Даосские практики бессмертия. Секреты динамического цигун. | Путь Любви. Путь с Сердцем.

Даосские практики бессмертия. Секреты динамического цигун.

Даосские практики бессмертия. Секреты динамического цигун.

Динамический цигун

В первой книге все упражнения выполнялись в статике. Теперь мы рассмотрим эти упражнения в движении. Подобная практика называется динамический цигун или медитация в движении. Существует огромное количество стилей и техник цигун в движении. Но самое главное остается неизменным. Это базовые принципы. Если вы овладеете ими, то сможете с легкостью изучить любой стиль. Именно по этой причине в Китае в первую очередь обучали принципам, а не формам и упражнениям. Это можно сравнить с алфавитом. В нем содержится ограниченный набор букв, но из них складывается бесчисленное множество слов. Мы рассмотрим эти принципы на примере одной из наиболее популярных разновидностей динамического цигун - гимнастике тай-чи (тайцзи-цюань). Некоторые люди, изучающие этот стиль, даже не подозревают, что он является разновидностью цигун. Китайские мастера называют тай-чи "морем без берегов". Считается, что никто не способен полностью овладеть этой системой. Мы же рассмотрим тай-чи как практику, которая поможет "Не выходя из дверей моего дома… познать все существующее на небе и на земле".

Краткая история тай-чи. Существует три версии происхождения этой системы. К сожалению ни одна из них не может претендовать на подлинность.

1) Версия. Тай-чи основал даос Чжан Сань Фэн. По преданию его обучили два мастера - Пей Си Ронь и Ли Чан Шень. Объединив стиль этих мастеров и шаолиньский кулак, Чжан Сань Фэн основал новую систему - Вуданг. День рождения Чжан Сань Фэна 12 апреля считается днем рождения тай-чи. Единственным подтверждением этого является форма тай-чи Вуданг, рисунки которой представил мастер Вон Кью-Кит в книге "Тай-цзи цюань полное руководство по теории и практике".

2) Версия. Тай-чи основал Чэнь Вантин. Чэнь был профессиональным воином и состоял в страже последнего минского императора. После прихода к власти манжурской династии Цин, Чэнь Вантин ушел в отставку и направился в родовую деревню семейства Чэней - Чэньцзягоу. Там он разработал и начал преподавание нового стиля. Однако первым этот стиль распространил мастер Чэнь Чансин (1771-1853). До наших дней дожили именно его формы тай-чи. Все современные формы тай-чи стиля Чэнь имеют более позднее происхождение. В частности Чжоу Цзунхуа в книге "Дао тайцзи-цюаня" описывает формы, взятые у мастера Чэнь Факэ(1887-1957). Это достоверно самые старые формы семьи Чэнь.

3) Версия. Тай-чи стиль, относится к одному из 5 даосских искусств "обретения бессмертия".

В результате стечения обстоятельств эта техника была распространена среди мирян и имеет сразу несколько корней.

Общий план изучения тай-чи

1 Суставная гимнастика. В соответствии с теорией цигун суставы тела должны быть гибкими и подвижными. Только в этом случае энергия ци может беспрепятственно протекать по телу. Наиболее распространенной техникой была гимнастика До Ин. Однако здесь можно запутаться, так как этим словом обозначают и другие практики, например точечный массаж До Ин.

2 Дыхание. Включает в себя следующие типы дыхания:

1) Дыхание позднего неба (1 тип шаолиньского дыхания цигун)

2) Дыхание раннего неба. Состоит из двух этапов. Первый - дыхание по 2 типу шаолиньского цигун. Второй - дыхание по 3 типу шаолиньского цигун.

3) Дыхание 5 врат.

4) Телесное дыхание.

5) Боевое дыхание хэнн-хаах.

3 Цигун "железная рубашка" и массажные практики.

4 Практика цзинци.

5 Неподвижная медитация и практика жудин.

6 Одиночные упражнения цигун. Чаще всего это был комплекс "Тринадцать базовых движений".

7 Динамические комплексы - таолу. Включают в себя три раздела. Первый - комплексы для "пустой руки". Второй - комплексы с оружием. На сегодня распространены формы с мечами Да Дао и Цзян фа, короткий и длинный шест, копье, веер и комплекс с ножом. В некоторых районах Китая практикуют и другие виды традиционного и нетрадиционного оружия. В традиции достаточно овладеть комплексами с мечом, шестом, копьем, веером и ножом. Но на самом деле достаточно и одного меча. Принципы везде одни и те же. Хотя как говорится "на вкус и цвет товарищей нет". Третий - парные комплексы с оружием и без.

8 Практика на выработку усилия цзинь - цзинь "шелкового кокона" (чансы-цзинь) и "шар тайцзи" (тайцзи-цзинь). Самый тайный раздел тай-чи. Без освоения усилия цзинь тай-чи абсолютно бесполезен как боевое искусство. До сих пор нет четкого и подробного описания этой техники. Даже те мастера, которые попытались опубликовать эти упражнения, не могут дать вразумительного объяснения.

Например, Чжоу Цзунхуа говорит о двух видах цзинь - "шелковый кокон" и "шар тайцзи". А Ян Цзюньмин дает огромное перечисление видов цзинь, но, честно говоря, все это малопонятно. На данный момент можно сказать, что каждый мастер находит свой способ выработки цзинь. И достигается это только путем длительной практики. В этой книге мы будем придерживаться категорий цзинь, данных Чжоу Цзунхуа - "шелковый кокон" и "шар тайцзи".

В разделе посвященному усилию цзинь, мы рассмотрим специфическую технику "восьми врат и шести шагов", которая представлена тремя подразделами:

1) Парная работа туй шоу - толкающие руки. Начальный уровень боевого применения.

2) Продвинутая практика туй шоу - далюй.

3) Шесть шагов.

9 Медленный и быстрый свободный поединок с оружием и без.

10 Медитация в движении. Речь идет о медитативных упражнениях во время выполнения одиночных и парных таолу.

11 Боевое применение тай-чи. Включает в себя специфические разделы - липкая рука, ядовитая рука, цинна - искусство захватов. А также нестандартные удары и упражнения на равновесие и упражнения со специальными тренажерами. Например, упражнения с каменным шаром или с жезлом.

Практика тай-чи

Некоторые разделы были описаны в первой книге, поэтому они будут опущены. Мы рассматриваем тай-чи как часть даосского тренинга. Для нас важно понять иллюзорность этого мира, и каким образом наш разум способен управлять этой иллюзией. Это дорога в неизведанное. Мало кто смог по ней пройти, так как никто не знал ни способа, ни средств. В какой-то степени техника, описанная в этой книге, не апробирована. Мы с вами первооткрыватели. Но у нас есть проводники - те мастера, которые зажгли для нас свечу. В первую очередь это Чжоу Цзунхуа, Ян Цзюньмин, Мантек Чиа и Вон Кью-Кит. Благодаря этим мастерам мы можем отыскать дорогу во тьме.

1 Суставная гимнастика. Для работы с суставами можно использовать любую доступную нам технику. Например, асаны хатха-йоги. В этом плане очень хороша книга Т. Э. Васильева "Начала хатха-йоги". Эта книга рассчитана на европейцев и вполне подходит для наших целей. Можно воспользоваться работой Мантека Чиа "До Ин". В качестве дополнения можно взять книгу Ян Цзюньмина "Знаменитые стили цигун". Также можно практиковать омниотреннинг Сидерского. Можно "Око возрождения" Питера Кэлдера.

При работе с суставами следует применять как статические, так и динамические упражнения. Что касается подборки самих упражнений, то здесь каждый ориентируется на себя. Кому-то необходимо больше внимания уделить суставам, кому-то меньше. При динамической работе с суставами следует учитывать следующие моменты:

1) Избегать резких движений. Движения в суставе должны быть мягкие плавные и равномерные. Эти принципы сохраняются даже на больших скоростях.

2) Движения в большинстве суставов идут по круговой траектории.

3) Следует избегать максимальных изгибов и разгибов в суставе. Всегда должен оставаться небольшой запас для дальнейшего движения в суставе.

4) Круговые движения в суставе идут по принципу спирального закручивания и раскручивания. Особенно это касается позвоночника.

5) Конечности и туловище должны быть максимально расслаблены.

6) Любое круговое движение в суставе за исключением сложных движений, в которых участвует все тело, должно идти по центральной оси сустава. Так если мы вращаем руками в плече, то грудная клетка и все остальное тело неподвижны.

7) При движениях на изгибы, прогибы, наклоны и вращения в пояснице, в начале растягивается позвоночник в двух противоположных направлениях. В растяжении участвуют голова и шея с одной стороны и копчик с другой. При этом в растяжение постепенно включается весь позвоночник. Только после того как удалось растянуть весь позвоночник, можно осуществлять наклоны и вращения.

8) При вращении в суставах должна отсутствовать боль. Наличие боли или болезненных ощущений говорит о том, что вы что-то делаете неправильно.

9) Следует избегать динамических упражнений для суставов после эякуляции. Это может привести к появлению боли. Выполнять динамические упражнения можно только на следующий день.

10) Если мы вращаем в колене или локте запрещается жестко фиксировать периферийные суставы - кисть, стопу, бедро или плечо. В итоге такая жесткая фиксация приведет к травме.

2 Дыхание.
Дыхательные методы были рассмотрены в первой книге. Дыхание хэнн-хаах связано с выработкой усилия цзинь, техника которого будет рассмотрена ниже.

3 Массаж.
Отработка железной рубашки связана с практикой дыхания 5 врат в одном из стандартных положений типа железного всадника, позы охватывания дерева, сантиши, пу бу, гунбу, сюй бу и так далее. Можно использовать любую позицию.

6 Одиночные упражнения цигун.
В традиции изучают комплекс "Тринадцать движений". Он очень удобен тем, что с его помощью можно изучить все основы тай-чи. Одного этого комплекса вполне достаточно. Но в те времена, когда я начал знакомиться с тай-чи, многие инструктора сами очень мало знали об этой системе.

Как правило, тай-чи использовали для релаксации и восстановления после тяжелой тренировки. Инструктора преподавали какой-нибудь один комплекс. Чаще всего это была 24 форма Ян и в некоторых случаях 108 форма. Вообще в спортивном тай-чи начинают именно с 24 формы Ян. Мой первый учитель обучил нас 108 форме. Через год он пригласил к нам в группу человека, который обучил нас 24 форме Ян. Учитель был хорошо знаком с основами тай-чи и даже хотел организовать группу по его изучению, но не нашлось желающих. Мы привыкли определять силу по внешнему проявлению. Учитель с мечом в руке совершал сальто назад, одновременно наносил удар оружием. Когда его туловище взлетало на уровень роста среднего человека, он наносил двойной удар ногами в воздухе и снова удар мечом при приземлении. Как это можно было сравнить с медленными плавными движениями тай-чи Ян? Здесь нет видимого проявления силы. Ведь мало кто знал, что истинная сила тай-чи скрыта внутри и основана на особой технике - цзинь. Но многие инструктора сами не знали об этом. И такое положение дел было не только в России, но и в других странах и даже самом Китае. Мастера тай-чи ревностно охраняли свои секреты. И лишь относительно недавно некоторые из них решили поделиться с нами своим знанием.

24 форма в какой-то степени может заменить комплекс "Тринадцать упражнений". Я обратил внимание, что каждый серьёзно изучающий тай-чи находит свой собственный путь и метод.

Я начал с комплекса цигун-даоинь. Затем на основе упражнений, переданных мне инструкторами, я составил собственный комплекс, дав ему экзотическое название - "Золотой дракон играет шаром небесной ци". Его мы рассмотрим в разделе посвященном выработке усилия цзинь.

« 1 2 3 4 5 6 »

« Комплекс самомассажа для разогрева организма и активизация тока Ци | Тибетские пульсации. »