Искусство задержки дыхания

Искусство, задержки, дыхания

Искусство задержки дыхания          

Будучи ребенком, вероятно, каждый, забавы ради, пытался задержать свое дыхание в соревновании с товарищем, но, повзрослев, люди считают это недостойным занятием или же боятся этого упражнения, чтобы не повредиться, не дай Бог, лопнут сосуды или схватит паралич. Нужно вспомнить о первобытном человеке или о диких племенах, живущих на открытом воздухе и сколько им без вреда для здоровья приходится задерживать дыхание при нырянии и в других действиях в борьбе за существование.

Для примера можно рассмотреть дыхание спортсмена или работника физического труда; во время сильных напряжений человек не может все время дышать, даже если будет умышленно, умственными усилиями поднимать и опускать грудную клетку. Дыхание будет порывистым и неполным, в то время как расход энергии большим. Если мы понаблюдаем за спортсменами, то увидим, что чем больше силы и сосредоточенности требует упражнение, тем предшествующий вдох глубже и тем дольше задержка дыхания при упражнении. Среди бегунов на длинные дистанции известно, что только тот, кто умеет сохранить дыхание, может надеяться на успех. Йоги делали это открытие тысячелетиями и увидели, что больше энергии накапливается в организме при спокойном положении или же при незначительном движении, нежели при сильных активных движениях, когда энергия расходуется тут же на их выполнение. В простых дыхательных упражнениях йогов эти силы не только увеличиваются, обновляют и восстанавливают тело, но так же сказывается и их терапевтическое действие на организм. Вместе с тем, контролируемое дыхание имеет значительное действие не только потому, что мы значительно и сознательно экономно расходуем кислород, но также и потому, что эти дыхательные упражнения устанавливают порядок и равновесие между положительными и отрицательными токами, которые оживляют наше тело.
Задерживая дыхание, человек заставляет себя, хотя и временно, сконцентрировать свое сознание внутри себя и объединить обе энергии. В результате он достигает полного как соматического, так и психического равновесия. Когда больному,  потерявшему равновесие сил, возвращают таковые, этим помогают лечению. Дыхание, чередующееся через одну и другую ноздрю, помогает восстановлению равновесия еще больше, и таким образом тело сохраняет свое здоровье, если из-за нарушения равновесия сил оно заболело. Вот весь секрет действия йогических дыхательных упражнений.

Задержка дыхания или на индийском «кумбха» означает сосуд, который может быть полным и пустым.

Кумбхака бывает двух видов:

1. пауза между вдохом и выдохом
2. между выдохом и вдохом.

Это - искусство сдерживания дыхания в состоянии временного прекращения дыхания.

Кумбхака также означает отстранение интеллекта от органов восприятия и действия, с тем, чтобы сосредоточить его на источнике сознания, духа. Кумбхака удерживает практикующего в состоянии молчания на физическом, моральном, ментальном и духовном уровнях.
Задержку дыхания не следует ошибочно интерпретировать как усилие мозга, нервов и тела, предпринятое с целью задержать дыхание. Подобное усилие вызывает повышенное напряжение. Задержку следует выполнять с расслабленным мозгом, так чтобы это оживляло нервную систему.
Когда в кумбхаке успокоено дыхание, успокаиваются и чувства, а ум становится безмолвным.
Дыхание - это мост между телом, чувствами и умом.

Кумбхака выполняются двумя способами.

Когда задержка дыхания выполняется намерено и сознательно - это сахита.
Сахита кумбхака  - это пауза в дыхании, которая выполняется:

1.после полного вдоха перед началом выдоха
2.после полного выдоха до начала вдоха.

Пауза в дыхании безотносительно к вдоху и выдоху - это кевала.

Кевала кумбхака похожа на то, когда художник всецело поглощен своим искусством или преданный поклонник затаил дыхание при виде предмета своего обожания. Этому состоянию часто предшествует такие ощущения, как дрожь в теле и страх, переполняющие человека, который столкнулся с неведомым. Благодаря терпению и настойчивости практик может преодолеть эти ощущения.

Кевала кумбхака инстинктивна  и интуитивна. В этом состоянии практик полностью поглощен объектом своего созерцания и изолирован от мира, испытывая ощущения гармонии и покоя.

ТЕХНИКА:

Сахита кумбхака - намеренная внутренняя задержка после вдоха.



1.     Сядьте в любую удобную позу.
2.     Вдохните и задержите дыхание. Держите туловище устойчиво и будьте бдительны.

3.     Не поднимайте переносицу, глаза или голову на протяжении всей задержки.

4.     Почувствуйте, как дыхание проникает в самые отдаленные поры кожи туловища, и осознайте этот процесс.

5.     Через несколько секунд это осознование начнет утрачивать свою силу. В тот момент, когда это произойдет, сделайте нормальный выдох. Это составит один цикл.  Выполните его десять - пятнадцать раз.
6.     Если во время практики вы почувствуете утомление, можно чередовать эти циклы с нормальным дыханием.

7.     Когда такая практика уже не представляет трудности, делайте ее более интенсивной до тех пор, пока вы свободно сможете задерживать дыхание на десять-пятнадцать секунд. Чтобы увеличить продолжительность задержки, поднимите диафрагму по направлению к легким, прочно удерживая ее, и подтяните живот назад и вверх к позвоночнику. Затем держите дыхание, не поднимая переносицу.

8.     Если ощущается тяжесть в легких, напряжение в висках и вокруг них, или в голове, это указывает на то, что вы превысили свои возможности. В таком случае уменьшите продолжительность внутренней задержки. Переход от внутренней задержки к выдоху должен быть плавным.
9.     Выдохните медленно, не теряя контроль над туловищем, диафрагмой и легкими. После завершения практики сделайте несколько глубоких вдохов, затем отдохните.

Практика сахита кумбхака развивает гармонию между дыханием и легкими, между нервами и умом. Если правильно ее выполнять, она вызывает динамическое состояние, в котором возникает ощущение, что тело наполнено энергией до краев.
Идеально подходит людям, страдающим от низкого давления, апатии, лени и нерешительности.
Не рекомендуется выполнять тем, у кого гипертония и сердечные расстройства. 


Точно такая же техника выполняется на выдохе.
Полезна для людей страдающих от повышенного кровяного давления, поскольку она снимает нервное напряжение. Приносит расслабление, ощущение спокойствия.
Не рекомендуется людям, страдающим от депрессии, меланхолии и низкого кровяного давления.

Искусство задержки дыхания

К практике кумбхаки необходимо подходить серьёзно и грамотно, во избежание негативных последствий.

Вас не должно покидать чувство внутреннего комфорта, любое дискомфортное состояние - это сигнал о превышении ваших возможностей в данном физическом состоянии, что наносит вред, а не пользу.

"Соотношение вдоха (пураки), за­держки (кумбхаки) и выдоха (речаки) в классическом варианте — 1:4:2: например, 2 секунды вдох, 8 секунд задержки и 4 секунды длится выдох. По крайней мере в первое время следует соблюдать это соотно­шение (особенно в пожилом возрасте, при наличии каких-либо забо­леваний органов дыхания или болезнях сердца). Весь прогресс для новичков должен заключаться в ежедневной прибавке по 1 секунде к первой фазе, но так, чтобы не нарушалось соотношение 1:4:2. Напри­мер, в первую неделю вы делаете вдох — 2 секунды, задержка — 8 секунд, выдох — 4 секунды. Начиная со второй недели, вдох длится уже 3 секунды, задержка — 12 секунд, выдох — 6 секунд; для третьей недели три фазы будут длиться соответственно 4—16—8 секунд. При этом не следует делать в один день больше 3—4 циклов. Однако после 4—5 недель занятий станет очевидным, что продолжительность вдоха больше 8 секунд затруднительна, да и выдох, длящийся 16 секунд и более, постепенно превращается в физиологический нонсенс. Поэтому это соотношение 1:4:2 затем может изменяться в сторону увеличения длительности задержки при сохранении первой и третьей фазы посто­янной. Понятно, что если человек может без труда задержать дыхание на 1,5 минуты (критерий, согласно которому человек считается физи­чески здоровым [51 ]), то выдыхать в течение 45 секунд будет значи­тельно сложнее! Некоторые йоги могут задерживать дыхание на 20—30 минут; так неужели они должны выдыхать в течение 10—15 минут? Наиболее оптимальный предел для вдоха, по наблюдениям автора, составляет 5—6 секунд, а для выдоха — 10—12 секунд. Соблюдая длительности этих фаз неизменными, далее следует постепенно увеличивать длительность задержки, прибавляя примерно по 1 — 3 секунды за день занятий (но не более 5!). Впрочем, после неко­торой практики занимающийся сам определит оптимальные тем­пы увеличения длительности задержки применительно к своему организму. Важно лишь помнить, что реальное время должно быть меньше предельной длительности Кумбхаки, т. е. составлять не более 3/4 максимально возможной продолжительности. Во всех случаях дыхание не должно "взрываться", когда после окончания задержки практикующий должен сделать 3—4 "залповых", фор­сированных вдоха и выдоха. В Хатха-йоге форсировать можно только выдох и никогда нельзя ускорять вдох. Наилучший способ' продлить задержку — медленно постепенно продлевать выдох."