это ответвления главной сонной артерии. В области шеи главная сонная артерия разветвляется и формирует пазуху сонной артерии, или каротидный синус, с очень тонкими стенками и из-за этого крайне чувствительную к любому давлению. Нервы выходят из пазух сонных артерий - по одной с каждой стороны шеи, и йоги знают, что нажатием на пазуху можно существенно модифицировать активность головного мозга, а вместе с ней и состояние сознания.

В «Шива-Самхите» (V, 55) описывается очень опасная практика, которая может выполняться только под непосредственным руководством учителя. Мы цитируем этот текст, чтобы показать, что у йогов древней Индии были поразительно глубокое знания о психофизиологических последствиях Джаландхара -бандхи: «Йог должен пережать два сонных нерва (с двух сторон шеи). Тогда появится чистый Брахман, и адепт познает счастье».

Из физиологии нам известно, что нервы каротидного синуса - это очень чувствительные передатчики любого изменения давления в этой области, и любое повышение давления рефлекторно снижает артериальное давление и замедляет сердцебиение. При выполнение длительной задержки дыхания поднимается артериальное давление и учащается сокращение сердца, что может привести к сильному сердцебиению.

Выходит, что Джаландхара -бандха защищает сердце и сосудистую систему от всевозможных негативных последствий продолжительных задержек дыхания.

Андрэ ван Лисбет "Пранаяма: Путь к тайнам йоги"