Даосские практики бессмертия. Секреты динамического цигун. | Путь Любви. Путь с Сердцем.

Даосские практики бессмертия. Секреты динамического цигун.

Даосские практики бессмертия. Секреты динамического цигун.

Начальный комплекс цигун-даоинь

Упражнение 1
Позиция лие-шань, описана в первой книге. Единственное отличие - стопы ставят вместе, а не на ширину плеч. Руки образуют символ даоинь (соединяются указательные и большие пальцы рук, образуя правильный круг, остальные пальцы оттопырены в сторону, образуя вместе подобие черепицы). Руки находятся на расстоянии 12 см от туловища так, что кончики больших пальцев были на уровне пупка, кончики указательных на уровне точки ци-хай. Дышим по первому типу шаолиньского дыхания цигун. Производим 20 вдохов-выдохов.

Можно начать занятия с семи раз, постепенно доводя до 20 в последующие тренировки. По окончании упражнения ставим ноги на ширину плеч и осуществляем по 20 вращений в пояснице вправо затем влево. При этом голова и стопы должны быть абсолютно неподвижны. Руки можно опустить вдоль туловища, либо поместить ладони центрами лаогун на парную точку шень-шу. Правая рука на правую точку, левая на левую. При этом происходит непрямой массаж почек. Вращения в пояснице производятся после каждого упражнения комплекса.

Упражнение 2
Позиция лие-шань. Руки соединяют кончиками средних пальцев, ладони параллельны земле, находятся на уровне точки ци-хай. Руки как бы образуют круг, локти не выходят за линию плеч. Если у вас очень длинные руки, то можно сместить подальше от туловища ладони, пока локти не войдут в линию плеч. В области подмышек должно быть пространство, достаточное для того, чтобы там поместился шарик для настольного тенниса. Делая выдох, опускаем ладони вдоль туловища. Дойдя до самого низкого уровня, разворачиваем ладони максимально наружу, начинаем вдох также по первому типу дыхания. Слегка согнутые руки поднимаем вверх до такого уровня, когда дальней шее движение возможно только с участием плеч. Но секрет в том, чтобы плечи были неподвижны, они не должны подниматься и опускаться. Когда руки подняты до этого крайнего положения, начинаем выдох, соединяем кончики средних пальцев на до лбом, опускаем ладони в исходное положение. Повторяем 20 раз.

Упражнение 3
Позиция лие-шань, ноги на ширине плеч, руки в позиции даоинь перед пупком. Выдох, на вдохе руки поднимаются вверх перед грудью, постепенно разворачиваются над головой так, что указательные пальцы смотрят вверх. Полусогнутые руки образуют круг. На выдохе круг разрывается, руки опускаются по сторонам. Доводя до самого нижнего положения, начинаем вдох, приводя руки в исходное положение. Повторяем 20 раз.

Упражнение 4
Стопы ставят на ширину плеч как русское "л", то есть так, чтобы между ними был угол меньше 90 градусов. Левая нога впереди. Колени согнуты так, чтобы между одноименным коленом и носком проходил перпендикуляр к земле. Затем переносим вес на правую ногу, отклоняемся назад, при этом выпрямляем левую, отрываем носок и опираемся на пятку (левой ноги). Вес полностью переносится на правую ногу так, что можно легко оторвать от земли левую. Руки в положении даоинь перед пупком. На вдохе переносим вес на левую ногу, опуская ее на всю поверхность стопы и сгибая в колене по вышеописанному принципу (колено не выходит за носок). Получается высокая позиция "лука". Параллельно руки описывают круг вокруг тела и соединяются на уровне лица. Руки образуют круг. При максимальном смещении вперед пятка левой ноги отрывается от земли и опирается на носок так, что ногу легко оторвать от поверхности. На выдохе возвращаемся в исходное положение. Повторяем 20 раз. После 20 раза разворачиваемся в положение лие-шань и складываем ладони вместе пред грудью по типу индийского намасте.

Упражнение 5
Принимаем позицию "железного всадника". Можно высокую. Руки принимают положение, описанное во 2 упражнении. Движения руками полностью соответствуют движениям во 2 упражнении. Добавление - на вдохе разгибаем колени и выпрямляемся, на выдохе возвращаемся в исходное положение. Повторяем 20 раз.

Упражнение 6
Позиция лие-шань, стопы вместе. Ноги согнуты в коленях так, что линия колена и стопы совпадают. Руки собраны в лодочки и контактируют друг с другом большими и указательными пальцами. Руки перед грудью, локти опущены вдоль тела, не выходят за линию плеч. Руки выполняют движение по типу движений, когда гребут двумя веслами. На вдохе руки поднимаются вверх до подбородка, колени выпрямляются до совпадения линии колена с центром стопы, выдох - возвращение в исходное положение. Повторяем 20 раз.

Упражнение 7
Позиция "железного всадника. Руки в положении даоинь перед пупком. Вдох, руки расходятся в стороны по кругу и сходятся над головой в том же соединении. При этом разворачиваем корпус влево. На выдохе возвращаемся в исходное положение. Повторяем все вправо. Выполняем от 2 до 20 раз.

Уровни освоения комплекса цигун-даоинь

1 Уровень
Тело должно быть полностью расслабленно. Напряжение мышц при движении минимально. Движения максимально медленные и плавные нигде нет рывков и остановок. Стопы плотно прижимаются к земле 9 точками, описанными в первой книге.

Когда удалось достичь максимальной расслабленности и округлости движений, добавляется элемент, который является основой для выработки усилия цзинь. В айкидо его называют "пустой рукой". Для того, чтобы понять принцип, следует выполнить следующее - поднимите прямую руку перед грудью, можно обе. Рука должна быть полностью расслабленной, кончики пальцев смотрят вперед. Теперь представьте, что вы тянетесь пальцами руки к какому-то отдаленному предмету и пытаетесь к нему прикоснуться, но он слишком далеко от вас. Вы тянетесь, но это скорее ваша мысль, чем движение, ваше тело неподвижно, мышцы расслаблены. В руке должно ощущаться легкое напряжение, как будто вы действительно ее смещаете вперед. Если вытянуть обе руки, представить при этом движение и слегка перенести вес на носки, то вы начнете падать вперед. Следует запомнить это ощущение и перенести его в упражнения. Когда вы выполняете комплекс, следует подобным образом вытягивать руки, ноги и позвоночник. Последний вытягивается в двух противоположных направлениях - первое к макушке, второе к копчику.

Китайские мастера тщательно скрывали секрет "пустой руки". Давались рекомендации типа - представьте, как вы толкаете что-то тяжелое. Но это неправильно. Самым важным в цигун является расслабление. Если особенно на начальных этапах что-то представлять, то никогда по настоящему не расслабишься. Это намеренная ошибка. Если рассматривать тело как инструмент, то гораздо легче манипулировать своими ощущениями, чем своими мыслями. В человеке чувственное всегда сильнее. Цель занятий как раз и заключается в том, чтобы уравновесить разум и чувства. Это и есть то, что имел в виду Кусунами Масасигэ, когда писал в коане - "Пресеки свою двойственность…"

2 Уровень
На данном этапе добавляется работа стопами. Рассмотрим ее на примере 2 упражнения. На вдохе, когда руки поднимаются, вес тела переносится на носки. При этом корпус слега наклоняется вперед за счет голеностопных суставов. Остальные суставы тела не участвуют в переносе веса. Также следует отметить, что здесь больше работает наша мысль, чем тело. Но стопы при этом должны почувствовать этот перенос. Всегда должно присутствовать явное физическое ощущение тяжести в носках. Если при этом вынести руки перед грудью, то можно упасть. На выдохе вес тела переносится на пятки и в конце движения снова равномерно распределяется по всем 9 точкам стопы.

Метод "пустой руки" должен присутствовать во всех последующих упражнениях и комплексах.

3 Уровень
Переход от 1 типа дыхания шаолиньского цигун ко второму. Для этого необходимо повторить все последовательности первого и второго уровня, но с новым типом дыхания.

4 Уровень
Использование дыхания 5 врат.

5 Уровень
Включение телесного дыхания.

6 Уровень (заключительный)
Применение дыхания хэнн-хаах и совмещение его с дыханием 5 врат. (См раздел по технике цзинь)

7 Практика таолу

Работе с формой мы уделим особое внимание. Здесь мы попытаемся изучить те самые методы, которые позволят нам "изменять ткань реальности" и таким образом понять иллюзорность этого мира, осознать себя актером, постичь "игры разума".

Что касается самой формы, то можно использовать любую нам доступную. Важны наши "игры" с этой формой.

Технически наиболее простыми являются формы стиля Ян. В продаже есть кассеты с этими формами. Будем считать, что вы купили подобную кассету и изучили ее содержимое. А может вы посещали уроки тай-чи и изучили форму там. Это, скорее всего 24. На кассетах чаще всего встречаются следующие формы - 24, 37, 88 и 48. На мой взгляд, лучше всего подходят 48 и 37 формы. Там много круговых движений, в отличие от прямолинейной 24. Можно также использовать комплекс "Тринадцать базовых движений".

Самое важное то, что вы изучили форму на столько, что в состоянии выполнить ее самостоятельно без остановки. В ваших движениях пока ничего нет, кроме попугайского повторения. Это то, что китайцы называют "парчовым кулаком". Но не стоит отчаиваться - "Путь в тысячу ли начинается с первых шагов". Легко смеяться тому, кто ничего не делает. И китайцы зря смеются. Не надо было скрывать секреты. А если скрыли, то не стоило распространять стиль. Держали бы и его в тайне. Получается, люди годами занимаются, а на деле ничего не добиваются.

Методы работы с тао.

1 Наиболее важные элементы.

В единоборствах разделяют три уровня движений. Первый - движение конечностью или отдельной частью тела. При таком типе все части тела двигаются независимо друг от друга. Что касается ци, то она концентрируется только в ударной конечности. При этом используется мышечное напряжение. Ци, которая применяется в данном случае, будет "жесткой".

Второй - движение телом. В данном случае вы двигаетесь как единый монолит. Конечности двигаются только вместе с телом. Ци либо распределяется по всему телу, либо концентрируется в нижнем дань-тянь. Сила удара генерируется либо поясницей, либо исходит от стоп. Метод начала движения от поясницы называется "шаром тайцзи", генерация от стоп - "цзинь шелкового кокона". Ци в данном случае может быть и "мягкая" и "жесткая". Сила удара определяется не мышечной концентрацией, а четкой координацией движений. На втором типе работают все внутренние стили.

Третий - движение связано с дыханием, сознанием и чередованием мышечного напряжения и расслабления. По телу как бы прокатывается волна. Ее сила такова, что противник отлетает от вас при попытке нанести удар. Вы же вообще ничего не делаете, никаких движений. Ци в данном случае будет "мягкой".

1) Правило 6 внешних координаций. Кисть двигается одновременно со стопой, локоть с коленом, бедро с плечом. Речь идет об одноименных частях тела. Помимо этого, кисть никогда не выходит за носок стопы, локоть не выходит за линию плеч, за исключением некоторых движений. Локоть всегда прикрывает подмышечную область, даже тогда, когда мы высоко поднимаем руку над головой. Локоть не выходит за линию одноименного колена. Плечи и таз всегда параллельны земле. Движение всегда параллельно земле, нельзя двигаться как скачущий мяч, то есть нельзя произвольно то подниматься, то опускаться. Исключение составляют заведомо высокие или заведомо низкие позиции. Например "золотой фазан" (позиция на одной ноге - хэ бу), или "низкая позиция кнута" (падающий шаг или шаг слуги - пу бу).

Одноименное колено никогда не выходит за носок. Нога в колене не сгибается больше, чем на 90 градусов, за некоторым исключением. Голова всегда поворачивается вместе с туловищем. Для этого необходимо представить, что у вас нет шеи. При перемещении вес полностью переносится на опорную ногу. Перемещаемая нога идет только вместе с корпусом. Голову держим так, будто она подвешена за волосы. Позвоночник принимает правильное положение, описанное в первой книге. Ноги всегда плотно прижимаются к земле 9 точками стопы. Линия плеч и бедер всегда параллельна земле.

2) Правило 3 внутренних координаций. Сознание управляет дыханием, дыхание управляет движением. В начале следует добиться правильного положения тела во время выполнения комплекса. Сам комплекс построен таким образом, что все вышеперечисленные компоненты получаются сами собой. Необходимо сознательно проработать эти компоненты. Ни в коем случае нельзя выполнять сразу все элементы. Их следует вводить по одному. Когда вы можете выполнить 6 внешних координаций, следует включить дыхание в упражнение. Общее правило дыхания - к себе вдох, от себя выдох, вверх - вдох, вниз - выдох.

3) Правило "глазного духа" яншэнь.
Когда удалось соединить дыхание и движение, присоединяется сознание. Правило яншэнь: "Куда направлен взгляд - туда направлена ци, куда направлена ци - туда направлена сила ли". На первых этапах взгляд направлен на ударную конечность, на более поздних этапах, взгляд расфокусирован и никуда не направлен.

Для отработки всех вышеперечисленных компонентов рекомендуется выполнять форму ежедневно по 20 раз. Можно начинать с 5 раз за тренировку. За одну тренировку рекомендуется выполнить форму не меньше 10 раз. В этом случае, чтобы выполнить 20 форм, делается 2 тренировки за день. Если вы практикуете 88 или 108 формы, то их можно выполнять по 10 раз в день и 5 раз за одну тренировку.
В среднем для отработки всех изложенных компонентов уйдет от 3 до 6 месяцев.

4) Правило прямой конечности. Следует помнить, что конечности никогда полностью не разгибаются. Это очень важный момент, который поможет избежать травм.

При отработке всех вышеперечисленных компонентов используем 1 тип шаолиньского дыхания цигун. В тай-чи его называют дыханием позднего неба. При этом концентрируемся на нижнем дань-тянь.

« 1 2 3 4 5 6 »

« Комплекс самомассажа для разогрева организма и активизация тока Ци | Тибетские пульсации. »