Гимнастика йогов. | Путь Любви. Путь с Сердцем.

Гимнастика йогов.

Гимнастика йогов.

Андрей Сидерский - один из наиболее известных и опытных русскоязычных преподавателей хатха йоги. Автор ряда популярных книг и переводов по данной теме, а также большого количества учебных видеофильмов по йоге (является основателем и творческим руководителем проекта hathavideo.com). Профессионально преподает хатха-йогу с 1987 года. За более чем двадцатилетний период изучения хатха-йоги Андрей Сидерский встречался со многими восточными и западными мастерами. На формирование его уникального стиля практики и преподавания наряду с многолетней дружбой и непосредственным обучением у Виктора Ван Кутена и Анжелы Фармер, дружеского обмена практической информацией с австралийским мастером Шандором Ремете, совместной работы с выдающимся мастером цигун Чен Ван Пэном, встреч с учеником Дхирендры Брахмачари мастером Бал Мукунд Сингхом, йогином-натхом Шри Индаром, Шри Т.К.В. Десикачаром и другими «интересными людьми», повлияли контакты с серьезными практиками вьетнамской даосской йоги Зыонг Шинь, китайских стилей ушу и тай цзи цюань, многие годы занятий спортивным плаванием, подводным плаванием, дайвингом и фри-дайвингом (свободным нырянием).

1. ЙОГА

Йогой называют обуздание ума посредством подчинения его деятельности осознанному волевому управлению.

Определение . Йога есть устранение неконтролируемых флуктуаций состояния сознания. (Патанджали, «Йога Сутра», II ст. до Р. Х.)

Или, говоря проще, йога есть устранение хаотической суеты ума.

Приведенное выше определение йоги считается классическим. Результирующее состояние сознания, которое имеется в виду, характеризуется полным отсутствие в нем каких бы то ни было неконтролируемых проявлений, неуправляемых и неосознаваемых мыслей, эмоций, побуждений... Фактически речь идет об (1) устранении помех восприятию и обработке информации мозгом, и (2) обретении контроля над восприятием во всем его диапазоне с возможным расширением самого диапазона за счет перераспределения энергии, высвободившейся в результате устранения помех. Устойчивое состояние йоги труднодостижимо и встречается крайне редко, поскольку предполагает высочайшую степень самоосознания и отрешенного самоконтроля. А это, в свою очередь, требует очень точной и глубокой коррекции и перенастройки множества физиологически тончайшим образом организованных и взаимосвязанных биохимических и биофизических системных процессов, определяющих базовые психофизиологические реакции человека и управляющих поведением индивида на уровне глубинных неосознаваемых мотиваций.

Реально достижение состояния йоги возможно только в том случае, когда человеческому существу удается не только полноценно осознать обусловленные генотипом и воспитанием «встроенные» и «автоматические» свойства своего сознания, но и до нужного уровня целенаправленно компенсировать в осознанно выбранном направлении определяющие их системные биохимические, биофизические и, по мере возможности, даже органические факторы. Фактически достигнутое и закрепленное состояние йоги - состояние сознания, в котором отсутствуют неконтролируемые флуктуации - ментально-эмоциональный «белый шум».

Перманентная перегруженность сферы сознания интенсивным ментально-эмоциональным «белым шумом» является наиболее характерным состоянием для подавляющего большинства среднестатистических представителей вида Homo sapiens. Существующий в уме каждого человеческого существа непрекращающийся спонтанный «внутренний диалог» с самим собой, вернее, со множеством разных «самих себя» в разнообразных переменчивых эмоциональных состояниях, не поддается никакому осознанному контролю. Он не управляется нашим намерением, но при этом очень успешно «заслоняет» собою в нашем восприятии объективную картину мира, подменяя ее некоторой условной иллюзорной видимостью. Мы воспринимаем вещи и явления не такими, каковыми они в действительности являются, а такими, какими они нам кажутся при взгляде сквозь призму нашего желания видеть их так, как нам удобно. А то, каково наше желание, в свою очередь, определяется некоторым множеством вполне конкретных достаточно жестко обусловленных факторов, в основе действия которых - специфика нашего социального воспитания как принципиальной основы построения алгоритмов обработки информации нашим умом и особенности нашей индивидуальной генетической предрасположенности как определяющего аспекта физиологической реализации этих алгоритмов.

В результате наличие в мозге постоянно существующего неуправляемого процесса спонтанного некреативного и неконструктивного мышления и спонтанного же еще более неконструктивного «эмоционирования» оказывается критической помехой восприятию и обработке информации. Помехой, которая искажает - порою до полной неузнаваемости - доступную восприятию картину мира, потенциально более-менее объективную в терминах физиологии восприятия физических процессов - настолько, насколько это вообще возможно в условиях перманентно само-реорганизующегося информационного квантового мира, каковым, судя по всему, является поле нашего бытия в самоосознании.

Вряд ли особым откровением может стать заявление, что все процессы пластического и энергетического обмена в системе человеческого организма в конечном итоге имеют своей целью оптимальное обеспечение энергией и пластическим материалом мозга - центрального биопроцессора. Фактически, во мгновенном временном срезе бытия мы живем, чтобы осознавать, то есть воспринимать, обрабатывать и в той или иной форме «усваивать» информацию. Все наши действия «по жизни» являются проявлением и выражением этого процесса. Наличие интенсивного «белого шума» 1 как доминирующего процесса в сознании приводит к тому, что львиная доля вырабатываемой в организме энергии расходуется впустую. Кроме того, для того, чтобы иметь возможность произвести хоть какую-то более-менее контролируемую операцию по обработке информации, мозгу приходится «искусственно» расширять динамический диапазон, усиливая «полезный» сигнал, чтобы выделить его на фоне «внутренне-диалоговой» помехи. В итоге так называемый «умственный труд» оказывается крайне изнурительным и при этом - не менее крайне малоэффективным. Некий условный коэффициент полезного действия всей системы человеческого организма, приведенный к эффективности процесса обработки мозгом информации, оказывается ничтожно малым. Фактически, он стремится к нулю. По сути, в основной своей массе мы, почему-то почитающие себя разумными, просто вяло и тупо «белошумим» и действуем автоматически - этакие биороботы, управляемые примитивными встроенными программами, которые запускаются в действие тремя основополагающими первичными инстинктами - инстинктом самосохранения, инстинктом продолжения рода и инстинктом сохранения вида. «Внутренний диалог» и существующие на его фоне отчаянные спорадические попытки хоть как-то что-то изредка творчески измыслить настолько истощают наши энергетические ресурсы, что львиная часть потенциальных возможностей мозга никогда не задействуется в процессе мышления. У нас просто не хватает на это сил. Мы как бы спим по жизни и, если и просыпаемся на миг, то лишь в критической ситуации, когда инстинкты говорят нам, что, мол, «совсем тебе труба, друг». В большинстве подобных случаев мы успеваем только понять, что жизнь прошла, и смерть берет свое.

Придушив врага №1 - «внутренний диалог» - мы сразу же решаем проблему собственной эффективности за счет высвобождения огромных энергетических ресурсов из-под гнета пожирающих их спонтанных процессов в мозге. Ведь для того, чтобы обеспечить существование этих процессов, клеткам мозга приходится «пахать в поте лица своего денно и нощно». А тут вдруг бац - наступила йога и процессов-энергопожирателей больше нет. Мы мгновенно получаем возможность снизить уровень эксплуатации органов и систем 2, поскольку органам и системам больше нет надобности кормить дикие орды «виртуальных дармоедов». Мы получаем также возможность перераспределить наличную энергию и «включить» в осознанную работу «спящие зоны». И, наконец, больше нет необходимости усиливать «полезный сигнал» до уровня дикого вопля, поскольку в безмолвии даже шепот хорошо слышен. То есть, на несколько порядков повышается эффективность энергообеспечения «полезных» мозговых процессов 3.

Таким образом, приведение человеком своего сознания в состояние йоги 4 является, безусловно, весьма перспективным шагом в направлении обретения им осознанного контроля над «низшими» аспектами собственной природы, равно как и в направлении оптимизации иерархической структуры своего существа в целом, ибо позволяет в максимальной степени раскрыть все творческие способности и научиться осознанно и системно применять их. В каком направлении и для чего - каждый для себя решает сам. Тот, кому действительно удалось достичь состояния йоги, как правило, вполне способен самостоятельно и достаточно адекватно разобраться в наиболее существенных с точки зрения эволюции сознания вопросах: «кто я?», «зачем я здесь?»... Более того, йогину, или йогу (так принято именовать достигшего состояния йоги) в некоторых случаях даже удается вполне кардинально разрешить для себя обычно в наименьшей степени поддающийся разрешению и наиболее сакраментальный из всех сакраментальных вопросов человеческой истории: «что делать?». И еще. Внемля многопремудрым ветвистым разглагольствованиям не слушающих и не слышащих ничего и никого, кроме себя, «достигших» и «реализованных», а также «просветленных» и просто «я-единственных-гуру», равно как и их ревностных адептов, имеет смысл поверять изрекаемые ими истины древней, как мир, более чем банальной, однако неоднократно доказавшей свою непреходящую эффективность тестовой формулой «знающий не говорит, говорящий не знает». Ибо «пока Сила не вступит на серединный путь, и пока непокорное семя не будет обуздано силой остановленного ума, естественным состоянием которого стало знание истинной природы вещей, до тех пор любые разглагольствования о знании и мудрости останутся пустопорожним трепом досужего болтуна» (Сватмарама «Хатха-йога прадипика»).

2. МЕТОДЫ

Достижение состояния йоги предполагает целенаправленное последовательное изменение исходного состояния сознания. Посредством специальной практики системного психофизиологического контроля вырабатывается и делается устойчиво присущей индивиду способность осознанного управления режимами работы собственного мозга. В результате осознанный волевой самоконтроль распространяется на те аспекты психоэмоциональной деятельности индивида, которые в исходном состоянии сознания среднестатистического представителя вида Homo sapiens sapiens нетолько не поддаются волевому управлению, но зачастую в большинстве своем вообще не осознаются. Фактически речь идет об эволюционно значимых изменениях характера работы всей биологической системы человеческого существа. Принципиальная потенциальная возможность или невозможность осуществления подобных изменений в случае каждого конкретного человеческого существа определяется его генетическим статусом и уровнем общего развития, который, в свою очередь, обусловлен социальным статусом, общим уровнем культуры, уровнем образования, а также качеством и характером жизненного опыта. Сам по себе каждый в отдельности из вышеперечисленных факторов ничего не решает. Предрасположенность к получению от практики ожидаемого положительного результата определяется только их совокупностью в некотором оптимальном сочетании.

Концептуально будучи причиной формирования собственного органического носителя, физически сознание как таковое является продуктом его физиологического функционирования. В зависимости от генетически предопределенной организации взаимоотношений между органическим носителем и виртуальным продуктом его жизнедеятельности - между телом и сознанием - для каждого конкретного индивида предпочтительным является вполне определенный практический метод системного психофизиологического контроля, направленного на осознанную стабилизацию управления нервно-психической деятельностью. Адекватный выбор метода и корректное его применение развивает способность к тотальному волевому самоконтролю, известную также как способность управления намерением.

Фактически все сводится к осознанному целенаправленному управлению процессами, протекающими в центральной нервной системе. Разумеется, с учетом процессов, протекающих в системе организма в целом. Ибо происходящее в центральной нервной системе всегда есть некая функция комплексного взаимодействия всех органов и систем на всех уровнях. Существует три метода непосредственного управ-ления, различающихся по уровню опорных объектов приложения внимания и восприятия - (1) виртуальный (раджа-йога, или «йога ума»), (2) энергетический (лайя-йога, или «йога пространства»), (3) органический (тантра-йога, или «йога Силы»), и два опосредованных метода - (1) основанный на применении в качестве посредника логического интеллекта (джняна-йога или «йога знания») и (2) основанный на применении в качестве посредника инстинктивного разума (бхакти-йога или «йога любви»). Фактически опосредованные методы являются не столько практикой достижения собственно состояния йоги, сколько практикой наработки некоторого исходного состояния, позволяющего осуществить попытку продвижения в направлении устранения неконтролируемых флуктуаций состояния сознания.

В практике непосредственных методов в полном объеме используется специфическая йогическая гимнастическая тренировочная техника. Без нее практика непосредственных методов в большинстве случаев чревата серьезными нарушениями функционального равновесия и преждевременным разрушением организма практикующего. Дело в том, что устойчивые изменения состояния сознания всегда имеют в своей основе серьезные изменения режима работы мозга. Изменение режима работы мозга неизбежно сопряжено с изменением режимов работы всех физиологических органов и систем, поскольку его работоспособность обеспечивается за счет их функционирования. Более того, обеспечение работоспособности центрального биопроцессора - мозга - основной смысл существования и функционирования всей биологической системы организма. Естественно, любое изменение состояния, затрагивающее всю систему, сопряжено с интенсивными переходными процессами в системе в целом. Любой переходный процесс в любой системе всегда предъявляет повышенные - зачастую до критического уровня - требования к ее работоспособности. Переходные процессы, сопровождающие перестройку психической деятельности в ходе практики, направленной на достижение состояния йоги, приводят к сверхвысокими психоэнергетическими нагрузками и могут стать причиной тяжелых системных психофизиологических стрессов. Специальная гимнастическая практика позволяет подготовить организм к перегрузкам и на уровне физиологических органов и систем компенсировать воздействие стрессогенных факторов. При практике непосредственных методов психофизиологического контроля гимнастическая тренировочная техника должна применяться жестко и в максимально доступном практикующему объеме, причем непременно - в соответствии с принципом прогрессивной тренировки. Это особенно важно на начальных этапах практики, когда существенные сдвиги психофизиологических функций в «не знакомой» с подобными явлениями системе в случае отсутствия надлежащей компенсации приводят к чрезвычайно серьезным системным нарушениям.

Практика опосредованных методов позволяет постепенно подготовить систему организма к практике непосредственных методов и более чем весьма существенно растянуть во времени процесс подготовки к нагрузкам, с которыми сопряжена практика непосредственных методов. Поэтому йогическая гимнастическая практика в случае опосредованных методов может применяться в ограниченном объеме, а на начальных этапах практики - не применяться вовсе. Цель «Основного курса» - изложение информации о гимнастике йогов в базовом объеме, минимально достаточном для применения ее в практике непосредственных методов. Поэтому на характеристиках опосредованных методов здесь мы останавливаться не будем.

3. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ МЕТОДОВ

Виртуальный метод

Виртуальный метод управления режимами работы центральной нервной системы опирается на прямое комплексное управление поведением итоговых продуктов ее деятельности - мыслями, чувствами, эмоциями. Соответствующая техника известна как раджа-йога. Алгоритмический принцип метода - созерцание ума как такового и управление его поведением. По точности, скорости доступа и качеству контроля результатов деятельности центральной нервной системы метод раджа-йоги является наиболее эффективным. По сложности реализации он является самым труднодоступным, поскольку предполагает исключительно высокую степени исходной самоорганизации системы и полную гармоничную сбалансированность всех ее внутренних и внешних функций.

Энергетический метод

Энергетический метод управления режимами работы центральной нервной системы опирается на управление вибрационными процессами, являющимися физической основой виртуальных результатов деятельности центральной нервной системы. Соответствующая техника известна как лайя-йога. Алгоритмический принцип метода - созерцание волновых процессов, соответствующих деятельности ума и управление ими. В практике лайя-йоги волновые процессы в системе человеческого организма интерпретируются восприятием как некий «внутренний звук». Субъективное исследование «внутреннего звука» и управление им в итоге позволяет выйти на уровень управления его «виртуальной сущностью». Без намерения осуществить такой переход практика исследования «внутреннего звука» и управления им лишена смысла. Если же намерением практикующего является установление осознанного контроля над поведением ума, практика созерцания «внутреннего звука», несомненно, приносит положительный результат. Ибо, как указывает в своей «Хатха-йога прадипике» Сватмарама, «искусному стрелку несложно поразить оленя, который замер на мгновение в неподвижности, чтобы прислушаться, ибо главное здесь - правильно прицелиться».

Под «волновыми процессами» в данном случае понимаются не только механические, нейрохимические и электромагнитные процессы, обеспечивающие передачу и обработку информации в системе, но также волновые процессы иной природы, пока что регистрируемые лишь на уровне приборно не подтвержденной субъективной чувствительности, но, тем не менее, являющиеся основой целого ряда объективно существующих информационных взаимодействий. Практика лайя-йоги так же, как и практика раджа-йоги, требует очень точной комплексной настройки и функциональной уравновешенности всей системы человеческого организма, хотя, в отличие от раджа-йоги, и допускает незначительные отклонения от оптимума в отдельных ее звеньях. Эти отклонения могут быть компенсированы в процессе практики путем «уточнения настройки».

Практика лайя-йоги имеет смысл только как способ выхода на уровень практики раджа-йоги.

Органический метод

Органический метод управления режимами работы центральной нервной системы опирается на управление ощущениями, возникающими в периферийной и центральной нервной системе при протекании в организме упомянутых выше волновых процессов. Эти ощущения условно именуют «психоэнергетическими ощущениями». Потоки ощущений подобного рода являются объектами управления в системах практики, относящихся к категории тантра-йоги и цигун. Они традиционно интерпретируются как потоки «Силы» - «праны» или «ци» («ки», «чи», «кхи» и т.п. - в зависимости от географической принадлежности системы практики). Само по себе управление «потоками Силы» - занятие достаточно бессмысленное, если за ним не стоит намерение выйти на управление волновыми процессами, отражением которых в органическом теле эти потоки являются.

Практика органического метода допускает несколько более существенные исходные отклонения от функционального оптимума, чем практика лайя-йоги. Само по себе построение практики систем тантра-йоги учитывает необходимость компенсации возможных функциональных отклонений и включает в себя алгоритмы системной оптимизации состояния организма практикующего.

Йога для похудения

В одной статье о йоге есть такой абзац:

"Йога не способствует похудению. Если вам не дают покоя килокалории, превратившиеся в лишние килограммы, йога вам не особенно поможет. Она не поможет вам похудеть, зато научит жить в гармонии с собой".

Это неправда, потому что йога способствует всем положительным изменениям человеческого организма. Йога не была бы йогой, если бы люди не обращались к ней за помощью в борьбе с лишним весом.

Никаких развернутых теоретических выкладок, обосновывающих эффективность йогического похудения, мы вам не предложим. Вместо этого - здравый смысл и опыт многих, кто занимается йогой.

Чаще всего лишний вес появляется оттого, что мы много едим, мало двигаемся или страдаем расстройством обмена веществ. В тяжелых случаях, бывает, все три причины объединяются. В попытке сбросить вес мы испытываем на себе все доступные методы, а результат - значительное ухудшение состояния и плюс два килограмма. Тогда опускаются руки. Но кто говорил, что будет легко? Не надо только сидеть на ультрамодных лимонных и солнечных диетах, которые высасывают силы. С серьезной оздоровительной практикой дело обстоит так: вы терпеливо вкладываете усердие и время - организм начинает работать лучше. Никаких отклонений от этой схемы быть не должно; если они есть, значит, вы либо что-то не так делаете, либо, что более вероятно, оздоровление врачует только на словах, в рекламе. Йога поможет сбросить лишние килограммы, нужны только усердие и время. И осознание того, что фигура - это не цель йога, а один из положительных сдвигов в организме. Для настоящего йога хоть и полезный, но малозначимый. "Похудей за 40 дней" - это не здесь.

Виктор Бойко, московский йог-практик, пишет о похудении в йоге:

"Когда Вы придете к сбалансированному комплексу, в котором будут в полном объеме представлены силовые асаны - "стоячие" от минуты до полутора, пресс по минуте и подхода по три к Парипурна и Ардха Навасанам, Чатуранга Дандасана пару раз по минутке плюс стойки на руках - ничего не останется ни от лишнего веса, ни от целлюлита - это я наблюдал неоднократно. Другое дело, что уйдет на это года полтора-два. Обмен выправляется медленно, и только на основе глубокой релаксации. Научитесь расслабляться, психосоматика наладит сама себя, а потом уже и напрягаться можно как угодно".

Разложим по полочкам:

Как можно похудеть в йоге, если на занятиях практикуется мало движений?

Но ведь существуют статические нагрузки. Они работают не хуже, чем двадцатиминутные пробежки. Благодаря огромному разнообразию поз каждую проблемную зону тела можно прорабатывать отдельно.

Как похудеть, если у меня врачебно документированные нелады с обменом веществ?

Сложно, но можно. Обмен веществ зависит от психической конституции человека. Психическая конституция поддается корректировке. Отдайтесь йоге полностью - и надолго.

Через какое время я похудею?

Это индивидуально, в зависимости от особенностей организма, уровня физического развития, наличия определенных болезней, расстройств и т.п… И главное - в зависимости от того, как сильно вы хотите похудеть и как хорошо постараетесь. Терпеливые и усердные люди отмечают, что вес начинает снижаться уже на четвертый месяц - причем не на пару недель, а очень надолго. А, если вы и дальше будете держать себя "в йоге", очередной прибавки килограммов вам не видать.

А если у меня на нервной почве жуткий аппетит и я все время ем?

Тогда вам бежать на йогу надо. Самые явные изменения чаще всего происходят с теми, у кого отчетливо выражены проблемы. О пользе йоги для нервов и психики написано много книг и сказано много слов. К сожалению, в силу определенных обстоятельств это на людей плохо действует. Поэтому главный совет статьи -

Попробуйте, не так это и страшно - немного потратиться на учителя в смысле времени и финансов. Результаты могут быть такими, что позднее вы будете думать: эта статья изменила вашу жизнь. Так и будете, если подойдете к йогическому делу серьезно.

Итак, переиначим начало:

Йога способствует похудению. Если вам не дают покоя килокалории, превратившиеся в лишние килограммы, йога вам в помощь. Если вам не дает покоя нарушение обмена веществ, йога вам в помощь. Она поможет вам похудеть и научит жить в гармонии с собой. Только не ленитесь и верьте.

Ссылка

« Йога в свободное время и йога для свободы. | Хатха-йога »