Атака на разум. Избавление от иллюзий. | Путь Любви. Путь с Сердцем.

Атака на разум. Избавление от иллюзий.

Атака на разум. Избавление от иллюзий.

Атака на разум.

* Чтобы поддерживать контроль над сознанием, необходимо подорвать доверие человека к себе. Для этого все, что способствует формированию и укреплению веры человека в собственные силы, вероломным образом разрушается. Вера в себя базируется на использовании в качестве обратной связи личного, непосредственного жизненного опыта, а также на формировании ментальных и перцепционных инструментов и схем для обработки, интеграции и оценки связи человека с внешним и с внутренними миром.

* Обычно предполагается, что природа духовности не только в корне отлична от повседневной жизни, но и что это вообще вещи несопоставимые. Из этого делается вывод, что способы определения истинности или осмысленности утверждений, проистекающих из жизненного опыта, неприменимы к так называемым высшим истинам, носителями которых служат гуру и религия. Это многовековое деление на духовное и мирское глубоко проникло во все сферы цивилизации. Мы считаем такой раскол трагедией, приводящей к широко распространенному у современных людей распаду психики. Внутренняя битва между предположительно высшей и низшей (хорошей и дурной) частями человеческого "я" часто приводит к психологическим конфликтам, поскольку люди утрачивают способность воспринимать себя как целостное человеческое существо.

* Мы никоим образом не отрицаем самой возможности трансцендентного опыта, недоступного восприятию разумом, и его важности. В действительности любой опыт по своей природе не вмещается в рамки тех понятий, с помощью которых люди пытаются его описать. Ведь невозможно с точностью передать ни смысл красного цвета, ни сущность того, что такое любовь. Верно также и то, что разум имеет пределы. Но несправедливо делать из этого вывод, что разум бесполезен или даже вреден, когда требуется свести все эти опыты воедино и извлечь из них общую сущность. Разум и здравый смысл можно назвать полезными инструментами, совершенно необходимыми при анализе и классификации явлений, и отвергать их чрезвычайно рискованно.

* В некоторых кругах стало модным порочить разум и превозносить чувства и интуицию, пытаясь с их помощью превозмочь сухость механистичной науки и линейного мышления. Но апелляция к чувствам или интуиции без разума свидетельствует о подходе столь же одностороннем и ограниченном, как и при использовании одного лишь разума. Ибо как ум бесплоден без сердца, так и сердце черство или хаотично без ума. Жить творчески — это искусство объединять чувство и понимание. Без разума легко стать "истинным верующим", принимающим те убеждения, которые порождают желаемые эмоции. Здесь если и используется мысль, то лишь для того, чтобы защитить убеждения путем сооружения неуязвимой, закрытой системы, непроницаемой для логики, неподобающих опытов и попыток прояснить противоречия.

* Разумность подразумевает способность реагировать на информацию — как внутреннюю, так и внешнюю — путем адекватных изменений. Вмешательство в этот процесс является одним из самых коварных и часто применяемых авторитарных приемов — отрицается или подвергается резким нападкам собственный житейский опыт последователей, а также их аналитические способности. Это позволяет лидеру манипулировать даже высокообразованными людьми, особенно если их образованность не принесла им удовлетворения.

* Наличие разума еще не гарантирует мудрости. Однако он является инструментом для обобщения опыта, из которого рождается вера человека в себя, а это не менее важно, чем мудрость. Когда же на критический разум навешивается ярлык бездуховности или когда его называют препятствием к постижению высшей истины, то создается впечатление, что нет другого пути, кроме как принять точку зрения или идеологию некоего высшего авторитета.

Восстановление подорванного доверия к себе.

* Многие из тех, кто, ранее примыкал к авторитарным группам, позднее лишаются каких бы то ни было иллюзий и заканчивают глубоким неверием в себя. Ведь для того, чтобы быть готовым капитулировать перед внешним авторитетом, необходимо изначально относиться к себе хотя бы с некоторым сомнением. Сюда включается неверие человека в то, что он мог бы получить "это" (чем бы оно ни являлось) самостоятельно. Как ни странно, те же люди обычно безоговорочно доверяют своей способности избрать именно тот авторитет, который, как они считают, может привести их к желаемой цели. Но, к сожалению, учитывая, сколь легко манипулировать страхом и человеческими страстями, эта способность, возможно, последнее, чему следует доверять.

* Чем больше человек поддается влиянию авторитарной структуры, тем труднее от нее освободиться, поскольку сама личность человека погружается в определенную среду — со всеми ее эмоциями, убеждениями, образами, мировоззрением, отношениями и т.д. В самом деле, группа с авторитетной фигурой во главе становится средоточием смысла жизни, самой сильной привязанностью и даже надеждой на будущее. Для тех, кто находится в кругу приближенных лидера или на верхних ступенях иерархической лестницы, "сорваться с крючка" еще сложнее. Ведь многие обретают здесь чувство избранности и большую власть, чем они достигали или могли достичь когда-либо самостоятельно. И каждый становится младшим авторитетом для тех, кто стоит ниже.

* Выход из группы, после того как человек какое-то время ей подчинялся, часто отбрасывает его назад, к смятению и проблемам, возможность избавиться от которых и делала группу поначалу столь привлекательной. Вдобавок, человека может охватить способное совершенно его парализовать сомнение в том, что он в силах найти выход из создавшегося положения. Его ощущение реальности становится хрупким, ибо многие вещи, в которые он прежде верил, теперь кажутся полной противоположностью тому, чем они для него были. То, что казалось истинным и благам, теперь видится ложным и исполненным зла. Казавшаяся безоговорочной любовь гуру на самом деле основывалась на желании безусловной власти, его бескорыстие было замаскированной эгоманией, его чистота была растленной. В сознании человека встают животрепещущие вопросы: "Как меня могло туда занести?", "Как я после этого могу доверять себе, решая, что истинно или полезно для меня?". Трудность расставания усугубляется столкновением с действительностью, которое на первых порах редко обходится без проблем. Напротив, оно, как правило, сопровождается смущением, гневом, смешанным с депрессией, и упреками самому себе.

« 1 2 3 4 5 »

« Психологические зависимости и идеологические маски. | Секс, любовь и сердце. »