Атака на разум. Избавление от иллюзий.
Атака на разум. Избавление от иллюзий.
* Многих людей удерживает в группах страх — не только страх возвращения к неопределенностям самостоятельной жизни, но и глубокий страх оказаться беспомощным и неспособным доверять собственным суждениям. Это наносит также удар по доверию к другим, ибо разочарование в основных убеждениях часто бывает чревато цинизмом. Таким образом, ставки на веру (или на неверие) в авторитет очень высоки. Страхи по поводу возвращения к жизни, которая может оказаться еще хуже, чем прежде, дают гуру большую власть над членами своей группы. Их страхи похожи на страхи наркомана перед возвращением к однообразной, скучной жизни, которую он пытался скрасить наркотиками. Зависимость от авторитарной группы вообще обнаруживает множество общих черт с наркоманией.
* Человек, все же сумевший покинуть такую группу, часто переживает не только кризис собственной личности, но и более широкий кризис, подразумевающий недоверие к глубочайшим эмоциям человека и к правильному восприятию себя, других и Вселенной. Кроме того, человек начинает сомневаться в том, насколько мудро поддаваться чувству любви. Хотя прежде знаком подлинности любви было то, что ее разделяют единомышленники, оказалось, что и этому нельзя более доверять. Мир экс-ученика перевернулся с ног на голову: то, что гуру и его последователи представляли как безоговорочную любовь, было призвано лишь упрочить их авторитет; к тому же оказалось, что бескорыстный гуру манипулирует людьми и грубо проявляет свою власть. Для людей, которые полностью покорились ему и прониклись к нему любовью более глубокой, чем испытанная ими когда-либо ранее, открытие того, что "король-то голый", может оказаться полной катастрофой. Неудивительно, что люди изо всех сил сопротивляются всему, что заставляет их сомневаться в достоинствах авторитета.
* Капитуляция перед авторитетом помогает не замечать или оправдывать те вещи, которые обычно считаются неэтичными. Но еще хуже, что человек может сам делать или проявляет готовность делать по отношению к другим людям самые ужасные вещи. Некоторые бывшие члены культовых группировок позднее со стыдом и смущением признавались, что они могли бы и убить, если бы им приказал это их лидер. Убедившись на собственном опыте в том, как легко люди попадают под чужое влияние и насколько они склонны к самообману, многие покинувшие группу начинают, бояться не только самих себя, но и вообще окружающего. Они видели, как другие люди охотно выполняли указания лидера, неважно какие. Поэтому они ясно понимают, что люди способны делать почти все что угодно, превращая этот мир в кошмар.
* Бывшие члены культовых группировок часто даже многие годы спустя говорят о себе как о совершенно искалеченных людях. В них подорвана способность доверять себе, которую, раз утратив, так трудно обрести. Это серьезная проблема, с которой сталкиваются те, кто, покидает авторитарные группы. Обычно они пытаются справиться с этими трудностями, принимая твердое решение никогда больше не давать снова себя одурачить. К сожалению, следуя такой установке, человек становится циничным и скрытным. Под этим цинизмом часто кроется боязнь связать себя какими-либо обязательствами или быть откровенным, поскольку прежде и то и другое уже приводило к болезненным последствиям. В большинстве своем циники — это разочарованные идеалисты. Защитная позиция такого рода может сделать людей более деятельными, но, следуя ей, они становятся осторожными, жесткими, эмоционально закрытыми и легко поддаются депрессии, возникающей обычно под влиянием скрытых в них страха и гнева. Когда человек боится отдаться своим увлечениям, все время опасаясь быть обманутым или разочароваться, активно взаимодействовать с окружающим миром бывает довольно трудно. Это недоверие может повлиять и на эмоциональную жизнь людей. Они начинают опасаться завязывать с кем-либо близкие отношения. Разочарование в том, чему они так страстно поклонялись, может вообще повлиять на их способность любить, поскольку источник прежней любви оказался иллюзорным и, по сути, ложным. Стремясь защититься от опасных последствий, бывшие члены культов часто еще в большей степени погрязают в условностях и ограничениях, чем до своего культового опыта.
* Действительное исцеление может принести только восстановление веры в себя, а это задача не из легких, ибо обольщение культовым опытом не дает человеку достаточных оснований для такой веры. Возможно, конечно, что любовь или забота близких смогут сломать укоренившийся стереотип и содействовать появлению некоторой открытости и доверия. Однако открытость по отношению к конкретным людям не всегда устраняет боязнь оказаться уязвимым в отношении харизматических личностей и групп или вновь поддаться заблуждениям. Человек все еще по-прежнему может бояться самого себя.
* Самая крайняя форма управления сознанием встречается тогда, когда человек доверяет авторитету полностью и делает его центром своей внутренней жизни. Как это ни печально, но общество и родители часто внушают детям, что посторонние лучше знают, что нужно делать. Многие люди приучаются ждать помощи со стороны и полагаться на силу или волю других. Отказаться от этой привычки или даже осознать, что это необходимо, довольно трудно, потому что при этом каждый остается один на один со всеми своими проблемами. Но когда человек осознает, что не существует абсолютного авторитета, лучше него знающего, что ему следует делать, и когда удается преодолеть первое разочарование от такого открытия, это позволяет ему стать более доступным по отношению к другим и не бояться увлечься их идеями. Эти изменения связаны с ростом доверия к себе.
* Следует подчеркнуть, что вера в свои силы обладает свойством положительной обратной связи: чем больше ваша уверенность в себе, тем больше вы способны сделать; аналогичным образом, сомнения и нерешительность чреваты бессилием. Весь вопрос в том, как вернуть подорванное доверие к себе? Процесс исцеления можно ускорить, если мы поймем глубинные механизмы случившегося и проанализируем движущие силы авторитаризма. Тогда люди обретут уверенность, что никто больше не сможет завладеть их умами. Зрелость человека отчасти подразумевает осознание того, что никто не может с определенностью сказать, что нужно другому. Оставляя за собой окончательное решение о том, что для него наиболее важно, человек может получить и интегрировать все то, что предлагают другие, не боясь стать от них зависимым.
* Самообман в различной степени присущ всем людям. Но чем яснее мы будем понимать, сколь легко можно манипулировать страхом, человеческими потребностями и желаниями, тем скорее сохранится в нас способность критически мыслить.
« ‹ 1 2 3 4 5 › »« Психологические зависимости и идеологические маски. | Секс, любовь и сердце. »